• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международные партнерства: что они дают Вышке?

Уже больше года Высшая школа экономики имеет статус национального исследовательского университета. Дальнейшее развитие нашего университета неразрывно связано с его интернационализацией. Интернационализация предполагает:

  • достижение международных стандартов качества преподавательской и исследовательской деятельности
  • повышение эффективности системы управления и уровня развития необходимой инфраструктуры
  • интеграцию в международное академическое сообщество (постоянный международный обмен преподавательским опытом и исследовательской практикой с ведущими зарубежными научными и образовательными центрами).

Сегодня наш университет предлагает студентам возможности для включенного обучения и программы двойных дипломов, а преподаватели и сотрудники могут поехать за рубеж на стажировки, конференции и семинары.

Кроме того, в университете проводятся международные экспертизы различных видов деятельности (например, экспертиза системы обеспечения качества учебного процесса, экспертиза студенческих сервисов, экспертиза учебных программ и курсов, сопоставление их с лучшей международной практикой), сотрудники университета все более активно участвуют в работе международных профессиональных ассоциаций и сетей. Также важно то, что более трех десятков иностранных специалистов являются штатными работниками университета, кроме того, под руководством ведущих зарубежных ученых создаются научные лаборатории.

В НИУ ВШЭ традиционно уделяется большое внимание установлению и развитию сотрудничества с зарубежными университетами. На новом этапе развития университета ставка делается на сотрудничество с теми университетами, которые можно назвать институциональными партнерами. На сегодняшний день у Вышки более 100 договоров о сотрудничестве с зарубежными вузами, но лишь около 10 из них могут рассматриваться как основа для институциональных партнерств.

Что значит «Университеты – институциональные партнеры?»

Не все международные проекты, даже если они стабильные и длительные, ведут к образованию институциональных партнерств. Например, есть совместная магистерская программа по экономике с факультетом экономики Университета Эразмуса, которая предполагает получение двойного диплома: государственного диплома НИУ ВШЭ и диплома Университета Эразмус. Несмотря на то, что эта программа успешно реализуется уже не первый год и приносит пользу университету, нельзя сказать, что университет Эразмус в полной мере является институциональным партнером НИУ ВШЭ, хотя у нас есть соглашение о сотрудничестве. Безусловно, еще в меньшей степени институциональным партнерами могут считаться университеты, с сотрудниками которых отношения поддерживаются только на уровне  личных контактов.

Можно назвать несколько наиболее важных признаков институциональных партнерств:

  • Многообразие форм и областей сотрудничества
  • Готовность к развитию и реальные ресурсы, вложенные с той и с другой стороны в развитие отношений
  • Наличие в зарубежном университете «критической массы» заинтересованных в партнерстве людей – команды преподавателей или исследователей, готовой к сотрудничеству
  • Реальные перспективы долговременного устойчивого сотрудничества.

Один из примеров институционального партнера – американский университет Джорджа Мейсона. С этим университетом, который, кстати, недавно в США был признан одним из самых динамично развивающихся, у нас уже разработаны программы двойных дипломов по экономике и философии, начинает реализовываться совместный проект по социологии, поддержанный в рамках программы российско-американского межправительственного соглашения. В рамках сотрудничества осуществляются академические обмены, создана научная лаборатория под научным руководством профессора университета Джорджа Мейсона экономиста Джона Ная. Кроме того, профессор этого университета Питер Стернз входит в состав международного консультативного комитета НИУ ВШЭ.

Есть еще другой, не менее интересный пример институционального сотрудничества. Высшая школа экономики является партнером британского Ланкастерского университета, который занял в этом году восьмую позицию в национальном рейтинге университетов. С Ланкастерским университетом у нас разрабатываются программы двойных дипломов по экономике и менеджменту, на очереди – программа по бизнес-информатике. Профессора университета регулярно принимают участие в конференциях, проводимых в Вышке, а совсем недавно в Ланкастере был организован семинар по повышению квалификации сотрудников административных подразделений нашего университета.


Чем была полезна стажировка в университете Ланкастера для административных сотрудников Вышки?

Лариса Тарадина, заместитель начальника Управления развития международной деятельности:

Одной из особенностей стратегии интернационализации университета Ланкастера является то, что партнерские отношения устанавливаются только с одним университетом в стране. В России таким партнером стала Вышка. Такой подход дает возможность выстроить по-настоящему серьезное и глубокое сотрудничество.

Нам предстоит много совместной работы с этим университетом, поэтому одна из задач стажировки состояла в том, чтобы лучше узнать и понять друг друга. От нас ничего не скрывали и старались максимально подробно все объяснить. Им было также очень интересно узнать, как у нас устроена административная система.

Основной темой стажировки была реструктуризация административной системы университета, которая состоялась два года назад. Решение о реструктуризации было вызвано тем, что на определенном этапе административные структуры перестали соответствовать потребностям быстрорастущего университета и реалиям современного мира.

На стажировке нам рассказывали о том, какими методами проводится анализ эффективности деятельности административных служб, о построении системы принятия решений. Коллеги из соответствующих подразделений получили возможность познакомиться с организацией работы секретариата, финансовой, IT и HR служб.

С моей точки зрения, одним из основных достоинств подобных стажировок является то, что коллеги из разных административных подразделений, тесно взаимодействующих между собой, получают возможность вместе познакомиться с тем, как устроена аналогичная работа в других университетах, и тут же обсудить, что стоит перенять. Эти обсуждения, на мой взгляд, являются ключевым элементом, ради которого эти стажировки организуются.

Институциональные партнерства несут в НИУ ВШЭ не только опыт и результат работы над конкретным проектом. В перспективе такие партнерства помогают освоить новые, междисциплинарные направления. Они дают возможность более широкому кругу преподавателей, исследователей, администраторов понять, как работает хороший зарубежный университет.

Как возникают партнерские связи?

Когда происходит развитие академических контактов и есть возможность перейти на новый уровень отношений с университетом с учетом описанных выше критериев. Они играют значительную роль в процессе принятия решения о поддержке различных инициатив, связанной с сотрудничеством с конкретным зарубежным вузом.

Отдел координации и мониторинга международных партнерств (входит в Управление развития международной деятельности) совместно с подразделениями Вышки рассматривает рейтинг университета, признание его в международной академической среде, проводит мониторинг научных программ и достижений этого университета в различных дисциплинах. Определяется также заинтересованность в сотрудничестве различных подразделений Высшей школы экономики.

Затем к вопросу об установлении партнерских отношений с зарубежным университетом подходят с точки зрения второго критерия – наличия команды, с которой можно разрабатывать различные направления и формы сотрудничества. Заинтересованность в совместной работе только одного человека редко может привести к серьезным результатам на уровне взаимодействия университетов. Нужно, чтобы заинтересованные в сотрудничестве люди были не только на кафедрах и факультетах вуза – потенциального партнера, но и среди его руководителей.

Дальше оценивается перспектива долговременности сотрудничества. Вышка заинтересована в том, чтобы международные контакты становились длительными и глубокими. Наличие таких отношений, в свою очередь, повышает статус нашего университета в глазах иностранных коллег, способствует представлению Высшей школы экономики в международном образовательном и исследовательском пространстве в качестве серьезного и надежного партнера.

 

Что нужно сделать подразделениям, которые хотят заключить соглашение о партнерстве с зарубежным университетом?

Сначала необходимо подготовить служебную записку по поводу возможного заключения международного договора от руководителя подразделения на имя директора по международной деятельности. В записке нужно:

  • обосновать свое предложение,
  • рассказать предысторию контактов с потенциальным партнером,
  • приложить проект международного договора на русском и соответствующем иностранном языке,
  • приложить перспективный план реализации сотрудничества на календарный год (с предположительной даты подписания договора).

Затем, в случае положительного решения, Управление развития международной деятельности подготавливает проект договора и предварительно согласовывает его с инициирующим подразделением, после чего этот проект передается на согласование в Правовое управление, Планово-финансовое управление и Управление бухгалтерского учета.

В ближайшее время на странице международных связей будет размещена пошаговая схема, подробно описывающая, что нужно сделать для заключения международного соглашения.

Материал подготовлен при участии

Марины Баталиной, начальника Управления развития международной деятельности

Бориса Железова, заместителя проректора, начальника Управления международной академической мобильности

28 апреля, 2011 г.