• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

World's Top Universities: ориентиры на пути в топ-100

Включаясь в глобальную академическую конкуренцию, Высшая школа экономики выбрала в качестве ориентиров ряд ведущих университетов, чей опыт мог бы быть полезен ей для повышения международной конкурентоспособности. О том, какие особенности топовых университетов обеспечивают им конкурентные преимущества, — в сегодняшнем выпуске «Академической среды».

Лондонская школа экономики (ЛШЭ)

Директор Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ Сергей Яковлев

Сотрудничество Лондонской школы экономики (ЛШЭ) и НИУ ВШЭ началось с момента создания МИЭФ в 1997 году и происходило в основном по линии МИЭФ.

Есть, на мой взгляд, определённое сходство между этими двумя университетами. Оно не только в том, что в названии обоих присутствует термин «школа» и что университеты расположены в столицах своих стран. ЛШЭ так же, как и ВШЭ, относительно молодой университет (она была основана в 1895 году), если сравнивать её  с Оксфордом и Кембриджем, послужившими образцами первых средневековых университетов. Девиз ЛШЭ — Rerum  cognoscere causas («Познай причину вещей»), — выражающий исследовательский дух университета, близок и университетской культуре НИУ ВШЭ. У обоих университетов сопоставимое количество преподавателей, студентов, размер бюджета.

 Однако академическая репутация Лондонской школы экономики сегодня в мире значительно выше, чем у НИУ ВШЭ. Сегодня ЛШЭ — один из мировых лидеров в области социально-экономических наук. Согласно последнему рейтингу QS в 2013 году, она занимает первое место среди университетов мира в этой области. Её кампус отличается высокой степенью интернационализации: около 60% иностранных студентов и более 45% иностранных преподавателей. Наконец, примерно полторы дюжины выпускников и преподавателей этого университета являются лауреатами Нобелевской премии.

Возникает резонный вопрос: что же такого и как делает Лондонская школа экономики, что позволяет ей являться университетом топ-уровня, лидером в области социально-экономических исследований?

Прежде всего стоит отметить, что, будучи исследовательским университетом, ЛШЭ создавалась как экономический факультет и постепенно, как и Вышка, расширялась: появлялись новые департаменты, новые исследовательские лаборатории, иногда  в совершенно новых областях, например по изучению изменений климата. При этом ей удалось сохранить экономическую доминанту в исследованиях и обучении и обеспечить своё лидерство в этой области.

Можно выделить несколько важных практик, реализуемых Лондонской школой экономики, которые могла бы использовать Вышка для достижения международной конкурентоспособности.

Во-первых, это практика по созданию мощного академического потенциала как предпосылки высокой академической репутации университета в мире. В ЛШЭ достижение  международно признаваемых результатов исследований обеспечивается привлечением ведущих преподавателей и исследователей со всего мира, созданием благоприятной среды для их плодотворной работы и условий для их дальнейшего профессионального и карьерного роста. Около 90% преподавателей ЛШЭ участвуют в международно признаваемых научных исследованиях и получают внешние гранты.

В соответствии с мировой практикой Вышка сегодня тоже начала набирать преподавателей с международного рынка труда. Однако было бы ошибкой остановиться на этом. Крайне важно последовательно обеспечивать необходимые условия для улучшения качества проводимых исследований, подтверждением чего должны стать увеличение числа публикаций в международных журналах, профессиональный и карьерный рост преподавателей и т.п.

Лондонская школа экономики обеспечивает независимость исследований. Каждый исследователь или преподаватель имеет академический суверенитет, который гарантируется его международной квалификацией и результатами исследований, системой ценностей и корпоративной культурой университета. Если выводы, к которым приходит учёный, противоречат сложившимся представлениям, то существующая в университете академическая свобода защищает его от давления со стороны администрации. Каждый волен исследовать, «познавать причины вещей» и публиковать результаты своих исследований. Это же касается и образовательных программ. У преподавателя есть академический суверенитет в отношении того, что он рассказывает студентам, и он несёт персональную ответственность за свой курс. Всё это способствует формированию подлинно университетской академической культуры.

Во-вторых, вЛондонской школе экономики существует практика по созданию глобально ориентированных образовательных программ высоких академических стандартов. Здесь важно не столько количество программ, сколько их разнообразие  и высокое качество — от бакалаврских программ до программ PhD и совместных программ трёх дипломов в области бизнес-образования (например, «Триумф»). Работа по обеспечению и развитию  качества преподавания координируется специальным методическим центром (Teaching Learning Centre), с которым МИЭФ начал сотрудничать несколько лет назад. В накопленном опыте много элементов, которые, на первый взгляд, не очень важны, но, взятые вместе, заметно влияют на качество обучения. Это и экзаменационные комитеты, и организация обратной связи со студентами, и адаптационные семинары для новых преподавателей и др.

В МИЭФ существует несколько форм обратной связи со студентами. Наряду с регулярными общими опросами студентов на каждом курсе действуют академические комитеты МИЭФ (включая студенческий Академсовет), которые обеспечивают контакты студентов с преподавателями и, соответственно, feedback о том, как идёт учебный процесс. Для всех новых преподавателей непосредственно перед началом учебного года проводятся обязательные адаптационные семинары. Также организуются семинары для преподавателей, у которых возникают проблемы по ходу учебного процесса.

В-третьих, очень важен опыт ЛШЭ в развитии стратегически эффективной системы академического управления, которая включает в себя разделение административных и академических функций управления и принцип академического самоуправления. Именно эта система, в частности, и обеспечивает независимость академических исследований и высокие академические стандарты. В ЛШЭ, как и в других зарубежных университетах, существует развитая система академических комитетов, в которых решаются основные вопросы академической жизни университета и в работе которых участвуют представители академического сообщества. Реализация этих решений обеспечивается профессиональными администраторами и менеджерами.

В МИЭФ сначала были созданы такие комитеты по международному рекрутменту преподавателей с мирового рынка труда, их академической аттестации и оценке профессионального роста. Недавно начали работу комитеты по академическому  управлению магистерской и бакалаврской программами, по  исследовательской деятельности. Важно, что решения в них принимаются не единолично, а коллегиально представителями университетского сообщества.

Вышка сегодня тоже ставит перед собой задачу развития академического самоуправления, и нужно понимать, что это очень сложная задача и очень долгий процесс. Тут многое зависит и от местного законодательства, и от культурных традиций.

Ещё одна особенность Лондонской школы экономики, обуславливающая её положение ведущего университета, связана с тем, что она стремится быть включённой в процессы социально-экономических изменений. Преподаватели не сидят в башне из слоновой кости. Они  подталкивают своих студентов к изучению эмпирического материала через чтение соответствующих газет, журналов, анализ текущих процессов в экономике и обществе в целом. Многие преподаватели ЛШЭ участвуют в общественных дебатах, выполняют различного рода экспертную работу, выступают в качестве консультантов в бизнесе и правительстве и тем самым вводят студентов в «кухню» реальных социально-экономических процессов.

Если же говорить о наших планах по дальнейшему сотрудничеству с ЛШЭ, то мы стремимся посредством накопления собственного академического потенциала постепенно переводить это сотрудничество в формат партнёрства и распространять его и на другие факультеты НИУ ВШЭ.

 

Университет Эразмус

Профессор кафедры макроэкономического анализа департамента теоретической экономики Сергей Пекарский

Университет Эразмус — известный  вуз со сложившимися академическими традициями, который, с моей точки зрения, является одним из лучших европейских университетов. Сотрудничество Вышки с Эразмусом началось с первых лет существования нашего университета и осуществлялось в рамках различных европейских программ.

Первоначально это сотрудничество заключалось главным образом в том, что к нам приезжали профессора из Эразмуса (например, Мартин Янссен, позже перешедший из Эразмуса в Венский институт и возглавивший недавно одну из наших международных лабораторий). Наши магистранты имели возможность прослушать и сдать курсы, которые читали иностранные профессора, и получить диплом Эразмуса. В этом смысле они действительно помогали нам создавать магистерский вуз. В такой форме это партнёрство просуществовало достаточно долго, с середины 1990-х до середины 2000-х годов.

Кроме того, интерес Высшей школы экономики к сотрудничеству как с Эразмусом, так и с университетом Париж 1 — Сорбонна был продиктован необходимостью перенимать опыт ведущих университетов, и эти университеты были готовы активно с нами сотрудничать. Многие из моих коллег по Высшей школе экономики, да и я сам ездили в эти университеты на стажировки — для общения с коллегами, реализации различных грантов, написания учебников и разработки образовательных курсов. С этими вузами связаны наши первые совместные магистерские программы. Со своей стороны и Эразмус, и Париж 1 — Сорбонна привлекали большое количество выпускников Высшей школы экономики на PhD-программы.

К слову сказать, реализация PhD-программы в Эразмусе имеет несколько интересных особенностей. Во-первых, её формат соответствует скорее американской, нежели европейской модели высшего образования. Первые два года программы — это магистратура. Сначала аспиранты учатся и получают степень Master of Philosophy, затем в течение трёх лет занимаются исследованиями и защищают диссертацию. И мы собираемся создать такую модель — два года академической магистратуры плюс три года исследований в аспирантуре — на факультете экономики.

Во-вторых, PhD-программа реализуется Институтом Тинбергена, который был создан в 1987 году консорциумом из трёх голландских университетов: Университета Эразмус, Амстердамского университета и Амстердамского Свободного университета. Институт Тинбергена — это лучшие исследователи из департаментов университетов консорциума, читающие лекции и руководящие аспирантами. В определённом смысле именно такая форма кооперации позволила поднять престиж степени PhD, присуждённой в Амстердаме и Роттердаме. Возможно, Высшей школе экономики также необходим такой синергетический эффект: осталось найти партнёров для создания аспирантской школы.

В-третьих, в отличие от нашей отечественной практики защита диссертации PhD в Эразмусе не подразумевает большого количества бюрократических процедур, а также большого по численности и постоянного по составу диссертационного совета. Члены комиссии (шесть-семь профессоров из Эразмуса и обязательно из других университетов, специализирующихся в данной области) изучают полный текст диссертации (а не автореферат, которого там и нет) и задают вопросы по существу. Защита имеет форму красивой, строго регламентированной церемонии и не является скучной процедурой с зачитыванием отзывов и выступлением оппонентов.

Вышка могла бы перенять у Эразмуса и опыт организации академического сообщества. Когда я был в Эразмусе, то увидел много любопытных вещей, не свойственных в то время Высшей школе экономике и другим университетам. В частности, регулярные семинары различных департаментов. Постепенно мы тоже к этому пришли, но тогда, в середине 1990-х годов, семинаров в Вышке было сравнительно мало.

Другая важная особенность Эразмуса — то, как устроена там академическая среда, и преподавательская, и студенческая. В Эразмусе, как и во многих других университетах, молодые исследователи в состоянии сами формировать некие сообщества. Там существуют различные воркшопы, организуемые аспирантами без чьей-либо руководящей роли со стороны администрации или профессуры университета. Для нас это, к сожалению, пока нехарактерное явление. Если бы мы на данный момент не ставили перед студентами и аспирантами задачи встречаться, собираться, что-то обсуждать, то, вероятнее всего, подобных встреч бы и не было.

Я думаю, что прежде всего нужно обратить внимание на формирование академической среды. Вышка уже сделала первый важный шаг в этом направлении — начала привлекать сотрудников с международного рынка труда. Они проводят у нас исследования международного уровня и в этом смысле задают планку качества, однако многие из них работают либо индивидуально, либо со своими соавторами из других  университетов, и внешний эффект от их работы в Высшей школе экономики невелик. А нам как университету массовому важно создать механизмы, которые позволили бы получить значительный эффект. Необходимо, чтобы не только они сами занимались научной работой и публиковались под аффилиацией с Высшей школой экономики, но и активно вовлекали в свои исследования других наших коллег.

Естественно, люди, которые получают степень PhD, в большинстве случаев вполне прагматичны. Они понимают, что их дальнейшая оценка будет основана  на количестве и качестве публикаций, поэтому не станут тратить время на общение с коллегами, не дотягивающими по объёму знаний и квалификации до их уровня. Они будут заинтересованы в совместной работе с нами, если будут видеть в российских учёных потенциальных соавторов.

Если говорить о том, какой ещё опыт мы можем перенять, то, например, в Эразмусе, как и в большинстве европейских и американских университетов, действует система tenure — постоянных преподавательских контрактов. Когда берут нового человека на tenure, то смотрят на его потенциал: сможет ли он вести активную исследовательскую работу, публиковаться в хороших журналах. Если комиссии кажется, что он обладает достаточными навыками, то после того, как его наняли, с ним заключают некий контракт, предполагающий его успешное продвижение в случае определённой публикационной активности.

У нас данная система применяется, когда Вышка нанимает сотрудника на международном рынке. Но вопрос, можно ли применять подобную практику к сотрудникам, нанимаемым на внутреннем рынке. В некоторых моментах мы к этой практике сейчас стараемся перейти. Когда департамент экономического факультета нанимает новых сотрудников, мы проводим с ними некоторую работу, которая напоминает работу рекрутинговых комиссий на международных рынках: мы смотрим на образование, на публикации и просим людей выступить на семинаре, пытаемся оценить навыки публичного выступления. На данном этапе нужно понимать, что тот постоянный контракт, который предлагается сотруднику в западных университетах, предполагает публикацию в ведущих западных журналах. Наши молодые исследователи  имеют, конечно, некоторую исследовательскую квалификацию, но далеко не на таком высоком уровне, как люди, закончившие аспирантуру в европейских и американских университетах. Вряд ли можно ожидать, что наши коллеги сразу выйдут на тот уровень качества публикаций, который может быть у выпускника со степенью PhD. А вводить систему tenure для того, чтобы человек публиковался хотя бы в «Вопросах экономики» или в «Журнале новой экономической ассоциации», наверное, особого смысла нет. К этому могут подвигать и стимулирующие надбавки.

В настоящее время у нас с Эразмусом по-прежнему действует совместная магистерская программа, но уже несколько в ином формате. На регулярной основе профессора из Эразмуса к нам больше не приезжают, но наши студенты по-прежнему имеют возможность второй год магистратуры учиться в Эразмусе.

 

Об Университете Гумбольдта и других университетах, являющихся ориентирами для Вышки, рассказывает помощник ректора, заведующий проектно-учебной лабораторией «Развитие университетов», младший научный сотрудник департамента исследований и разработок Института образования Дмитрий Семёнов

В конкурсной программе повышения конкурентоспособности Высшей школы экономики есть понятие референтной группы модельных университетов: это зарубежные университеты, которые служат для Вышки ориентирами в развитии. НИУ ВШЭ — молодой вуз, создававшийся при методической и иной поддержке ведущих западных университетов, которые и сегодня остаются стратегическими партнёрами Вышки: Лондонской школы экономики и политических наук, Университета Эразмус в Роттердаме и Берлинского университета имени Гумбольдта.

Вышка стремительно вошла в когорту ведущих российских вузов. На новом витке развития — на стадии вхождения  в глобальный академический рынок — Университету стали нужны дополнительные ориентиры: молодые предпринимательские университеты, сумевшие быстро войти в элиту мирового высшего образования. Так в референтной группе модельных университетов появились Гонконгский университет науки и технологий  и Университет Уорвика.

Вообще, все университеты очень разные — не бывает двух одинаковых. Поэтому можно выделить только самые общие стратегические ориентиры, определяющие их выбор в качестве модельных университетов Вышки: некие отличительные особенности и механизмы, используемые ими для достижения конкурентных преимуществ. Это независимость исследований и включённость в процессы социально-экономических изменений Лондонской школы экономики, являющейся мозговым центром (think tank) британского правительства и интеллектуальным ресурсом общества. Это стратегия привлечения интеллектуальных и человеческих ресурсов в Университете Эразмуса в Роттердаме, ставшем европейским центром академической мобильности. По динамике своего развития и стремительности роста нам близок Гонконгский университет науки и технологий — почти что ровесник Вышки. Предпринимательская природа Университета Уорвика сходна с нашей корпоративной культурой.

Университет Гумбольдта — классический исследовательский университет с опытом кардинальных внутренних преобразований. Эта модель лежит в основе многих исследовательских университетов, в том числе и современных. Кроме того, это университет, у которого есть опыт постсоциалистической трансформации, предпринявший попытку внутренней оптимизации в постсоветской среде. В частности, он успешно перешёл к модели академической аспирантуры. Ещё одна важная для Вышки особенность академического развития этого университета — эффективный контракт с профессурой. Университет Гумбольдта давно сотрудничает с Высшей школой экономики по нескольким направлениям (в частности, на уровне магистерских программ) и является для нас ценным партнёром.

14 ноября, 2013 г.