• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как привлечь к преподаванию младших коллег или как стать учебным ассистентом?

Учебные ассистенты: итоги года

Учебный процесс в Вышке сочетает в себе элементы рутинности и инноваций. Это, в свою очередь,  отражается в наших новых проектах (которые со временем тоже станут самой настоящей рутиной!)

Один из таких новых проектов, который сейчас порождает устоявшуюся практику – привлечение к преподаванию учебных ассистентов (КА).

В начале ноября в Вышке начался новый этап конкурсный отбор по привлечению к преподаванию УА. У проекта было три «няньки» - Управление академического развития, Управление организации учебного процесса и программа «Фонд образовательных инноваций».

Прошлый год, ставший пилотным этапом для нового проекта, показал, что новая практика «прижилась» и пришлась по душе всем заинтересованным сторонам. Большинство преподавателей или сразу высказали желание продлить работу с учебными ассистентами в новом учебном году или, реализовав проект в рамках одной учебной дисциплины,   хотят расширить площадку и подают заявки на привлечение УА (учебных ассистентов) по другим своим курсам.

Игра по новым правилам

Несмотря на общий положительный итог, первый год жизни проекта выявил узкие места как в самой логике реализации проекта, так и в конкурсных процедурах. Именно поэтому в существующие нормативные документы были внесены изменения и дополнения.

  • Если вы ведете только семинарские занятия по дисциплинеи хотите привлечь к работе учебного ассистента, Вам необходимо поставить в известность о ваших планах коллегу, ведущего лекционные занятия по курсу. Достаточно его (её) визы на заявке.
  • Если подается коллективная заявка от преподавателей, которые ведут занятия по дисциплине (лекции, семинары), то к заявке необходимо приложить соглашение о распределении нагрузки по руководству учебным(и) ассистентом(ами) между всеми преподавателями. Соглашение оформляется в простой письменной форме и подписывается всеми участниками проекта.
  • Право привлечь учебного ассистента к преподаванию какой-либо дисциплины не распространяется на членов категории «Новые преподаватели» группы высокого профессионального потенциала ГУ-ВШЭ.
  • Такое же ограничение касается аспирантов, которые уже работают в университете как преподаватели. Они пока не могут привлекать к преподаванию учебных ассистентов.

Перечисленные изменения позволяют уточнить «условия игры» и избежать несогласованности между коллегами, ведущими занятия по одной дисциплине и упорядочить расчет преподавательской нагрузки.

Как выбрать учебного ассистента?

При выборе потенциального кандидата на роль учебного ассистента следует обратить внимание на то обстоятельство, что учебным ассистентом по дисциплине не может быть студент, обучающийся на курсе, в рамках которого преподается данная дисциплина. Это вполне логично и позволяет чувствовать себя комфортно как УА, так и студентам, которые обращаются к своим сверстникам как к консультантам. В начале учебного года возникают также т.н. «переходные состояния», когда будущий УА уже перестал быть студентом бакалавриата и готовится к поступлению в магистратуру или еще дальше – перестал быть студентом вообще и сдает экзамены в аспирантуру. Договор о привлечении к работе УА может быть заключен только после издания приказа о зачислении в магистратуру или аспирантуру  соответственно. Поэтому, если занятия начинаются с 1 сентября, стоит еще раз убедиться, что выбранный вами претендент сможет пройти все формальные процедуры.

Пока учебные ассистенты есть только в Москве

В этом учебном году, как и в прошлом, конкурсная программа по привлечению учебных ассистентов не распространяется на филиалы. Связано это с тем, что «обкатку» технологии и доведение ее до хорошо отлаженного состояния решено проводить в Москве.

Главные ограничения

 Одно из важнейших правил: учебный ассистент не вправе самостоятельно вести аудиторные занятия по дисциплине.Учебные ассистенты не могут привлекаться к ведению научных и научно-исследовательских семинаров,а также к разработке и внедрению в учебный процесс дисциплин, впервые включенных в рабочий учебный план факультета/отделения.

«Заявки на продление»                       

Новые правила касаются как заявок, которые буду подаваться впервые, так и заявок на продление.
Что такое «заявка на продление» и как ее оформить?

В первую очередь, заявка на продление работы УА по курсу не проходит через конкурсную процедуру отбора. Однако, речь не идет об автоматическом продлении – вместе с заявкой прилагается отчет о выполненной работе, который  отсылается  по итогам работы в Управление организации учебного процесса. В отчет необходимо  включить ссылки на созданные учебным ассистентом  методические и дидактические материалы, поскольку критериями успешности каждого проекта будет, в первую очередь, внедрение инновационных методик и педагогических технологий в преподавание дисциплины благодаря совместной деятельности преподавателя и учебного(ых) ассистента(ов).

Большая часть заявок на продление на следующий год подается в конце учебного года. Но если вы по каким–то причинам не успели или не смогли этого сделать весной, не поздно подать заявку на продление сейчас, в рамках осеннего конкурса.

Дополнительную информацию о привлечении учебных ассистентов читайте на сайте Фонда образовательных инноваций.

 

Исполнительный директор программы «Фонд образовательных инноваций»

Оксана Черненко

13 ноября, 2010 г.