• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вышка и МИЭМ: перспективы объединения

Этот специальный выпуск «Окон роста» посвящен теме объединения ВШЭ и МИЭМ. В нём мы расскажем новым сотрудникам Вышки о первых шагах этого объединения, а также об особенностях организации учебного процесса в Высшей школе экономики и механизме академических надбавок.О перспективах объединения и приёме преподавателей МИЭМ рассказывает проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.

На каких принципах будет проводиться приём преподавателей МИЭМ?

Что касается процесса объединения, то мы исходим из того, что в начале не стоит делать каких-то резких движений. Если мы действительно хотим получить какие-то синергетические эффекты от этого объединения, то мы должны производить его постепенно.

Что же касается преподавателей и их перехода в Высшую школу экономики, то уже принято решение о том, что все преподаватели, как только процесс объединения будет юридически завершён, будут переведены в ВШЭ независимо от того, когда у них заканчиваются трудовые договоры. Далее они будут принимать участие в наших конкурсах профессорско-преподавательского состава, которые мы проводим два раза в год. Первый конкурс будет в декабре 2012 года, и он будет проводиться в обычном для наших преподавателей порядке.

Вообще наш принцип состоит в том, что раз мы объединяемся, значит, правила должны быть общими для всех. Это означает, с одной стороны, что все стимулирующие инструменты, дополнительные выплаты и конкурсы будут распространяться и на наших коллег из МИЭМ. Причём, что характерно, уже принято решение о том, чтобы распространить действие этих инструментов, не дожидаясь формального присоединения. Мы готовы начать подключать преподавателей из МИЭМ к конкурсу академических надбавок и соответствующих доплат уже весной. Но опять же это будет происходить буквально так же, как это происходит с нашими преподавателями: будут те же требования и те же сроки. Мы, естественно, будем создавать новые конкурсы по тем направлениям, которых у нас не было.

В то же время это будет означать единство требований. Эти требования к преподавателю у нас не экзотические, вполне нормальные. Наряду с выполнением учебных обязанностей, учебной нагрузки, каждый обязан заниматься исследованиями, публиковать их результаты, не проваливаться с рейтингами у студентов, вести свою персональную страницу на корпоративном портале, предоставляя необходимый минимум информации, публиковать программы своих учебных дисциплин. Все эти требования будут распространены на преподавателей из МИЭМ. Разумеется, мы дадим им какое-то время на то, чтобы к этому адаптироваться.

 

Что бы Вы могли порекомендовать новым сотрудникам Вышки из МИЭМ в плане адаптации в нашем университете?

Прежде всего, надо изучить то, что у нас есть. Причём подойти к делу внимательно и творчески. У нас в отличие от большинства вузов вся необходимая информация есть на корпоративном портале. Всё там можно найти, только надо затратить какое-то время. В частности, надо узнать о том, какие конкурсы проводятся в рамках программ «Научный фонд», «Фонд образовательных инноваций». Кроме этого нужно знать о том, что такое группа высокого профессионального потенциала, или кадровый резерв, что такое академические надбавки 1-го, 2-го и 3-уровня, за что их дают, что для этого нужно, когда это происходит. Особенно важно знать о сроках подачи заявок, чтобы не упустить момент. Разумеется, также мы будем проводить разные собрания и встречи, на которых будем специально об этом рассказывать.

У нас есть свои правила внутренней организации, которые наверняка отличаются от таких же правил в МИЭМ. Для ознакомления с особенностями нашего учебного процесса следует прочитать «Положение об организации контроля знаний». Там подробно написано о том, как у нас организован учебный процесс, как выставляются оценки, как проводятся экзамены, апелляции и т. д. Также у нас есть некоторые особенности, связанные не только с модульным построением учебного процесса, но и с кумулятивной системой оценок, с тем, что у нас десятибалльная система оценивания, а не пятибалльная и т. д.

Понятно, что сначала у нас с МИЭМ будут сохраняться небольшие различия. Никаких революций мы производить не собираемся. Тем не менее, мы собираемся интегрироваться не только на уровне кадрового состава, но и на уровне наших бизнес-процессов, а наш основной бизнес-процесс – это процесс образования.

 

Конкурс ППС

Замещение всех должностей профессорско-преподавательского состава в Вышке осуществляется на основании трудового договора, заключаемого на срок до пяти лет. Заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор претендентов.

Управление персоналаНИУ ВШЭ ежегодно готовит список преподавателей, у которых срок трудового договора истекает до конца текущего учебного года. На основании составленного списка приказом ректора объявляется конкурсный отбор не позднее 15 апреля текущего календарного года.

По окончании установленного срока приёма заявлений об участии в конкурсе ППС кафедра, департамент или, в случае отсутствия на факультете кафедральной или иной структуры, учёный совет факультета дают рекомендации по каждой кандидатуре на должности ППС, в том числе по срокам заключения трудового договора.

Конкурсный отбор проводится на заседании учёного совета факультета (для всех должностей работников профессорско-преподавательского состава кроме должности профессор), и учёного совета Вышки (для должности профессор, а также для всех должностей ППС общеуниверситетских кафедр).

Успешно прошедшим конкурсный отбор считается претендент,получивший путем тайного голосования наибольшее число голосов членов соответствующего учёного совета, но не менее половины плюс один голос от числа принявших участие в голосовании при кворуме не менее 2/3 списочного состава учёного совета. При получении претендентами равного количества голосов проводится повторное голосование на том же заседании учёного совета.

На основании решений учёных советов Управление персонала подготавливает трудовой договор и организует его подписание сторонами. После заключения с преподавателем трудового договора издаётся приказ о приёме его на соответствующую должность ППС.

Подробнее о конкурсе ППС вы можете узнать здесь.

 

Как здесь всё устроено?

Об особенностях организации учебного процесса в Вышке рассказывает начальник управления организации учебного процесса Анна Коровко.

 

Что такое модульная система?

Годовой учебный план делится на четыре модуля , в конце каждого из которых в последние недели студенты сдают зачёты и экзамены. Отчётность является естественным продолжением дисциплины, подводя её итог (или итог её части) в рамках модуля. Поэтому в Вышке не выделяется время на подготовку к зачётам и экзаменам. Такая форма обучения значительно интенсифицирует его процесс.

 

Как происходит учёт текущей работы студентов?

Все оценки, которые студент получает между сессиями, складываются в так называемую накопленную оценку, которая с определённым весом, наряду с оценкой за экзамен или зачёт, становится частью результирующей оценки по каждой дисциплине. Для студента важны все формы текущего контроля: контрольные, эссе, проекты, рефераты, коллоквиумы, ответы на занятиях и т. д. У каждой дисциплины есть своя система оценивания текущей работы студентов. Эти правила зафиксированы в программе дисциплины, а также в рабочей ведомости преподавателя.

 

Как выставляется оценка?

В Вышке действует десятибалльная система оценивания. Оценка за каждую дисциплину является интегральной. Она учитывает накопленную оценку за текущий контроль и оценку за экзамен/зачёт. При любом уровне накопленной оценки студент имеет право прийти на экзамен или зачёт. Но если экзамен/зачёт сданы на «неудовлетворительно», то накопленная оценка «сгорает». С другой стороны, если накопленная оценка слишком мала, то даже отличная оценка, полученная на экзамене/зачёте, может в результате, сложившись с накопленной, дать результирующую оценку по дисциплине на уровне «хорошо», «удовлетворительно» или даже «неудовлетворительно».

При этом зачёты и экзамены являются фактически равнозначными. Они все имеют оценку. Одно из немногих отличий состоит в том, что если у студента 75% отличных оценок только за экзамены, он может получить красный диплом, даже если у него были тройки за зачёты.

 

Можно ли пересдать?

В Вышке есть строгие правила, касающиеся количества и процедур пересдач. Подробно эти нормы описаны в «Положении об организации контроля знаний», и их надо непременно изучить, так как «незнание законов не освобождает от ответственности».

Коротко скажу: допускается не более двух пересдач, вторая пересдача – комиссии. Существуют определённые периоды пересдач: так, например, если вы завалили экзамен в марте или в июне, то пересдать сможете только в сентябре. Если вы получили три неуда, то подлежите отчислению. Если же число отрицательных оценок не больше двух, то имеете право на повторное прослушивание этих дисциплин на коммерческой основе.

Пересдавать положительные оценки на более высокие в Вышке запрещено, даже если чуть-чуть не хватает до красного диплома или до хорошего места в рейтинге.

 

Что такое рейтинги студентов?

На основе оценок, полученных студентами по итогам каждых двух модулей, выстраивается рейтинг студентов. Это некоторая порядковая величина, которая складывается из оценок за дисциплины (либо за их часть, если дисциплина ещё не завершена) и кредитного веса.

Что такое кредитный вес? Все дисциплины имеют некоторую продолжительность и определённую интенсивность. В зависимости от этих параметров каждая дисциплина оценивается в образовательных кредитах.

Таким образом, все студенты ранжируются и имеют некоторое место в рейтинге. Рейтинг составляется два раза в году. Существует также понятие кумулятивного рейтинга, когда подсчитываются результаты обучения студентов за всё время этого обучения.

Для бюджетных студентов текущий рейтинг имеет большое значение, так как он является критерием для назначения им стипендии. В Вышке не все бюджетные студенты, которые учатся без троек, получают стипендию, а только те, кто вошёл в определённый процент рейтинга.

Для коммерческих студентов рейтинг тоже важный показатель, потому что каждый год на его основе определяется количество студентов, которые получат скидки на обучение. А скидки в Вышке существенные – от 25% до 100%.

Также у студентов, вошедших в определённый процент рейтинга, есть право бесплатно изучать второй иностранный язык.

 

Есть ли рейтинг для преподавателей?

Есть, но в данном случае оценивается преподаватель в связке с его дисциплиной. В конце изучения дисциплины студенты заполняют анкеты, в которых выражают своё отношение к тому, как эта дисциплина была прочитана конкретным преподавателем. Если преподаватель получает достаточно низкий рейтинг, то это станет сигналом для кадровой комиссии, которая тогда уже будет принимать решение о том, что следует дальше делать с данным преподавателем во время следующих выборов по конкурсу при приёме на работу.

 

Какие существуют инструменты для поддержания академической мобильности?

Вышка приветствует и поддерживает международную академическую мобильность студентов. Студент, который едет учиться в зарубежный университет, может оформить индивидуальный учебный план, включающий дисциплины этого университета. Таким образом, он будет оставаться нашим студентом, а оценки, которые он привезёт из-за рубежа, будут учтены на общих основаниях, и ему не нужно будет ещё раз сдавать эти предметы в Вышке либо считаться задолжником по возвращении и догонять своих однокурсников, ушедших далеко вперёд. Финансирование таких поездок возможно как из грантовых средств Вышки, так и из личных средств студента.

У Вышки имеется широкая сеть зарубежных университетов-партнеров, которая расширяется ежегодно.

Что касается поддержки мобильности преподавателей, то для этого в Вышке существуют механизмы Научного фонда  и Центра повышения квалификации.

 

Как в Вышке борются с плагиатом?

В Вышке очень не любят плагиат во всех его формах: списывание, подлог, перефразирование и т. д. Про то, как именно его не любят, лучше прочитать в Правилах внутреннего распорядка, к ним есть специальное приложение, описывающее последствия для тех студентов, которые всё-таки решили нарушить академические нормы.

Мы проверяем все ключевые работы студентов: выпускные, курсовые и прочие письменные через внутреннюю систему «Антиплагиат».

29 февраля, 2012 г.