• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Этот курс – самое большое преподавательское событие…»

О своем опыте работы вместе с учебными ассистентами рассказывает Ирина Хованская, доцент общеуниверситетской кафедры высшей математики.

«Я преподаю математику на факультетах, где математика не входит в число основных предметов: на журфаке, соцфаке, факультете политологии. Уровень подготовки  студентов очень разный: некоторые закончили математические классы, а кто-то сдал ЕГЭ или другой выпускной экзамен и надеялся больше никогда с математикой не встречаться. Мне очень хотелось сделать занятия более индивидуальными, чтобы самые сильные ребята не скучали, а для самых «нематематических» студентов занятия математикой не превращались бы в исполнение странных алгоритмов и ритуалов.

Мы привлекaли учебных ассистентов к преподаванию курса «Высшая математика для журналистов», и этот курс - самое большое преподавательское событие этого учебного года не только для меня, но и для других участников процесса. На две группы был не один и не два учебных ассистента, а одиннадцать человек! Нам помогали студенты матфака, других факультетов, к нам присоединились и преподаватели нашей кафедры. Семинары проходили так, как их проводят на матфаке: у доски никто не стоит, студенты решают задачи и рассказывают их преподавателям. Нам, взрослым преподавателям этого курса - Константину Сонину (включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента) (мы вместе с ним написали программу этого курса на основе стандартной), Наталье Сопруновой и мне - пришлось заново составить все задачи: если раньше на каждом семинаре мы разбирали 10-12 задач, то сейчас их пришлось разбить на 50-60 маленьких задачек. Поскольку теперь студенты решали задачи самостоятельно, нельзя было закладывать в задачи слишком большие или сложные ходы.

Мы очень довольны этим курсом. Студенты с удивлением рассказывали, что на переменах обсуждают задачки - а  это ведь журфак, один из самых гуманитарных факультетов Вышки! Для многих студентов-ассистентов это был первый опыт преподавания, но некоторые из них уже работали в системе математических кружков для школьников. Для нас, взрослых, это было очень приятное и успешное сотрудничество.

Сейчас, в соответствии с Положением об учебных ассистентах, у нас есть ассистенты и на других курсах: ребята составляют и проверяют контрольные работы, письменные задания, если нужно - рассылают решения задач, которые мы обсуждали на семинарах, помогают разобраться студентам с индивидуальными заданиями и возникающими в ходе учёбы вопросами.

На одном из курсов учебные ассистенты младше слушателей курса: курс читается магистрам факультета политологии. По-моему, это делу совсем не мешает. Ведь некоторые политологи вообще не встречались с математикой после школы. Без возможности дополнительного общения с учебными ассистентами им было бы трудно слушать курс о моделях теории рисков. В этом году на факультете социологии много студентов, хорошо ориентирующихся в несложной математике, получающих от неё удовольствие. Я надеюсь, что с помощью учебных ассистентов эти ребята разберутся в тех вопросах, которые невозможно включить в рамки обычного курса дискретной математики для социологов».

 

Что же говорят сами студенты-первокурсники, которые стали учебными  ассистентами?

«Основная сложность для меня заключалась в том, что студенты были старше меня. Казалось, что они должны знать то же, что и я, и даже больше. Они ведь первокурсники-магистры, а я первокурсник бакалавриата, так что у нас больше четырех лет разницы почти со всеми. Но в результате все получилось.   Мы брали пример с наших преподавателей - у нас на семинарах их всегда много, они принимают задачи. И это, по-моему, гораздо лучше, чем когда преподаватель один и вызывает к доске - чувствуется более личный подход, решать задачи становится интереснее, а главное, в результате расскажут свои задачи все, а не только те, кому повезет быть вызванным»

Михаил Сальников, 1 курс

 

«Все студенты понимают предмет на разных уровнях, и для каждого существует свой отдельный способ достичь максимального понимания. Определить то, как нужно объяснять материал, чтобы именно какой-то конкретный студент понял - самая интересная часть работы. Самое сложное -  это контакт с некоторыми студентами. Не все привыкли к тому, что их учат их ровесники, а не взрослые профессора. Не могу сказать про другие дисциплины, но на математике ассистенты бесспорно полезны».

Леонид Монин, 1 курс

 

Дополнительную информацию о конкурсе можно найти на странице программы «Фонд образовательных инноваций»

22 апреля, 2010 г.