• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Publish or perish

В этом выпуске «Academic Forum» мы обсуждаем проблему повышения публикационной активности преподавателей университетов. Своими комментариями и советами о подготовке публикаций в международных журналах делятся эксперты Высшей школы экономики — Джон Най, Фуад Алескеров, Мартин Карной и Владимир Гимпельсон.

В чём основная причина недостаточной публикационной активности сотрудников российских университетов и Вышки в частности?

Профессор факультета экономики Университета Джорджа Мейсона, научный руководитель Международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ НИУ ВШЭДжон Най

На мой взгляд, здесь нет каких-то специфических проблем. Идёт нормальный процесс адаптации. Когда создавалась Высшая школа экономики, большинство российских научных программ  не было ориентировано на то, чтобы исследователи активно занимались подготовкой статей (особенно, для иностранных журналов). Не было такого приоритета. Россия лишь недавно начала поддерживать развитие публикационной и исследовательской активности, многие сотрудники были наняты в университеты для ведения главным образом преподавательской, а не исследовательской деятельности. Поэтому, разумеется, процесс адаптации проходит нелегко. Российская наука пока немного отстаёт от мировой с точки зрения подготовки и обучения исследователей. Многие из нынешних научных сотрудников Вышки не обучались по программам PhD и не знают технологий, которыми должен владеть современный исследователь. Наконец, ещё одна проблема состоит в том, чтобы представить результаты своего исследования (в частности, в письменном виде) на английском языке. На сегодняшний день большинство результатов исследований должно быть опубликовано на английском языке, чтобы увеличить шансы доступа к ним международной аудитории.

 

Профессор, заведующий кафедрой высшей математики на факультете экономики, научный руководитель отделения прикладной математики и информатики, главный научный сотрудник лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики, заведующий международной научно-учебной лабораторией анализа и выбора решений Фуад Алескеров

Я думаю, таких причин три. Во-первых, очень многие коллеги не чувствуют значимости теоретических моделей и получаемых с их помощью результатов, не могут оценить возможностей, которые даёт их публикация. Особенно это касается молодых коллег; и тут должны помогать старшие коллеги. Во-вторых, многие коллеги не публикуются просто из лености: из нежелания выслушивать комментарии рецензента, править статью иногда по десять раз и т.п. У меня есть такой ученик — он мог бы получать надбавку за публикацию в западном журнале, но не хочет учить английский язык. Поэтому он публикует блестящие статьи в очень качественных российских журналах. Наконец, в-третьих, нет встроенности в мировую науку. Поэтому многие работы делаются без серьёзного содержания — обычно это работы по контракту.

 

Профессор Стэнфордского университета, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики Мартин Карной

В социальных науках основная проблема заключается в недостатке информации. Так, в подходах к исследованию политики в области образования в России недостаёт информации для проведения качественной эмпирической работы (в частности, каузального анализа). Однако российские исследователи в ВШЭ пытаются одновременно получать позитивные данные и писать сложную аналитику на их основе.

 

Профессор, директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон

Мне кажется, здесь целый ряд причин. Одна из них заключается в том, что до последнего времени наличие публикаций не являлось важнейшим условием университетского существования. Принцип “publish or perish” в российских вузах не действовал. Конечно, требование иметь публикации было всегда, но уровень самих публикаций не имел особого значения. Отчасти это связано с тем, что исторически в нашей стране наука и преподавание были разделены. От преподавателя главным образом требовалось преподавать — очень много и в меру хорошо. Это относится, наверное, ко всем наукам, хотя и в разной степени.

Что же касается социальных наук, то они по-прежнему пребывают в кризисном состоянии. Отсюда и низкий уровень публикаций, и их количество. Причины такого состояния понятны, но, по-видимому, здесь требуются не только значительные усилия, но и время. 

 

Что, на ваш взгляд, должны сделать университеты для повышения публикационной активности? Каковы возможные стратегии увеличения числа международных публикаций?

Джон Най

Для меня этот вопрос перекликается с первым вопросом. Необходимо поощрять сотрудников за публикации, стимулировать представление ими результатов своих исследований на английском языке. Кроме того, нужно создать благоприятную атмосферу на уровне международного взаимодействия университетов, которая помогала бы сотруднику в обсуждении его исследования, в улучшении его. Это подразумевает организацию семинаров, конференций, приглашение коллег из других вузов с целью обмена опытом и развития научной коммуникации. Здесь они могут высказать полезные предложения и оставить комментарии о работе сотрудников Университета. Также должны предприниматься непрекращающиеся попытки по найму ведущих специалистов с международного рынка труда. Однако это требует времени и денег. Даже известным школам, если они стремятся стать заметными, приходится платить больше денег крупным исследователям. В мире так много университетов, пытающихся продвигать результаты своих исследований, что конкуренция за молодых и известных учёных, способных публиковаться, обсуждать свои работы и преподавать на высоком уровне, очень жёсткая. ВШЭ, возможно, нуждается в дополнительной помощи, чтобы создать единую, сплочённую команду, которая будет эффективно работать и оказывать определённое влияние на других профессоров и студентов. Наём случайных людей, которые имеют неплохой список публикаций, но не умеют работать в команде и мотивировать коллег и студентов, может навредить школе, только начинающей выстраивать свои научные подразделения.  

Школа не должна пытаться сделать всё и сразу. Может быть, лучше начать с подбора исследователей по двум-трём направлениям, а затем уже привлекать исследователей из других областей, чем иметь много профессоров в разных областях с различными стандартами для каждой области, несовместимыми друг с другом.

 

Фуад Алескеров

В случае, когда работы делаются без серьёзного содержания, не содержат в себе ничего нового и не могут быть опубликованы (разве только в каких-то сомнительных изданиях), решение очень простое: такие работы надо прекращать и даже запрещать. Даже работы по контракту с внешними организациями, потому что значимость и качество этих работ для внешнего заказчика также сомнительны.

В случае, касающемся моего ученика, который мог бы получать надбавку за публикацию в западном журнале, но не хочет учить английский, я пока не знаю, что делать. Видимо, надо привлекать семью, профсоюз и т.п., вести воспитательную работу.

Наконец, что касается случая, когда молодые коллеги не способны оценить те возможности, которые даёт публикация результатов их работы, тут надо спрашивать с руководителей научных школ и подразделений. Если руководитель научной школы сам не знает того, что делается в его области, как он может требовать публикационной активности, тем более международной, со своих сотрудников?

 

Владимир Гимпельсон

Если мы берём все науки скопом, то ответ самый тривиальный: прежде всего необходимо повышать уровень самих исследований и поддерживать мотивацию исследователей к публикации в международных журналах. Конечно, в каждой области есть своя специфика и свои стратегии решения этой проблемы.

 

Что бы вы посоветовали сотрудникам, которые хотят опубликовать свою статью в международном журнале? С чего начинать, на что в первую очередь следует обратить внимание?

Джон Най

Самый очевидный совет — ознакомиться со специализированной литературой и заниматься исследованиями в той области, к которой вы наиболее подготовлены. Если вам для проведения своего исследования нужны специальные навыки в области математики, иностранных языков или компьютерных программ, необходимо в первую очередь получить эти навыки. Нужно убедиться, что вы можете писать и говорить на английском языке на том уровне, который необходим, чтобы донести результаты вашей работы до международной аудитории. Можно попытаться найти специалиста, способного выступить в качестве вашего соавтора. Амбициозный исследователь постарается посетить множество семинаров и международных конференций и представить свою работу как можно более широкому кругу друзей и коллег. Можно посоветоваться с успешными учёными в Москве и за рубежом по поводу того, в какие журналы можно отправить вашу статью. И будьте готовы получить несколько отказов, прежде чем ваша статья наконец будет опубликована в хорошем журнале. Кроме того, хорошо бы иметь небольшую группу единомышленников, с которыми можно встречаться в неформальной обстановке хотя бы один-два раза в месяц и которые могут помочь вам своими комментариями и поддержкой (в том числе моральной).

Ни в коем случае не надо сдаваться. Конечно, публикация в ведущих и средних журналах — сложная задача, а конкуренция с каждым годом только растёт. Однако важно правильно подобрать тему для исследования, адаптировать стратегию написания текстов к меняющимся требованиям и использовать свои преимущества. Я также считаю, что у ВШЭ есть возможности поддерживать междисциплинарные исследования. Бывает, что самые блестящие идеи игнорируются специалистами потому, что эти специалисты разбираются лишь в своей узкой области. Сотрудничество поможет найти новые темы и подходы, которые ранее упускались из виду.

 

Фуад Алескеров

Первое, что важно: знание английского языка.

Что касается того, как писать тексты статей, тут есть свои технологии. В статье обязательно должно быть сказано про актуальность исследования, то есть вы должны показать, что нового в данной науке вы сделали. Это может быть сказано одной фразой, но сказать это нужно обязательно. Хорошо бы также прописать область возможного применения результатов вашей работы.

Можно дать и ещё более конкретные рекомендации. Избегайте придумывания своих обозначений и терминов, не принятых в мире; у нас очень любят придумывать свои обозначения, свои термины. Важно, чтобы предложения были короткими: не нужно писать фразы в шесть-семь строк, на английском тем более. Когда вы пытаетесь сформулировать какую-то мысль, запишите её, посмотрите на получившееся предложение, попробуйте записать ту же мысль другими словами, сделайте то же самое тремя, четырьмя, двадцатью способами. И вот когда вы проделаете это раз двадцать, то, поверьте, с двадцать первого раза вы станете писать хорошо. Проделайте то же самое с параграфом текста. Каждый параграф должен содержать некую мысль — не две, не три, и каждое предложение должно логически вытекать одно из другого. Часто люди пишут тексты таким образом, что в одном в параграфе собрано по восемь мыслей, никак друг с другом не связанных. Написав страницу текста, попробуйте сократить его на треть, не выбрасывая никаких мыслей; а затем попробуйте сократить ещё на треть. Если в процессе сокращения текста вы сумели сохранить все мысли, вы увидите, насколько качественнее стал ваш текст. Интересно отметить, что меня так учили ещё в 1970-е годы, когда я готовил свою первую статью. Похожий метод предлагался и в 1990-е годы.

Подробнее о том, как писать научный текст, я говорю в специальной лекции, текст которой размещён на сайте Вышки.

К сказанному хотелось бы прибавить, что к своим статьям надо относиться как к собственным детям. Вряд ли кто-то захочет, чтобы его ребенок был чисто одет, но при этом его лицо и руки оставались грязными. Так и статья — если есть хороший результат, его надо красиво преподнести.

 

Мартин Карной

Во-первых, существует огромное количество международных журналов, поэтому важно правильно выбрать журнал, который мог бы принять вашу статью. Во-вторых, исследование должно быть интересным для научного сообщества и представлять собой заявку на новый уровень в своей предметной области. В-третьих, статья по результатам исследования должна быть написана в стиле того журнала, куда вы хотите её отправить. Если журнал выходит на английском языке, статья должна быть написана на хорошем академическом английском.

 

Владимир Гимпельсон

Опять же, в каждой научной дисциплине — своя публикационная кухня. Более того, у каждого журнала — свои особенности, которые полезно учитывать.

Что касается социальных наук, то, хотя единых рецептов и схем построения научной статьи не существует, некоторые более-менее общие, нетехнические советы всё же можно сформулировать. Некоторые советы начинающим авторам от редколлегии «Экономического журнала ВШЭ» опубликованы на сайте журнала. Практически все они актуальны и для публикации в международных журналах.

24 октября, 2013 г.