• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Нет ничего более практичного, чем хорошая теория»

Фуад Алескеров – ординарный профессор, заведующий кафедрой высшей математики на факультете экономики, а также научный консультант проектно-учебной группы "Анализ эффективности управления ритейловой сети с помощью математических методов" – о своем опыте работы с ПУГ после методического семинара по проектно-учебной деятельности

Какие итоги проектно-учебной деятельности в ГУ-ВШЭ Вы считаете наиболее важными?

Самое главное, что мне хотелось бы отметить, это то, что процесс начался. Идея проектно-учебных групп и лабораторий оказалась успешной. Студенты потянулись к таким работам, им интересны прикладные проекты, которые требуются бизнесу. Мы, например, привлекли к сотрудничеству с фирмой «Связной» ряд студентов факультета бизнес-информатики, и мне было приятно видеть их желание работать и решать серьезные задачи.

На Ваш взгляд, какого компонента больше в работе ПУГ - теоретического или практического?

Безусловно практического. Более того, создание ПУГ позволило некоторым коллегам утверждать, что главной задачей Вышки является подготовка специалистов для бизнеса. Здесь важно не потерять чувство меры. Прикладные исследования могут принести кратковременный успех. Поэтому нужен разумный баланс фундаментальной науки и прикладных исследований.

Нет ли опасения, что погруженные в реальный бизнес студенты потом не захотят оставаться и продолжать работу именно над теорией?

У меня опасения нет. У Карла Поппера есть замечательные слова о том, что  в науке нет ни областей, ни даже ветвей знания; есть нерешенные задачи и потребность в их решении. Поэтому, практика подпитывает теорию, дает возможность создавать новые модели, а теория, в свою очередь позволяет решать важные задачи и открывает перед практикой новые горизонты, которые, в свою очередь, требуют хорошей теории

Скажите, как должна сегодня работать ПУГ, чтобы затем стать проектно-учебной лабораторией?

Ответ на этот вопрос полностью определяется ответом на предыдущий. Во время работы ПУГ надо увидеть не частную задачу, а класс задач, решения которых потом будут востребованы в широкой практической области.

Как Вам работается со студентами старших курсов? Чему их приходится учить?

Хорошо работается. Я уже говорил, что основное в общении с бизнесом – это доверие. Недоверие может быть вызвано тремя проблемами. Первая - это боязнь утечки информации; вторая -качество работы, и третья - своевременность выполнения заказа.

Первую проблему я даже не рассматриваю – если я буду сомневаться в студенте, то я с ним работать никогда не буду. Качество работы студентов я оцениваю высоко – мы учим их вполне качественно. А вот своевременность выполнения работы – это проблема. У многих студентов, хотя есть счастливые исключения, возникает ощущение, что сроки можно сдвинуть, сорвать. В этом они разительно отличаются от западных сверстников. Еще одна проблема – качество представления результата. Они считают, что, если хоть как-то написано, то работа считается сделанной. Вот всему этому приходится учить.


Какая, на Ваш взгляд, перспектива развития проектно-учебной деятельности в Вышке? 

Перспектива, на мой взгляд, очень хорошая. Сейчас в Вышке создан Институт информационных технологий. Я считаю, что старшие коллеги в этом институте должны быть заинтересованы в создании таких групп под конкретные задачи. Такой же интерес должны проявлять к работе ПУГ и коллеги в других институтах.

Очень часто многие коллеги опасаются привлекать студентов именно из-за тех проблем, которые я перечислил выше. Мне кажется, наоборот, надо задействовать больше студентов. Те, кто недобросовестен, отсеются, а хорошие останутся. Я бы привлек еще внимание к тому, что получение заказов от бизнеса требует большого количества маркетинговой работы. Здесь надо объединить усилия факультетов и коллег в разных областях. Приведу простой пример. Мы уже несколько лет занимаемся оценкой распределения влияния в Международном Валютном Фонде. На эту тему опубликованы работы, сделаны выступления на серьезных конференциях. В этом году Председатель КНР, будучи в Москве, заговорил об этой проблеме, а о наших результатах наши же коллеги, занимающиеся международными организациями, не знают.

Иначе говоря, нужны менеджеры, которые будут предлагать наши разработки бизнесу, государственным организациям, и которые, наоборот, будут приносить нам нерешенные задачи.

 

Учебных проектов в каких областях, если говорить о развитии теоретического компонента в том числе, сейчас Вышке не хватает и их хотелось бы увидеть в будущем году?

Мне кажется, что сейчас в бизнесе есть огромная заинтересованность в алгоритмах принятия решений, основанных на современном анализе данных. Связано это с тем, что сейчас бизнес стал проводить глубокие исследования рынка, опросы и т.п., и поэтому, опираясь на современные методы анализа этих данных, надо предлагать бизнесу адекватные и эффективные решения. Огромная потребность есть в прикладных работах в области информатики, приложениях экономических механизмов.

Не секрет, что уровень насилия в обществе не уменьшается, а, может быть, и растет. В западной экспериментальной экономике делаются очень интересные работы по оценке уровня агрессивности в обществе, его распределении по возрастным группам, по регионам. Мне кажется, было бы интересным создать ПУГ на эту тему с софинансированием из одной из государственных структур. Не надо бояться масштабных проектов, напротив, надо именно такие проекты и делать, ими очень подпитываются фундаментальные идеи.

Вопросы задавала Елена Барышева

 

23 декабря, 2010 г.