• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как подготовить статью для публикации в иностранном издании: опыт математика

В декабрьском номере «Окон роста» мы публиковали интервью с директором Центра академического письма Женей Бакиным о том, как подготовить статью в иностранном издании. После публикации в редакцию обратился декан факультета компьютерных наук Иван Аржанцев с комментариями по поводу особенностей подготовки статей в иностранные издания для математиков. В ходе беседы Жени Бакина и Ивана Аржанцева выяснилось, что есть существенные различия в подготовке статей у математиков и нематематиков. «Окна роста» публикуют основные различия в подходах по версии Ивана Аржанцева, которые могут пригодиться при написании статей коллегам-математикам.

 

Аржанцев Иван Владимирович

Декан Факультета компьютерных наук

 
Выбор журнала

В философии есть такой принцип «бритва Оккама», суть которого сводится к тому, чтобы не плодить сущности без потребности, и который в отношении изданий по математике я разделяю. Сейчас наблюдается массовое создание журналов, которое неизбежно приводит к снижению их уровня. Если в компьютерных науках регулярно возникают абсолютно новые направления, то в фундаментальной математике это не столь частое явление. И Journal für die reine und angewandte Mathematik, основанный Леопольдом Креллем в 1826 году, и наш Математический сборник, регулярно издающийся с октября 1866 года, входят в число ведущих журналов, на публикации в которых смело можно ориентироваться. 

Кроме того, на мой взгляд, достаточно много отечественных авторов печатается не в таких хороших журналах, как они могли бы, поскольку избегают негативных комментариев, не хотят получить в ответ на свою статью резкую рецензию и не готовы к отклонению статьи. Однако публиковаться в хороших журналах важно, и если работа принята только с третьей или четвертой подачи – это не трагедия. Да, после чтения некоторых рецензий не можешь заснуть ночью. Но почему коллеги должны тебя только хвалить? Лучше отбросить амбиции, и если мнение рецензента не совсем абсурдно, то при прочих равных его необходимо учитывать.

Начинающим авторам рекомендуется серьезно задумываться над тем, в какой журнал отправить статью, посоветоваться со знакомыми специалистами. Важно проанализировать, где опубликованы статьи, на которые автор ссылается, и соотнести их с уровнем своей работы. Обычной практикой является изучение того, в каких журналах публикуются коллеги. В процессе изучения хорошо бы понять, что доступно автору по данной тематике, посмотреть рейтинги журналов, обратить внимание на импакт-факторы изданий. И попробовать обратиться в лучшие. Ничего дурного здесь нет, хотя такой способ выбора журнала и относительно новое веяние.

Выбирать журнал стоит уже после того, как статья написана. Разумеется, мы читаем требования журналов, но в принципе мы их и так знаем. Некоторые журналы предлагают стилевой файл, чтобы мы оформили статью по этому образцу, но все это мелочи. Вы писали в статье: «От чего зависит структура статьи? Главным образом от предмета и от журнала». Мне кажется, статьи по математике пишутся достаточно стандартно, по единым принципам. Конечно, жанры – заметка, статья, обзор – могут различаться, но структура математического текста от журнала не зависит.

Публикация статьи

Вновь начнем с различия в смежных областях. В компьютерных науках оперативность выхода статьи очень важна. Эти науки развиваются стремительно, и через полгода предмет статьи может потерять свою актуальность. Именно поэтому в Computer Science акцент делается не столько на журналах, сколько на трудах конференций, где рецензирование и публикация занимают несколько месяцев и процесс хорошо отлажен. Если же говорить о математике, где люди «работают на вечность», то здесь нормальным считается процесс, который длится один-два года, а в самых топовых журналах публикация статьи может занять до трех лет. Во-первых, математическая работа требует детальной проверки, во-вторых, портфели хороших редколлегий, как правило, переполнены. 

Выбор темы

Статьи по математическим дисциплинам отличаются от публикаций по другим дисциплинам в первую очередь конкретикой. Мы почти не можем порассуждать о развитии математики, о ее проблемах и перспективах. Мы должны писать в стиле «доказано, что А равно В». Тема выбирается по-разному. В одном случае человек работает в какой-то одной области, продолжает ее развитие, понимает, куда двигаться дальше, намечает некий план и много лет его реализует. Это, с одной стороны, хорошо. Мне понравилась аналогия, которую привел в студенческие годы мой однокурсник, ныне крупный математик в США: «Знаешь, это как собирать грибы: увидел группу опят, присел, а там под листочками еще шляпки, ты одни срезаешь, другие только примечаешь, можно собирать и собирать». Но у такого подхода есть минус: люди всю жизнь занимаются одной узкой темой и ничем более. Среди молодых математиков после защиты диссертации приветствуется смена темы. Нужно продемонстрировать способность делать не только то, что тебе предложил твой научный руководитель. Хорошо поехать на постдок в другое место и поработать в другой области. Кардинально сменить тему в 40-50 лет сложнее, но иногда надо собраться с силами и это сделать.

Структура и стилистические особенности

Вы писали, что структура статьи «зависит от журнала, и здесь необходимо определиться, для какой целевой аудитории вы пишете, будет ли персонифицировано обращение в статье». В математике всегда – «мы пишем», «мы докажем». Никаких «я».

Начинаем с введения, где кратко излагаем постановку задачи, мотивацию, историю вопроса, формулируем полученные результаты, описываем используемые в доказательствах методы. Потом идут либо вспомогательные сведения, либо сам результат, и следом – доказательство. Часто удобнее вначале изложить схему доказательства, чтобы можно было сразу понять суть дела, а технические детали обосновать позже. Иногда, напротив, начинают с лемм и после долгой цепочки рассуждений пишут «теорема доказана». Но теорему надо обязательно сформулировать во введении, иначе никто не будет читать до конца. И в конце у нас нет выводов, но часто есть благодарности, список открытых вопросов и планы на будущее: «Мы доказали, что А равно В, а про С мы попробуем что-то доказать в следующей работе».

Вопрос знания иностранного языка играет немалую роль, но в математике достаточно легко научиться штампам, это не гуманитарный текст. В помощь математикам Алексей Брониславович Сосинский написал брошюру «Как написать математическую статью по-английски». В ней есть забавные примеры того, как непрофессионалы, знающие английский язык и не понимающие математики, переводят математические тексты. В завершение автор предлагает набор штампов, которых математикам можно придерживаться при написании статьи. Конечно, минимально язык знать надо. Но большое внимание стоит уделить логической структуре и ясности изложения. Если какой-то фрагмент текста упорно не переводится, стоит над ним еще поработать: там могут быть и математические пробелы. 

Распространенная ошибка начинающих авторов состоит в том, что они не придают значения написанию текстов. Человек с большим опытом побед в олимпиадах и решения задач в школе считает, что если он получил теорему и может рассказать ее доказательство, то статья уже написана. Это не так. Написать текст – это большой труд. Нужно продумать изложение, решить, какие определения мы будем использовать или вводить, на что и как ссылаться, выстроить последовательность вспомогательных утверждений.

К статьям, написанным начинающими авторами, можно применить такой подход: «Ты уважаешь такого-то человека как математика?» – «Да, уважаю». – «Дай ему почитать свой текст». И если уважаемый автором математик ничего не поймет, это и будет лучшим доказательством того, что текст написан плохо. Люди должны проникнуться мыслью, что написание текста – это отдельная задача, которую нельзя игнорировать. Наброски, неточности, частое использование слова «очевидно» – так подходить к написанию статьи нельзя, и задача научного руководителя, старших коллег донести это до новичков.

Один немецкий математик как-то сказал примечательную фразу: «У вас, русских, есть замечательные теоремы, за ними следуют нетривиальные доказательства, но понять, почему это доказательство доказывает эту теорему, в ваших статьях трудно». С немецкой точки зрения, наши тексты плохо структурированы, и эту особенность нашего мышления нужно учитывать. Если теорема утверждает, что А равно В, значит, в доказательстве должны быть рассуждения, которые заканчиваются тем, что А равно В, и предыдущее предложение должно четко пояснять, почему А равно В. У нас же в доказательствах часто делятся идеями: рассмотрим то, применим это. Но сообразить, почему из этого в итоге следует, что А равно В, бывает непросто. Размытость структуры мешает публиковаться в зарубежных журналах. Там ожидают прозрачные, аккуратно написанные работы.

Рецензирование

В чем трудность рецензирования математических текстов? В том, что это очень трудоемкий и совершенно неблагодарный труд. Сейчас редакторам все труднее находить рецензентов. Часть статей отклоняется с формулировкой, что редколлегия не смогла найти того, кто бы взялся за рецензирование. Представьте себе, вы получаете 50-страничный математический текст, сложный, претендующий на то, чтобы быть опубликованным в хорошем журнале, но плохо написанный, что в математике часто бывает. Главное, что должен сделать рецензент, – это понять, правильно или нет изложенное в статье, представляет ли это интерес и не было ли это известно ранее. Нужно продраться через доказательства, а потом еще написать рецензию, включающую замечания для автора. Я видел случаи, когда статья объемом 10 страниц порождала замечания к ней на 15 страницах. Альтернатива проста: потратить на это недели или отказаться и за это время сделать что-то свое. Ведь, кроме эпизодических слов от автора «я благодарен неизвестному рецензенту», рецензент ничего не получает. Более того, авторы часто пишут в ответ на отзыв рецензента гневные письма. Но авторы должны понимать, что рецензенты – это их коллеги, которые безвозмездно делают большую, трудоемкую работу и не получают за нее никаких дивидендов.

Препринты arxiv.org

С нашей точки зрения, фраза «научиться писать препринты» звучит не совсем корректно. С начала 90-х в качестве площадки для публикации препринтов математики используют сайт Корнельского университета arxiv.org . Когда вы решили, что ваша статья готова, и согласовали это с соавторами, вы просто загружаете статью на сайт и в тот же день отправляете в журнал. Ранее все происходило без какого-либо контроля со стороны сайта. Теперь для новичков требуется одобрение на размещение статьи от одного из зарегистрированных авторов. На сайте нет рецензирования, однако опубликованную статью оттуда не так просто удалить, и, если автор написал какую-то очевидную глупость, ему придется с этим жить.

До появления сайта arxiv.org существовала проблема авторского права: люди боялись, что у них украдут результаты, и такое, говорят, бывало, поэтому кто-то ходил к нотариусу, заверял свои тексты. Сейчас эта проблема решена. Публикуя статью на сайте, вы закрепляете авторство за собой, и уже никто не сможет это опровергнуть. А публикация в журнале – это некая марка качества. Если статья опубликована в ведущем журнале, то это, скорее всего, хорошая статья.

Библиографические списки и менеджеры

Возможно, это и субъективное мнение, но пользоваться различными программами для составления библиографических ссылок я не считаю нужным. В моей статье может быть от 10 до 50 источников, и на составлении списка «руками» я буквально отдыхаю душой. После одного-двух месяцев или лет работы над статьей, когда вы в поте лица доказывали теоремы и наконец их доказали, красиво оформить список литературы – это как поместить вишенку на торт. Возможно, в других областях науки это не так.

Этот выпуск «Окон роста» целиком, а также все предыдущие выпуски, читайте по этой ссылке в формате PDF

Авторы текста: Аржанцев Иван Владимирович, Бакин Евгений Валерьевич, 10 февраля, 2016 г.