В любом университете одной из главных составляющих успеха является преемственность. Возникнет ли та особая развивающая атмосфера, в которой особенно нуждается начинающий профессионал? Найдет ли молодой ученый настоящего наставника? Повезет ли студенту получить советы и поддержку от более опытных коллег? Ответы на эти вопросы нередко определяют научную судьбу (да и просто судьбу) нескольких поколений.
Конкурс «Учитель-ученики» проводится в Вышке для того, чтобы создать особую атмосферу, поддерживающую научное творчество и профессиональное развитие молодых исследователей. Реализация проекта по этому конкурсу рассчитана на 2 года, так решается перспективная задача конкурса – за это время происходит существенный вклад в развитие молодых участников проекта, они успевают получить нужный опыт.
Что считается результатом проекта?
Результатами выполнения таких проектов могут быть монографии, статьи в научных журналах, сборниках статей, препринты, а также учебники и учебные пособия.
При опубликовании результатов исследований авторы обязательно указывают данные о том, что их исследования были поддержаны Научным фондом.
Как группа тратит выделенные средства?
Выделенные средства для реализации проекта идут на оплату деятельности участников проекта, финансирование полевых исследований, приобретение оборудования, участие в конференциях.
Сколько проектов поддерживается ежегодно?
Впервые конкурс «Учитель-ученики» состоялся в Высшей школе экономики в 2005 году. На конкурс было подано 69 заявок и подержано 15 проектов. В последующие годы количество выданных грантов увеличивалось: в 2007 году поддержано 17 проектов, в 2009 году– 25 проектов, в 2010 – 24 проекта (сейчас конкурс проводится ежегодно, а не раз в два года как это было ранее).
Какие сложности могут возникнуть в ходе проекта?
Этот конкурс является самым непростым с точки зрения выполнения работы над проектом. Прежде всего, перед руководителем проекта встают вопросы, связанные с привлечением в исследовательский коллектив молодых исследователей, а также организацией их работы. Руководители приходится проводить мониторинг выполнения работы каждым конкретным исполнителем проекта и его вклада в общий результат. Также руководителю необходимо контролировать процесс представления отчетности в Научный фонд и многие другие административные моменты.
В результате работы над проектом как учитель, так и ученики приобретают новые компетенции и навыки, особенно, по организации и проведению научной работы.
Есть ли возможность продлить проект?
В 2010 году на основании полученного опыта прошлых лет в организацию этого конкурса исследовательские коллективы получили возможность пролонгации на 1 или 2 года (с уменьшенным финансированием) уже завершившихся проектов. Это изменение дает возможность руководителю сохранить сложившийся исследовательский коллектив и создать научную школу.
Могут ли зарубежные исследователи принять участие в проекте?
Высшая школа экономики, прежде всего, стремится привлекать к участию в проекте своих преподавателей и исследователей. Однако постепенно в них начинают участвовать и иностранные преподаватели (но не более20 % от общего количества исполнителей проекта), что способствует интеграции университета в мировое университетское сообщество.
Какие трудности возникают при подаче заявки с участием иностранных преподавателей?
Основная трудность до недавнего времени заключалась в том, что подача заявки, подготовка технического задания и отчета должны быть на русском языке. Правда, с 2011 года заявку и отчет можно подавать на английском языке, приложив перевод на русском, только техническое задание должно быть обязательно выполнено на русском языке, так как этот документ предоставляется в финансовую дирекцию НИУ ВШЭ.
Даниел Карабекян, аспирант кафедры высшей математики на факультете экономики, преподаватель кафедры микроэкономического анализа:
Меня в полной мере можно назвать ветераном конкурса «Учитель-ученики». Я участвовал в трех проектах конкурса с момента его появления в 2006-м году. Вот уже 6-й год я работаю под руководством ординарного профессора Фуада Тагиевича Алескерова над исследовательским проектом по изучению разных типов стратегического поведения и моделей принятия коллективных решений.
Этот проект сыграл ключевую роль в моей карьере. Я начал участвовать в проекте, будучи студентом 3-го курса. Я тогда впервые осознал, что такое научная работа и как ей заниматься профессионально. Постоянная и непрерывная работа над проектом с руководителем, другими студентами и аспирантами способствует получению навыков работы над научным исследованием. Это необходимо, чтобы стать хорошим ученым. Сначала я занимался достаточно узкими аспектами темы, сейчас я подхожу к проблематике темы более широко. Я постоянно выступаю со своими исследовательскими результатами на конференциях. Я уверен, что этот проект еще сыграет роль в моем развитии, как исследователя.