В «экосистеме» ПУГ и ПУЛ Вы представляете, скорее, сторону бизнеса. Тем не менее, по-вашему, какой компонент в проектно-учебной деятельности важнее - теория или практика?
Думаю, что сегодня России нужны реальные проекты. Одних фундаментальных исследований, которыми активно занимаются в университетах, в том числе и в Вышке, недостаточно. Людей, которые совмещал бы и то, и другое – единицы. Я сам начал с науки, но потом ушел в реальный бизнес и в нем уже 23-й год. Хотя активная практическая работа не помешала мне в 2008 году защитить докторскую диссертацию по экономике, в работе было много практического материала, который я обобщил и вывел из него именно теоретические закономерности.
Если в нескольких словах, то в чем вы видите основную пользу для студентов от ПУГ и ПУЛ?
Знаете, у меня есть правило: никогда не надо начинать свое дело, если у тебя нет опыта. Тренируйся сначала «на мышах», иди работать к кому-то и научись у него, а только потом рискуй своими деньгами. Да и с точки зрения менеджмента полезно сначала самому поработать наемным рабочим, чтобы потом, нанимая собственных людей, понимать их психологию и стремления.
Как вы понимаете, какой проект будет успешным, а какой нет?
Это выработанный годами опыт. У меня чутье, наверное. Для себя я все венчурные проекты делю на три категории: те, что «умирают» сразу, те, которые «выстреливают» сразу, а третьи – «ни живые, ни мертвые». Последние я не убиваю, жду, когда они перейдут либо в первую, либо во вторую категорию. Я постоянно ищу новую информацию, новые ходы для развития бизнеса. Очень часто меня приглашают на экспертизы проектов в другие города, где мне удается помочь инноваторам, я им предлагаю для их продукта рынки, о которых они и не думали. Вот и со студентами также: иногда ребятам достаточно озвучить свою идею, чтобы я одобрил проект. Это их сильно удивляет, но я настаиваю – если идея хорошая, то и проект можно успешно реализовать. Если что, я всегда проконсультирую студентов.
Вы удачливый инвестор, участвуете в ряде крупных бизнес-проектов. Что побуждает Вас работать с еще неопытными студентами?
Понимаете, тот бизнес, с которым начинает взаимодействовать ПУГи и ПУЛы, в основном – малый или средний. А именно там сосредотачивается все инновационное. Большому бизнесу это, увы, неинтересно и не всегда нужно, у него нет такого инновационного потенциала. А из кого выращивать бизнесменов в сфере инноваций? Из молодежи, конечно. Эту мысль я доношу и до других бизнесменов, которых приглашаю читать лекции студентам. Понятно, что их время стоит очень дорого, и они могут потратить его более эффективно. Для того, чтобы их убедить, у меня есть две уловки. Первая звучит так: «Если не мы, то кто?». Действует, но не всегда. Тогда в игру вступает вторая. Спрашиваешь: «У тебя есть дети?». «Есть». «А ты хочешь, чтобы среди каких людей они жили? Среди воров, проституток, убийц или среди умных, порядочных людей?» «Ну что ты спрашиваешь, конечно, среди нормальных!» «Тогда иди и воспитывай экосистему для своих детей». И вот не было ни одного случая, чтоб после этого человек не согласился прийти и выступить перед студентами.
Какая у проектно-учебной деятельности в Вышке может быть перспектива?
Мне нравится, что предпринимательством и инновациями в рамках университета можно успешно заниматься в филиалах ГУ-ВШЭ. Например, в Нижнем Новгороде мне удалось консолидировать силы молодых и талантливых ребят. Вообще, в будущем хочется, чтобы ПУГи и ПУЛы перерастали в нечто большее. Я стремлюсь к тому, чтобы вывести их на совершенно новый уровень: например, мы создаем центр предпринимательства или даже молодежное предпринимательское движение, ведь России нужно сообщество предпринимателей. Есть и конкретная цель – нужно воспитать 150-200 тысяч молодых людей, которые захотят и смогут стать предпринимателями. Сейчас главное - расширять состав и количество проектов, набирать новых участников.
Вопросы задавала Мария Скворцова