Исполнительный директор программы «Фонд образовательных инноваций (ФОИ)», советник первого проректора Оксана Черненко
С чем связана отмена конкурсной процедуры набора учебных ассистентов?
Мы полагаем, что за четыре года существования проекта практика привлечения учебных ассистентов прижилась в Университете и из инновации стала обычным делом. Сегодня преподаватели уже хорошо представляют себе работу с учебными ассистентами: какие преимущества она даёт и с какими трудностями, возможно, придётся столкнуться (например, в процессе подготовки своего помощника). Нам хотелось, чтобы привлечение учебных ассистентов из поощрения лучших преподавателей превратилось в каждодневную практику для всех кафедр и всех преподавателей, позволяющую уделять больше времени и внимания процессам собственно преподавания и исследования.
Вместе с тем раньше, когда возможность работы с учебным ассистентом рассматривалась как своего рода привилегия, преподавателю засчитывалось в нагрузку 50 часов за руководство учебным ассистентом и не более 100 часов суммарно, независимо от общего количества студентов, сотрудничающих с ним в этом качестве. Теперь эти часы засчитываться не будут, то есть вместе с отменой конкурсной процедуры ушла в прошлое и бонусная часть проекта.
Какие недостатки были у прежнего регламента и какие ещё существенные изменения произошли?
Изменился порядок подачи заявки и круг преподавателей, которые могут теперь работать с учебными ассистентами. Теперь заявку на привлечение учебных ассистентов подаёт лектор, и он определяет, сколько нужно учебных ассистентов и с кем они будут работать. Это очень существенное изменение. С одной стороны, это добавляет забот преподавателю-лектору, но, с другой стороны, позволяет синхронизировать работу всех коллег, занятых в преподавании учебного курса.
До сих пор право на привлечение ассистентов имели только штатные преподаватели Вышки. Новое положение предусматривает такую возможность также для лекторов, не являющихся нашими штатными сотрудниками. Заявку на учебного ассистента для внештатного работника ВШЭ подаёт заведующий кафедрой.
Есть курсы, не предполагающие лекционной нагрузки. В первую очередь это курсы английского языка и других иностранных языков, где обучение происходит в языковых группах в форме практических занятий. В этом случае заявку на учебного ассистента для преподавателя должен подавать руководитель структурного подразделения, то есть заведующий кафедрой.
В конце лета 2013 года к проекту выразили желание присоединиться и преподаватели Лицея НИУ ВШЭ, чтобы иметь возможность привлекать учебных ассистентов из числа наших студентов по лицейским учебным курсам для школьников, предусматривающим большое количество дополнительных консультаций, различные формы промежуточного контроля, работу в малых группах и т.п. Идея была поддержана. Эта практика сохранится и в дальнейшем.
Предусматривает ли проект участие учебных ассистентов в ведении семинаров?
Когда мы запускали проект учебных ассистентов, то брали пример с западных университетов, где учебный ассистент (teaching assistant) действительно ведёт семинарские занятия и tutorials. Но у нас несколько иная модель, учебными ассистентами могут выступать даже студенты второго курса бакалавриата, и, конечно, никаких семинаров они вести не могут. А если, скажем, студент-магистр уже настолько подготовлен, что способен вести семинарские занятия, он может быть оформлен ассистентом на кафедру (это преподавательский статус) и вести занятия на вполне легальных основаниях.
Новость об изменениях в положении об учебных ассистентах оживлённо обсуждалась коллегами в фейсбуке. В частности, задавался вопрос о сроках представления заявителем кандидатуры учебного ассистента.
Когда это была конкурсная процедура, мы всем коллегам объявляли, и в положении это было записано, что преподаватель может не заявлять кандидатуру учебного ассистента в момент подачи заявки. Преподаватель подавал заявку о необходимости привлечения учебного ассистента. К этому моменту он должен был определиться с видами и примерным объёмом работ, которые он намерен поручить учебному ассистенту (проверка контрольных работ и маленьких письменных заданий, ведение консультаций на платформе LMS или очно и т.п.). Также преподаватель должен был знать, сколько учебных ассистентов ему нужно: один или два. А кандидатуру он мог представить позднее. Теперь, если я правильно понимаю, ситуация изменилась (возможно, в связи с переходом на электронную форму подачи заявок через личный кабинет) и кандидатуру учебного ассистента нужно заявлять уже в момент подачи заявки.
Можно ли привлечь учебного ассистента со стороны, обосновав наличие у претендента необходимых знаний?
Большинство преподавателей берут в учебные ассистенты студентов из числа прослушавших именно их курс. Это общее правило, и оно логично. Но всегда были исключения: студент, который перевёлся в Вышку, или магистр, который не слушал конкретно этот курс, но слушал аналогичный курс в своём университете. В этих случаях мы просили рекомендацию кафедры с обоснованием, почему их выбор пал именно на этого кандидата. Логика подсказывает, что эта ситуация должна сохраниться.
Каков механизм оплаты работы учебных ассистентов? Как Вы прокомментируете предложение о переводе учебных ассистентов на почасовую оплату?
Это фиксированная оплата за месяц работы. Первоначально она составляла около 4 тысяч рублей, сейчас — около 7 тысяч: совсем не обидная сумма. А перевести её в часы довольно сложно, потому что разные преподаватели поручают учебным ассистентам разные виды работ. И где-то их нагрузку можно измерить в часах и тарифицировать, а где-то сложно и не нужно, потому что работа учебного ассистента всё-таки должна быть гибким инструментом в руках преподавателя.
Как изменится порядок подачи заявок?
В прошлом году, ещё для конкурсной процедуры, мы ввели систему электронной подачи заявок. Эта система сохранится, но теперь подача заявок будет осуществляться преподавателем через личный кабинет на портале. И если раньше мы принимали также заявки на бумаге, то теперь электронная форма станет единственно возможной. Это оправданно, потому что тот объём заявок, который есть (а в будущем он только возрастёт), иначе невозможно обработать. Коллегам надо обратить на это особое внимание.
Нужно сказать, что изменения в конкурсной процедуре касаются и филиалов, потому что до сих пор филиалы проводили свои конкурсы на привлечение учебных ассистентов. Наши коллеги в Санкт-Петербурге, в Нижнем Новгороде и в Перми во многом переняли опыт ФОИ и получали частичное финансирование на реализацию этих проектов. Было бы странно, если бы преподаватели из филиалов подавали заявки к нам в Москву: коллеги на местах лучше знают свои потребности, своих преподавателей, своих студентов. Теперь, видимо, ситуация изменится и коллеги из филиалов перейдут на новую процедуру.
Руководитель Дирекции основных образовательных программ Анна Коровко
Что явилось причиной изменений, и какова их цель?
Основная причина состоит в том, что проект стал устойчивым институтом. За четыре года существования проекта через него прошли 935 студентов, на нём выросло целое поколение новых преподавателей. Проект — это проба, эксперимент, а учебные ассистенты стали частью повседневной жизни Университета, поэтому конкурсные процедуры больше не нужны. Новое положение позволяет иметь учебного ассистента практически любому преподавателю Вышки. Для рассмотрения заявок на привлечение учебных ассистентов больше не будет собираться конкурсная комиссия — только техническая экспертиза. Хотя, если по отношению к преподавателям конкурсные процедуры исчезли, то в отношении студентов критерии отбора сохранились.
Ещё одно важное изменение — отмена ограничения по количеству учебных ассистентов на одного преподавателя. В новом положении право решать, сколько ассистентов необходимо по конкретной дисциплине, Университет делегировал самому преподавателю. Теперь ассистентов может быть сколько угодно. Их число зависит только от того, труд какого количества людей преподаватель способен организовать.
Обратная сторона этого изменения в том, что преподаватели перестанут получать бонус в виде снижения преподавательской нагрузки за учебных ассистентов (до 100 часов в год).
Кто может привлекаться в качестве учебного ассистента?
Студенты и аспиранты Вышки. Главный критерий отбора студента на должность учебного ассистента — его успеваемость. Второе условие заключается в том, что он не должен учиться на том курсе, в реализации которого будет ассистировать.
Кто имеет право на привлечение учебного ассистента?
Основная идея состоит в том, что право подавать заявку на привлечение учебных ассистентов имеет только лектор, являющийся штатным работником Университета и отвечающий за содержание дисциплины. При этом ассистенты могут помогать всем преподавателям, осуществляющим преподавание учебной дисциплины, если таковых несколько.
Новое положение предусматривает также возможность привлекать учебного ассистента в помощь внештатным преподавателям Вышки (например, ведущим иностранным преподавателям), а также по дисциплинам, не предполагающим лекционной нагрузки (например, иностранным языкам). Однако и в том и в другом случае ответственность за учебных ассистентов несёт сотрудник, который подавал заявку. Тут нужно разделить право на работу с учебными ассистентами и формальное право подать заявку, которое есть только у штатного работника Университета. Для внештатных лекторов и для курсов, не предполагающих лекционной нагрузки, заявку на учебного ассистента подаёт заведующий кафедрой или руководитель департамента. Также возможность привлекать студентов предоставляется преподавателям Лицея НИУ ВШЭ.
Как изменился порядок приёма заявок?
Заявки на учебных ассистентов принимаются два раза в год: для учебных дисциплин, начинающихся в первом-втором модулях, — до 15 июня того же года; для дисциплин, начинающихся в третьем-четвёртом модулях, — до 1 декабря предыдущего года. В текущем году в связи с принятием нового положения об учебных ассистентах срок подачи заявок на третий-четвёртый модули был продлён до 31 января 2014 года.
В рамках проекта поддерживаются заявки на преподавание учебных дисциплин продолжительностью от одного до четырёх модулей одного учебного года. Если продолжительность курса больше одного года, на следующий год необходимо оформлять новую заявку.
Согласно новому положению заявки на учебных ассистентов принимаются только в электронной форме. Для участия в проекте преподаватель должен заполнить заявку в личном кабинете преподавателя на портале НИУ ВШЭ по ссылке, размещённой на странице «Справочник учебного процесса» в разделе «Учебный ассистент». После проверки данных на соответствие требованиям, установленным новым положением, отдел координации учебной работы преподавателей (ОКУРП) делает отметку в тексте заявки о её подтверждении, отклонении либо возвращении на доработку.
Со всеми вопросами по поводу подачи заявок можно обращаться в отдел координации учебной работы преподавателей к Лидии Владимировне Вагиной.
Тел.: 8 (495) 625-59-04
E-mail: lvagyna@hse.ru
С текстом нового положения об учебных ассистентах можно ознакомиться по ссылке.