Он может помогать преподавателю в подготовке к занятиям (подбор учебно-методических материалов, кейсов, разработка вариантов домашних заданий) и их проведении. При этом, когда на преподавателя ввиду его загруженности сваливается проверка огромного количества студенческих работ, он может поручить проверить их часть ассистенту. Тот может проверить тест по ключам, проверить работу в системе «Антиплагиат», но конечная оценка всё равно выставляется преподавателем, т. е. проверка работы ассистентом является предварительной. Также учебный ассистент не может принять зачёт или экзамен. В данном случае его функция будет заключаться в том, чтобы следить за порядком в аудитории. Но учебный ассистент может привлекаться к разработке тематики и заданий текущего и промежуточного контроля, а также итогового.
Во время занятия ассистент может помогать преподавателю модерировать дискуссии студентов или организовывать работу в малых группах. Он также консультирует студентов по вопросам, касающимся данного учебного курса. Это полезная практика: не секрет, что иногда студенту проще обратиться с вопросом к своему ровеснику, чем к преподавателю.
Существуют ещё некоторые ограничения. В частности, нельзя быть учебным ассистентом по дисциплине, которая читается на твоём же курсе, т. е. помогать в проведении занятий у своих однокурсников. При этом можно быть ассистентом на курсе, который всего на один год младше твоего. У нас встречаются и ещё более интересные комбинации, когда, скажем, для помощи в проведении экономических и математических курсов привлекаются студенты с другого факультета.
Безусловно, данная программа полезна и для самих ассистентов. Ведь для того, кто задумывается о будущей работе в университете, это отличный шанс попробовать себя. Конечно, учебный ассистент не в полной мере может ощутить себя преподавателем, но этой практики достаточно, чтобы понаблюдать за работой преподавателя и составить себе представление о ней. В этом году у нас насчитывается более 200 учебных ассистентов.
Что нужно сделать преподавателю для того, чтобы привлечь к работе учебного ассистента?
Если преподаватель решил, что ему нужен ассистент по данной учебной дисциплине, то он должен определить те виды работы, которые он готов ему поручить, и чётко прописать их в заявке. Также он должен прописать планируемые результаты этой работы. Даже если ему требуется ассистент, допустим, для рутинной проверки письменных работ, это означает, что у преподавателя появляется дополнительное время, которое он должен потратить, например, на создание нового курса, проведение исследований или на то, чтобы закончить статью.
Кроме этого, если студент привлекается для подборки и обновления учебно-методических материалов по курсу, то результатом этой работы должен стать, к примеру, обновлённый ридер, определённое количество подготовленных тестовых заданий, обновлённый список нормативно-правовых актов и судебных решений по какой-то теме.
Наконец, в заявке указывается имя того, кого преподаватель хотел бы привлечь в качестве учебного ассистента. После подачи заявки она рассматривается Бюро Совета Фонда образовательных инноваций, и принимается решение о том, соответствует она формальным критериям или нет. Но у преподавателя может и не быть готовой кандидатуры на момент подачи заявки. В этом случае у него есть время для того, чтобы найти её, до начала учебного курса. Студент, желающий стать учебным ассистентом, также сам может инициировать этот процесс, т. е. подойти к преподавателю и сообщить о том, что он хочет стать ассистентом по данному курсу.
Бывает, что у нас происходит замена кандидатур учебных ассистентов. Одно из наших условий заключается в том, что работа учебного ассистента не должна мешать его учёбе. И преподаватель, и студент должны очень внимательно оценить объём предстоящей работы. В некоторых случаях преподаватель подает заявку на привлечение двух учебных ассистентов на один курс, чётко расписывая задания для каждого из них.
После года сотрудничества с учебным ассистентом преподаватель может подать заявку на продление работы с ним на следующий год. Она продлевается при условии, что у преподавателя рейтинг по этой дисциплине не ниже четырёх баллов или он получает один из видов надбавок — академическую или преподавательскую.
Подробную информацию о программе учебных ассистентов вы можете узнать здесь.