• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оценка публикационной активности научных сотрудников: регламент и критерии

На заседании Учёного совета 27 сентября был утверждён регламент оценки публикационной активности научных работников НИУ ВШЭ в 2013 году. О том, как будет проходить первая кампания по оценке публикационной активности, рассказывает её координатор, заместитель проректора Дмитрий Дагаев.

Зачем нужна оценка публикационной активности?

Для выполнения поставленных задач по повышению международной конкурентоспособности Университету важно знать реальную ситуацию с публикационной активностью своих сотрудников. Целью кампании 2013 года является получение информации, необходимой для оптимизации кадровой политики в отношении научных подразделений. Все научные подразделения Вышки можно условно разделить на два блока. Первый блок составляют подразделения, осуществляющие в основном фундаментальные исследования, второй — подразделения, выполняющие главным образом прикладные исследования и консалтинговые работы. Очевидно, что политика стимулирования публикационной активности сотрудников этих двух блоков должна носить различный характер. Результаты осенней кампании 2013 года и должны выявить специфические тонкости и различия, анализ которых поможет сделать эту политику более гибкой и эффективной.

 

Кто будет проходить оценку публикационной активности?

В соответствии с принятым регламентом в 2013 году оценка публикационной активности коснётся всех научных сотрудников НИУ ВШЭ, за исключением нескольких категорий работников. От прохождения процедуры оценки освобождаются:

  • научные сотрудники, успешно прошедшие конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в июне 2013 года;
  • научные сотрудники, принятые на работу на международном рынке труда;
  • получатели академических надбавок третьего уровня, присуждённых в 2012 или в 2013 году;
  • ординарные профессора НИУ ВШЭ;
  • cтажёры-исследователи, в случае если они являются студентами либо выпускниками Вышки (бакалавриата либо магистратуры) 2012 или 2013 года. Данный пункт относится только к тем, для кого это высшее образование является первым; коллеги, получающие второе высшее образование, от оценки публикационной активности не освобождаются;
  • научные сотрудники филиалов НИУ ВШЭ;
  • беременные женщины и женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; научные сотрудники, находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им трёхлетнего возраста, а также вышедшие из отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребёнком менее двух лет назад.

 

Через год перечень категорий лиц, освобождающихся от прохождения процедуры оценки публикационной активности, сократится. В частности, коллеги из филиалов будут участвовать в этом мероприятии на общих основаниях.

Единственное принципиальное отличие принятого регламента от утверждённой ранее рамочной концепции оценки публикационной активности в том, что по нему стажёры-исследователи получают больше времени по окончании вуза на подготовку первых научных публикаций.

 

Каков порядок прохождения оценки публикационной активности?

Всю кампанию по оценке публикационной активности можно условно разделить на два этапа.

Первый этап будет заключаться в сборе сведений о публикациях научных сотрудников. 30 сентября руководители научных подразделений получили по корпоративной электронной почте типовые формы для заполнения научными сотрудниками и все необходимые инструкции. Не позднее 18 октября руководители подразделений или делегированные ими работники должны сдать уже заполненные формы ответственным лицам: для подразделений, ведущих фундаментальные исследования, это Марина Олеговна Копытина; для подразделений, занимающихся прикладными исследованиями, — Людмила Ильинична Ершова. Вместе с типовыми формами руководитель должен представить информацию о том, в какой предметной комиссии будут проходить оценку публикационной активности сотрудники его подразделения. Он может либо отнести всех сотрудников к одному подразделению, либо выделить несколько групп сотрудников по направлениям. Перечень направлений соответствует списку направлений программы «Научный фонд»: экономика, менеджмент, социология, право, политология, философия, история, филология, лингвистика, психология, информатика, математика, прикладная математика; физика, новые материалы и электроника, а также культурология.

Далее начинается второй этап кампании — собственно оценка публикационной активности. Сначала предметные комиссии подготовят свои рекомендации о признании научных сотрудников соответствующими (либо не соответствующими) критериям оценки публикационной активности. Они передадут протоколы заседаний предметных комиссий координатору, который до 15 ноября разошлёт их по корпоративной почте руководителям научных подразделений, а также руководителям Центра фундаментальных исследований (ЦФИ) и Дирекции научных исследований и разработок (ДНИР). С этого момента и до 1 декабря научные сотрудники будут иметь возможность представить информацию о публикациях, вышедших после начала кампании, и оспорить принятые рекомендации, обратившись с просьбой проверить их на наличие технической или процедурной ошибки. В обоих случаях нужно написать заявление на имя первого проректора Л.М. Гохберга и проректора М.М. Юдкевич и передать его координатору.

Параллельно с этим руководители, координирующие научные исследования, рассмотрят заполненные научными сотрудниками формы и подготовят свои рекомендации относительно соответствия или несоответствия научных сотрудников критериям оценки публикационной активности. Далее рекомендации предметных комиссий и руководителей, координирующих научные исследования, поступят в общеуниверситетскую комиссию, состоящую из членов кадровой и научной комиссий Учёного совета, а также руководителей, координирующих научные исследования. Основываясь на этих рекомендациях, общеуниверситетская комиссия вынесет решение об успешном либо неудачном прохождении каждым научным сотрудником оценки публикационной активности. Протокол заседания общеуниверситетской комиссии поступит координатору, который не позднее 20 декабря разошлёт его руководителям научных подразделений и руководителям ЦФИ и ДНИР. На этом кампания завершится — начнётся анализ полученных результатов.

 

Как будет проходить оценка публикационной активности для научных сотрудников, совмещающих научную работу с преподавательской деятельностью?

При разработке регламента оценки публикационной активности мы старались облегчить жизнь тем коллегам, которые являются внутренними совместителями и занимают одновременно научную и профессорско-преподавательскую должности. Было принято решение, что никто не должен проходить конкурсные или оценочные процедуры чаще одного раза в год. Поэтому те коллеги, которые успешно прошли конкурс ППС в июне 2013 года, были освобождены от прохождения оценки публикационной активности в конце года. Для тех научных сотрудников, которым предстоит проходить конкурс ППС осенью 2013 года, организовано «одно окно»: совместители должны заполнить две типовые формы, но подавать их нужно только по месту основной работы, то есть либо руководителю научного подразделения, либо руководителю образовательного подразделения.

 

Каковы особенности кампании по оценке публикационной активности 2013 года?

В 2013 году оценка публикационной активности будет проводиться исключительно в информационных целях. Следующая кампания по оценке публикационной активности, которая будет проводиться осенью 2014 года, будет использоваться уже в качестве инструмента кадровой политики и, в частности, поддержки активно публикующихся научных сотрудников.

В интересах объективности результатов кампании в 2013 году было решено не отказываться от приёма типовых форм в бумажном варианте, чтобы научный сотрудник имел возможность указать все свои публикации, включая те из них, которые по тем или иным причинам не были внесены в базу портала. Однако в случае, если у предметной комиссии вовремя не окажется заполненной типовой формы научного сотрудника, его публикационная активность будет оцениваться на основании данных, размещённых на персональной странице портала Вышки. В будущем же типовые формы будут приниматься только в электронном виде.

Важно отметить, что результаты оценки публикационной активности будут носить непубличный характер. Вся персонализированная информация, включая итоговое решение о прохождении оценки публикационной активности, является конфиденциальной. Все должностные лица, имеющие доступ к этой информации, берут на себя обязательство не раскрывать её третьим лицам. Вместе с тем обобщённая статистика может быть обнародована.

Подробная информация о кампании по оценке публикационной активности приведена на портале Вышки в разделе «Наука». Там же можно ознакомиться с регламентом оценки публикационной активности и скачать для заполнения типовую форму сведений о научном сотруднике. По всем вопросам можно обращаться по электронной почте: ddagaev@hse.ru.

Зачем нужна оценка публикационной активности?

Для выполнения поставленных задач по повышению международной конкурентоспособности Университету важно знать реальную ситуацию с публикационной активностью своих сотрудников. Целью кампании 2013 года является получение информации, необходимой для оптимизации кадровой политики в отношении научных подразделений. Все научные подразделения Вышки можно условно разделить на два блока. Первый блок составляют подразделения, осуществляющие в основном фундаментальные исследования, второй — подразделения, выполняющие главным образом прикладные исследования и консалтинговые работы. Очевидно, что политика стимулирования публикационной активности сотрудников этих двух блоков должна носить различный характер. Результаты осенней кампании 2013 года и должны выявить специфические тонкости и различия, анализ которых поможет сделать эту политику более гибкой и эффективной.

 

Кто будет проходить оценку публикационной активности?

В соответствии с принятым регламентом в 2013 году оценка публикационной активности коснётся всех научных сотрудников НИУ ВШЭ, за исключением нескольких категорий работников. От прохождения процедуры оценки освобождаются:

·         научные сотрудники, успешно прошедшие конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в июне 2013 года;

·         научные сотрудники, принятые на работу на международном рынке труда;

·         получатели академических надбавок третьего уровня, присуждённых в 2012 или в 2013 году;

·         ординарные профессора НИУ ВШЭ;

·         cтажёры-исследователи, в случае если они являются студентами либо выпускниками Вышки (бакалавриата либо магистратуры) 2012 или 2013 года. Данный пункт относится только к тем, для кого это высшее образование является первым; коллеги, получающие второе высшее образование, от оценки публикационной активности не освобождаются;

·         научные сотрудники филиалов НИУ ВШЭ;

·         беременные женщины и женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; научные сотрудники, находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им трёхлетнего возраста, а также вышедшие из отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребёнком менее двух лет назад.

 

Через год перечень категорий лиц, освобождающихся от прохождения процедуры оценки публикационной активности, сократится. В частности, коллеги из филиалов будут участвовать в этом мероприятии на общих основаниях.

Единственное принципиальное отличие принятого регламента от утверждённой ранее рамочной концепции оценки публикационной активности в том, что по нему стажёры-исследователи получают больше времени по окончании вуза на подготовку первых научных публикаций.

 

Каков порядок прохождения оценки публикационной активности?

Всю кампанию по оценке публикационной активности можно условно разделить на два этапа.

Первый этап будет заключаться в сборе сведений о публикациях научных сотрудников. 30 сентября руководители научных подразделений получили по корпоративной электронной почте типовые формы для заполнения научными сотрудниками и все необходимые инструкции. Не позднее 18 октября руководители подразделений или делегированные ими работники должны сдать уже заполненные формы ответственным лицам: для подразделений, ведущих фундаментальные исследования, это Марина Олеговна Копытина; для подразделений, занимающихся прикладными исследованиями, — Людмила Ильинична Ершова. Вместе с типовыми формами руководитель должен представить информацию о том, в какой предметной комиссии будут проходить оценку публикационной активности сотрудники его подразделения. Он может либо отнести всех сотрудников к одному подразделению, либо выделить несколько групп сотрудников по направлениям. Перечень направлений соответствует списку направлений программы «Научный фонд»: экономика, менеджмент, социология, право, политология, философия, история, филология, лингвистика, психология, информатика, математика, прикладная математика; физика, новые материалы и электроника, а также культурология.

Далее начинается второй этап кампании — собственно оценка публикационной активности. Сначала предметные комиссии подготовят свои рекомендации о признании научных сотрудников соответствующими (либо не соответствующими) критериям оценки публикационной активности. Они передадут протоколы заседаний предметных комиссий координатору, который до 15 ноября разошлёт их по корпоративной почте руководителям научных подразделений, а также руководителям Центра фундаментальных исследований (ЦФИ) и Дирекции научных исследований и разработок (ДНИР). С этого момента и до 1 декабря научные сотрудники будут иметь возможность представить информацию о публикациях, вышедших после начала кампании, и оспорить принятые рекомендации, обратившись с просьбой проверить их на наличие технической или процедурной ошибки. В обоих случаях нужно написать заявление на имя первого проректора Л.М. Гохберга и проректора М.М. Юдкевич и передать его координатору.

Параллельно с этим руководители, координирующие научные исследования, рассмотрят заполненные научными сотрудниками формы и подготовят свои рекомендации относительно соответствия или несоответствия научных сотрудников критериям оценки публикационной активности. Далее рекомендации предметных комиссий и руководителей, координирующих научные исследования, поступят в общеуниверситетскую комиссию, состоящую из членов кадровой и научной комиссий Учёного совета, а также руководителей, координирующих научные исследования. Основываясь на этих рекомендациях, общеуниверситетская комиссия вынесет решение об успешном либо неудачном прохождении каждым научным сотрудником оценки публикационной активности. Протокол заседания общеуниверситетской комиссии поступит координатору, который не позднее 20 декабря разошлёт его руководителям научных подразделений и руководителям ЦФИ и ДНИР. На этом кампания завершится — начнётся анализ полученных результатов.

 

Как будет проходить оценка публикационной активности для научных сотрудников, совмещающих научную работу с преподавательской деятельностью?

При разработке регламента оценки публикационной активности мы старались облегчить жизнь тем коллегам, которые являются внутренними совместителями и занимают одновременно научную и профессорско-преподавательскую должности. Было принято решение, что никто не должен проходить конкурсные или оценочные процедуры чаще одного раза в год. Поэтому те коллеги, которые успешно прошли конкурс ППС в июне 2013 года, были освобождены от прохождения оценки публикационной активности в конце года. Для тех научных сотрудников, которым предстоит проходить конкурс ППС осенью 2013 года, организовано «одно окно»: совместители должны заполнить две типовые формы, но подавать их нужно только по месту основной работы, то есть либо руководителю научного подразделения, либо руководителю образовательного подразделения.

 

Каковы особенности кампании по оценке публикационной активности 2013 года?

В 2013 году оценка публикационной активности будет проводиться исключительно в информационных целях. Следующая кампания по оценке публикационной активности, которая будет проводиться осенью 2014 года, будет использоваться уже в качестве инструмента кадровой политики и, в частности, поддержки активно публикующихся научных сотрудников.

В интересах объективности результатов кампании в 2013 году было решено не отказываться от приёма типовых форм в бумажном варианте, чтобы научный сотрудник имел возможность указать все свои публикации, включая те из них, которые по тем или иным причинам не были внесены в базу портала. Однако в случае, если у предметной комиссии вовремя не окажется заполненной типовой формы научного сотрудника, его публикационная активность будет оцениваться на основании данных, размещённых на персональной странице портала Вышки. В будущем же типовые формы будут приниматься только в электронном виде.

Важно отметить, что результаты оценки публикационной активности будут носить непубличный характер. Вся персонализированная информация, включая итоговое решение о прохождении оценки публикационной активности, является конфиденциальной. Все должностные лица, имеющие доступ к этой информации, берут на себя обязательство не раскрывать её третьим лицам. Вместе с тем обобщённая статистика может быть обнародована.

Подробная информация о кампании по оценке публикационной активности приведена на портале Вышки в разделе «Наука»: http://www.hse.ru/science/evaluation. Там же можно ознакомиться с регламентом оценки публикационной активности и скачать для заполнения типовую форму сведений о научном сотруднике. По всем вопросам можно обращаться по электронной почте: ddagaev@hse.ru.

10 октября, 2013 г.