- Какова была основная идея, для реализации которой Вы создали проектно-учебную лабораторию? В чем Вы видите основную задачу своей лаборатории?
Сейчас многие говорят о переходе к экономике знаний, но все существующие инициативы носят разрозненный характер. Появляются технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, венчурные фонды, но эффективность этих институтов, к сожалению, невелика. Причина одна – отсутствует система, которая позволила бы управлять коммерциализацией новых идей.
Цель лаборатории – создать такую систему. Создать то, чего в России нет - региональные инновационные кластеры. На западе существуют подобные системы, у нас в России все называют их «кремниевыми долинами». Это далеко не единственный образец инновационной системы, но, безусловно, первый в своем ряду. Мне кажется, что декомпозиция национальной экономической системы по региональному признаку является очень правильной. Только создав реально работающие региональные кластеры, мы сможем объединить их в единую систему.
Сейчас мы создаем нижегородский «протокластер», региональный инновационный кластер в Сарове, начали работу по созданию промышленного инновационного металлургического кластера в г. Выкса на базе Выксунского металлургического завода. Кроме того, мы активно сотрудничаем с Российской венчурной компанией по созданию межвузовской сети «Предприниматель». Совместно с Центром фундаментальных исследований (ЦФИ) ГУ-ВШЭ мы выполняем проект «Управление инновационными системами и кластерами».
-Расскажите, пожалуйста, о планах развития Вашей лаборатории.
Мы планируем создать на базе лаборатории Центр предпринимательства, в который будут включены центр трансфера технологий, бизнес-инкубатор, консалтинговый центр. Кроме того, мы планируем развивать новое направление, связанное с маркетингом инноваций.
- Как Вы думаете, что может дать студентам работа в проектно-учебной лаборатории (что-то, чего не хватает в традиционном подходе к высшему образованию)?
Привлекая студентов к работе по созданию кластеров, мы реализуем проектный метод обучения. Система обучения построена так, что теоретическое изучение невозможно без работы над реальными задачами. Студенты «отшлифовывают» полученные знания, работая над своими проектами. Традиционный подход к обучению позволяет студентам уметь находить информацию, перерабатывать ее, делать теоретические прогнозы. Проектный метод обучения позволяет студенту создать свое суждение о каждом изученном инструменте менеджмента, научиться изменять эти инструменты и выбирать только те, которые действительно помогут реализовать поставленную задачу.
- С какими сложностями можно при организации учебных проектов?
Большая сложность – терминологический аппарат. До недавнего времени слова «инновация» и «модернизация» воспринимались как синонимы, но и сегодня нет единого понимания основных определений. На кафедре работают как преподаватели-практики, так и преподаватели–теоретики. Одним не хватает понимания теории, другим практики. А в свете того, что отсутствует единый терминологический аппарат, им, порой, трудно договориться.
- Что Ваша проектно-учебная лаборатория может предложить филиалу и ГУ-ВШЭ в целом в контексте программы развития Национального исследовательского университета (НИУ)?
Центр предпринимательства может быть мультиплицирован как на другие кампусы НИУ ВШЭ, так и на другие НИУ.
Уже сейчас наша ПУЛ занимается коучингом технопарков и бизнес-инкубаторов, и я думаю, что мы сможем научить другие кампусы ГУ-ВШЭ тому, что мы уже умеем в области разработки управления инновационными системами. Как нам кажется, по некоторым вопросам мы являемся лидерами не только в нашем регионе, но и в России в целом.