28 сентября расширенный ректорат Высшей школы экономики принял решение об отмене стимулирующих надбавок членам кадрового резерва по категории «Будущие профессора». Руководство Школы признало относительно невысокую эффективность выплат стимулирующих надбавок за членство в группе по этой категории и необходимости поиска иных механизмов поддержки резервистов.
В связи с этим, было принято решение провести «демонетизацию льгот» - 1 января 2012 года «Будущие профессора» перестанут получать надбавку (20 тысяч рублей в месяц), но получат взамен возможность пройти повышение квалификации (длительная стажировка, дополнительное обучение и пр.) в зарубежном университете, исследовательском центре, фонде. Финансовая поддержка такой программы будет осуществляться школой. Организация экспертного отбора программ и ихорганизационная поддержка будет осуществляться Советом по повышению квалификации и Центром повышения квалификации.
Для «новых преподавателей» и «новых исследователей» стимулирующие надбавки сохраняются. Всего изменения коснутся 53 человек, состоящих в категории «Будущие профессора».
«Будущим профессорам», переходящим на второй год пребывания в кадровом резерве, а также новым претендентам на участие в этой категории следует учесть грядущие изменения в требованиях кадровой комиссии.
Внимание членов кадровой комиссии будет сосредоточено, в том числе, на планах претендента, которые будут связаны с будущими стажировками и повышением квалификации в ведущих мировых исследовательских центрах и университетах. Поэтому для «будущего профессора» при подаче заявки на членство в кадровом резерве будет очень важно определиться со своими приоритетами, интересами и планами.
Внештатный корреспондент «Окон роста» Александр Леонов спросила самих «Будущих профессоров», как те относятся к замене надбавки на возможность стажировки.
Александр Поршнев, доцент кафедры социально-гуманитарных наук Нижегородского филиала ВШЭ:
Говоря об отмене стимулирующей надбавки для категории "Будущие профессора" - с одной стороны я согласен с тезисом о том, что интерес к научным исследованиям либо есть, либо его нет. На мой взгляд, основной фактор, движущий исследователем - это творчество и желание узнать новое. Уверен, что деньги не являются фактором, на 100% определяющим результат. С другой стороны я очень благодарен ВШЭ за материальную поддержку, которой для меня стала стимулирующая надбавка.
Вернувшись из стажировки в Германии, я ощутил, как тяжело выпасть из российского ритма (грант-исследование-отчет) и если бы не включение меня в категорию "Будущие профессора", с соответствующей стимулирующей надбавкой, я бы вряд ли смог бы продолжить активно заниматься исследованиями и думать о возможной защите. Поэтому мне сложно дать однозначную оценку отмене надбавки, ну, а возможность прохождения зарубежной стажировки это всегда здорово и важно для любого исследователя.
Только возможность, как знают многие резервисты, имеющие 1,3 ставки, 1 ставку или 0,75 ставки, иногда сложно реализовать даже при очень большом желании.
Елена Шакина, доцент кафедры финансового менеджмента Пермского филиала ВШЭ.
Вопрос: Каково Ваше мнение об отмене стимулирующих добавок для категории «Будущие профессора»?
Ответ: Я полностью согласна. На самом деле мы в филиале специально такой проект готовили, поэтому у нас он поддерживается очень.
Вопрос: Вы видите только плюсы в этом решении?
Ответ: Я не видела особого смысла в этой надбавке для «будущих профессоров», потому что у них есть другие возможности получения стимулирующих выплат. А что касается стажировок, то это действительно нужно для защиты и докторской и Ph. D.
Вопрос: Многие из категории «будущих профессоров» переживают именно из-за отмены материального стимулирования. А какие другие источники для «будущих профессоров» вы имели ввиду?
Ответ: Во-первых, есть возможность получения академической надбавки за публикацию. Или второго и третьего уровней. И вообще, в принципе, «будущие профессора» очень часто занимают какие-то административные должности, многие - доценты. Достаточно нормальный уровень зарплаты. Поэтому смысла поддерживать именно эту группу в виде стимулирующих выплат - нет.
Дмитрий Зайцев, доцент кафедры публичной политики:
Я двояко к этому отношусь, так как с одной стороны понятно - простимулировать будущих профессоров, чтобы они стажировались за рубежом и чтобы нарабатывали материал для диссертации, с другой стороны большинство из категории «Будущие профессора» заняты на кафедре, преподаванием, ведением текущих проектов. Просто они не смогут воспользоваться этой хорошей инновацией.
На мой взгляд, первый вариант надбавки лучше, потому что эту самую надбавку можно было капитализировать в иные занятия, то есть исследования вести, реальные.
Если стимулировать будущих профессоров так, чтобы они шли на эту стажировку, то нужны какие-то иные механизмы. Это, конечно, требует мозгового штурма со всеми «будущими профессорами».
Вопрос: А какие-то конкретные механизмы для этого есть, или это пока только идея?
Ответ: Может быть не только с категорией «будущие профессора», а собрать семинар, который проводится для кадрового резерва. Можно собрать руководителей кафедр, заместителей руководителей, которые непосредственно нагрузкой занимаются, распределяют, чтобы они как-то отпускали. А какой механизм - можно с ними посоветоваться, чтобы он быллучше.
И еще, общая такая рекомендация - делать все эти инициативы управления академического развития публичными и открытыми. Это вообще из опыта всех проектов, которые Мария Марковна [Юдкевич] предлагала - они все очень закрытые и непубличные. Я вот лично от нее только узнавал, когда она начинала рассказывать, что так мало заявок, почему не пришло столько-то заявок. То есть система информирования очень слаба - необходимо подключение к этому обсуждению механизмов более широкого круга - стейкхолдеров, что называется, и, соответственно, кто руководит этими «будущими профессорами» к разработке этих механизмов. Если не академическая надбавка, то что? Не факт, что эта академическая стажировка будет лучше. Шило на мыло. А вот чтобы определить, что это не «шило» и не «мыло», а эффективный механизм, необходимы широкие консультации со всеми стейкхолдерами, прежде чем принимать такие решения. На мой взгляд.
Диана Гаспарян, доцент кафедры онтологии, логики и теории познания:
Вы знаете, кстати говоря, я впервые об этом узнаю. В первую очередь спасибо вам за информацию. Вы знаете, это мое самое первое мнение, возможно, походив и подумав, у меня изменится мнение, но мне кажется, что
возможности стажировки у нас представлены и другие. В частности, есть просто возможность поехать стажироваться, я сама ездила год назад на очень длительную стажировку - год в США и у меня не было к этому ни малейших препятствий, чтобы получить это разрешение, а мое участие в качестве резервиста наоборот - никак не помогло. Никаких пересечений с Фондом академического развития у меня при решении данной проблемы не возникло, поэтому это достаточно параллельные вещи.
Во-вторых, сейчас, если я не ошибаюсь, с прошлого года появилась возможность поехать на Ph. D., в том числе на два года, поэтому это такая более существенная возможность. Да, но она требует некоторых финансов и если, например, резервист принимает решение поехать на Ph. D., то дополнительная надбавка, которая у него сохраняется, честно говоря, не помешала бы. Поэтому она не только неэквивалентна, эти две возможности несколько нерелевантны. Тут нет замены одного другим. Я считаю, что находясь в статусе резервиста я убеждена, что могу воспользоваться и тем и другим. Параллельно. Соответственно, если мне одно предлагают убрать и заменяют другим, то я чувствуют потерю возможности.
Вопрос: То есть, Вы считаете, что если бы надбавка не была бы отменена, то у вас была бы возможность получить и то, и другое. А сейчас у вас этим решением могут убрать возможность выбирать?
Ответ: Да, в общем-то, да. По сути, сейчас, получая надбавку, я могла бы поехать на стажировку, я не вижу ктому никаких препятствий. Более того, планирование стажировки это достаточно долгосрочный процесс и я думаю, что такая мера будет во многом вызывать у резервистов желание этим воспользоваться в качестве компенсации. Но в ряде случаев это будет достаточно... холостым действием. Возможно, что сейчас она кому-то не нужна, но раз есть такая возможность - ну хоть чем-то воспользоваться. Иногда это просто мешает правильному планированию, правильному менеджменту научной карьеры.