Расскажите, пожалуйста, о Вашем опыте сотрудничества с Гонконгским университетом науки и технологий.
Насколько мне известно, Вышка в настоящее время официально не сотрудничает с Гонконгским университетом науки и технологий. А я познакомилась с ним в рамках Summer Institute, который был посвящён теме «Высшее образование будущего». Базовым вузом в этой программе был Гонконгский университет (HKU), а Hong Kong University of Science and Technology (HKUST) нам показывали как самый молодой университет в регионе, который, несмотря на свой юный возраст, вошёл в первую сотню университетов Азии по международным рейтингам и в топ-500 университетов мира. Важно отметить, что по версии Global Employability University Ranking Гонконгский университет науки и технологий является номером один в Китае уже три года подряд.
В рамках короткого однодневного визита было проведено несколько официальных встреч с руководством университета, нам показали кампус, мы видели условия, в которых учатся и живут студенты.
Каковы сильные стороны этого университета?
HKUST изначально создавался как что-то совершенно новое, не повторяющее существующих моделей. Университет был построен в немыслимые сроки — за пять лет: в 1986 году было принято решение о создании университета, а в 1991-м там уже начали учиться первые студенты. Место для кампуса было выбрано необычное — побережье полуострова. Надо признаться, что все, кто был вместе с нами в этой поездке, обратили внимание на то, что во многих странах в таком месте построили бы не университет, а курорт.
У HKUST серьёзный, большой, хорошо продуманный и красивый кампус, который специально выстроен и оборудован под задачи этого университета. То, что это университет науки и технологий проявляется во всём: в том, как он выглядит, как устроен внутри и т.п. Даже то, что он находится в некотором отдалении от Гонконга (в 30 минутах на машине или общественном транспорте), работает на университет: и студентам и преподавателям гораздо легче концентрироваться на своих академических и исследовательских проектах. Созданы комфортные условия для жизни профессоров и студентов, качественная инфраструктура для обучения. Библиотека и читальный зал, где студенты проводят большую часть своего времени, просто невероятны. Есть возможности для работы в любых форматах: хочешь уединиться — пожалуйста, нужна аудитория для мини-группы со всей необходимой аппаратурой — на здоровье! Меня лично впечатлило небольшое кафе в библиотеке, отгороженное стеклом от остального помещения. Во время сессий в этом кафе студентам дают напитки и снеки за счёт университета. Эта маленькая деталь о многом говорит. В экономии даже такого мизерного количества времени — на то, чтобы выйти, поесть и вернуться, — проявляется серьёзное отношение университета к учёбе и забота о студентах.
В чём причина столь быстрого роста HKUST?
Я думаю, есть несколько факторов. Прежде всего это возможность вложить колоссальные средства в проект и построить суперсовременный университетский кампус на пустом месте и в кратчайшие сроки. Это самоотверженная работа отцов-основателей и то обстоятельство, что Гонконг является экономическим хабом. Иначе собрать такое количество продвинутых людей просто не получилось бы. Гонконг есть Гонконг, исторически сложилось, что это действительно мировой экономический центр. Сейчас регион хочет стать ещё и мировым образовательным хабом. И эта задача поддерживается на самом высоком уровне.
Кроме того, немаловажную роль играет культурная среда, отличающаяся невероятной терпимостью. Гонконг, несмотря на огромную скученность населения, очень безопасный город, в частности благодаря тому, что там сложилось правильное, терпимое отношение ко всему иностранному.
Ещё один принципиальный момент заключается в том, что в регионе второй язык — английский. То есть любой человек, который владеет этим языком, будет чувствовать себя полноценным членом сообщества. Это тоже очень важно.
Есть что-то, что Вышка могла бы позаимствовать у HKUST?
Гонконгскому университету науки и технологий всего около двадцати лет, и это сближает его с Вышкой. Юный возраст — очень существенное, огромное преимущество. У молодого университета нет балласта, накопленного веками, и он может собрать у себя лучших из лучших.
По количеству студентов HKUST в два раза меньше Вышки, но при этом иностранные студенты составляют там более 30%. Нам, конечно, в этом отношении ещё есть, к чему стремиться. Кроме того, исходящая студенческая мобильность является неотъемлемой частью процесса обучения и всячески поддерживается университетом за счёт гибкой системы грантов и стипендий. Иначе говоря, университет видит свою задачу не только в том, чтобы собрать лучших специалистов и студентов со всего мира, но и в том, чтобы дать своим студентам возможность работать и учиться в разных уголках мира. А затем возвращаться обратно, привозя с собой лучшие мировые практики и накопленный опыт.
Также мне кажется важным, что университет считает своей задачей способствовать экономическому и социальному развитию региона и поддерживать его культурное многообразие. Это называется «социальная миссия университета». Всё, что университет делает, коррелируется с интересами местного сообщества. Фактически вся проектная деятельность университета завязана на нуждах региона. Безусловно, никто не забывает о фундаментальной науке; меня приятно удивило, что теме blue sky research уделялось внимание во всех выступлениях и официальных встречах. Но наряду с этим многое делается для того, чтобы люди, которые живут и работают рядом с университетом, понимали, зачем он нужен региону здесь и сейчас.
Как обстоят дела с публикационной активностью сотрудников HKUST? Каким образом она мотивируется, поддерживается?
Она никак не мотивируется и не поддерживается сверх тех условий, которые созданы в университете. Об этом даже не заходила речь, они просто не мыслят такими категориями. Высокая публикационная активность — неотъемлемая часть академической работы, что-то само собой разумеющееся. Если говорить в категориях кнута и пряника, там работает только «кнут»: если ты не публикуешься, то просто не сможешь сохранить позицию в университете.
То есть университет принял в этом отношении западные образцы?
Думаю, они изначально собрали у себя лучших из лучших. Ориентировались в первую очередь на репатриантов — выходцев из Китая, которые добились исключительных успехов в ведущих университетах мира. Эти учёные принесли с собой лучшие практики и высокие стандарты, без которых успех HKUST не был бы возможен.
Расскажите, пожалуйста, об особенностях британской системы высшего образования и Университета Уорвика в частности.
Академическая среда в Британии устроена совершенно по другим законам. Прежде всего, в британских университетах преподавательская нагрузка существенно ниже, чем во многих российских университетах. И, соответственно, от преподавателей ожидается гораздо больше исследований, причём качественных исследований.
Раз в четыре или пять лет проходит государственная кампания по оценке научных достижений университетов. Её название постоянно меняется. Сейчас она называется Research Assessment Exercise (RAE). Сотрудники университетов должны представить четыре научные работы, выполненные за последние четыре года. Факультет составляет общий документ о том, какие исследования ведутся и как они друг с другом сочетаются, и отсылает его вместе с представленными работами в экспертную комиссию. Эксперты их читают и выставляют оценки по четырёхбалльной шкале: четыре звезды — выдающаяся работа мирового масштаба, три звезды — значительная работа международного уровня, две звезды — работа, которая имеет значение на международном уровне, и одна звезда — работа национального значения. Здесь даже не так важен объём написанного: это может быть книга, статья или что-то ещё — главное, чтобы работа получила высокую оценку экспертов. По результатам этих оценок составляется рейтинг факультетов по разным дисциплинам. И в соответствии с этим рейтингом государство распределяет бюджеты на исследования на следующие четыре года.
В Университете Уорвика, где я работаю, масса направлений, которые получили первые места по этой системе оценок. Там лучшее в стране отделение теории фильма, традиционно престижная социология, сильная политология.
Соответственно, многое в академической жизни организовано вокруг цикла этих программ. Университеты нанимают людей под эту систему, пытаются перетянуть к себе исследователей с соответствующей биографией. Довольно высоко в этой системе оценивается получение грантов, с этим тоже связана большая динамика.
Похожая система, по-моему, существует в Австралии, но в других странах Европы, а также в Штатах ничего подобного нет. У этой системы есть свои минусы. Например, работа над некоторыми очень серьёзными книгами занимает десять лет, а засчитывается она всего один раз, хотя надолго сохраняет свою значимость. То есть, если ориентироваться на эту систему, нет смысла писать стратегические исследования.
Может ли эта система быть заимствована российской высшей школой?
Недавно было опубликовано исследование о том, почему эта система в Англии не коррумпируется. И был сделан вывод, что для людей репутация важнее незначительного количества денег, которое можно было бы на этом получить. Но мне кажется, что такие системы очень тесно связаны с устройством общества. И я не знаю, насколько британская система подлежит заимствованию, потому что там всё общество так устроено.
В России, например, как и во Франции, исторически сильная централизация, а Британия — страна с сильными либеральными традициями. У них, например, нет Конституции, нет единого свода писаных законов. Нет министерства образования и единых образовательных стандартов. Нет представления о том, что все образовательные курсы должны проходить обязательную централизованную сертификацию.
У нас утверждение новых образовательных программ происходит где-то наверху и всех специалистов данной квалификации в любом университете страны учат по одной и той же программе. В частности, магистерская программа должна быть аккредитована государством. А в Британии университетский преподаватель сам может придумать новую магистерскую программу. Эту программу ежегодно оценивают приглашённые преподаватели двух других университетов (они же утверждают оценки студентов и проверяют качество преподавания), и, если их убеждает уровень работы студентов, на этом сертификация программы заканчивается. Нет ни одного центрального органа, который будет это как-то контролировать.
Это даёт очень большую гибкость. Какие-то современные проблемы, которые только-только возникли, тут же находят отражение в университетских курсах. Например, было какое-то модное направление — и десять лет существовала соответствующая программа. Потом интерес иссяк, программу закрыли, открыли другую. И вся эта система взаимозачётов не имеет никакого отношения к государству.
В России очень ригидная система образования. Я училась в девяностые, изучала филологию и другие дисциплины, которые смотрят в прошлое, и, начав с Гомера, мы дошли только до шестидесятых — местами до восьмидесятых — годов XX века. А англо-американская система образования, основанная на философско-педагогической концепции Джона Дьюи, — это система проектного обучения: человек начинает учить предмет не с истоков, а отталкиваясь от запросов современности. И в этом, наверное, самое большое отличие нашей системы образования, заимствованной из Германии.
В принципе, учить хорошо или плохо можно в обеих моделях, ни одна из моделей мне не кажется в какой-то степени лучше. Но ясно, что в нашей системе сложнее начать преподавать и исследовать новые области знания одновременно с тем, как они возникают. Это происходит с огромной задержкой, и непонятно, куда, в какую категорию новая специальность (если речь идёт о магистерской программе) попадает, что, конечно, сильно усложняет развитие российской науки. Дисциплинарные войны есть везде, и везде есть проблемы, к какому полю отнести ту или иную область деятельности. Но подвижность мысли может либо поддерживаться определённой гибкостью структур, либо, наоборот, тормозиться. В этом смысле в британской академии очень интересно работать, потому что там существуют готовые инструменты, как пригласить нужного специалиста, провести конференцию и т. п. Это очень живая интеллектуальная среда. В то время как у нас каждый шаг нужно обсудить и согласовать с начальством.
В большом количестве британских университетов на должность декана, например, выбирается один из профессоров, и декан на факультете сменяется каждые три года. Любой профессор может заявить о своём желании побыть три года деканом, но другие должны за него проголосовать. Это ротирующаяся должность, на которой, по идее, должен побывать каждый из профессоров.
В чём конкурентные преимущества Университета Уорвика?
В Англии есть старые университеты, которые имели статус университета изначально, и есть новые университеты (бывшие polytechnics), которые получили статус университета в 1992 году и на которые очень часто смотрят свысока. Устройство университетов этих двух типов очень разнится. Например, публикуются данные о зарплате ректоров и высшего менеджмента, и в Оксбридже зарплата ректора одна из самых невысоких среди университетов всей Британии. А наибольшую зарплату часто получают ректоры новых университетов.
Университет Уорвика — это традиционный университет, из так называемых red brick («красно-кирпичных») университетов, построенных в XIX–XX веках. Он традиционно входит в десятку лучших университетов Британии. От других университетов Уорвик отличается тем, что начиная с 1970-х годов он работает в очень сильной связке с бизнесом. В университете есть так называемое Warwick Manufacturing Group — огромное подразделение, которое направлено на поддержание и развитие связи с бизнесом. Они недавно построили новое гигантское, многомиллионное здание, которое нацелено на исследовательские проекты и инновации в автомобилестроении. Это, конечно, огромные бюджеты.
У Уорвика большой кампус, в котором располагается несколько гостиниц, ресторанов и кафе, и они всегда забиты до отказа. Корпорации и компании устраивают там выездные мероприятия. Летом Уорвик сдаёт все свои общежития и аудитории под бизнес-конференции. 25% общего дохода университета поступает именно от предпринимательской деятельности.
В основном все крупные бюджеты на исследования, по крайней мере в сфере гуманитарных и социальных наук, выделяет государство, и они распределяются через гранты. Какое-то участие в этом принимают и коммерческие структуры, но в этом смысле Британия — очень европейская страна, там частный бизнес не слишком активно участвует в спонсировании исследований и университетов. Кроме того, исследователи могут подавать заявки в иностранные фонды. Но я думаю, что в отношении социальных и гуманитарных наук государственное финансирование превалирует.