• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Помнить, что мы – часть мировой науки

О том, как Вышка собирается развивать международную академическую мобильность, «Окнам роста» рассказывает научный руководитель Института развития образования, и.о. проректора Исак Фрумин.

- В ВШЭ есть несколько Программ развития, и, кроме того - Программа развития Национального исследовательского университета (НИУ). Какой должна стать ВШЭ в результате реализации этих программ?

- Основным документом для нас является Программа развития ВШЭ до 2020 года, утверждённая на конференции трудового коллектива. Программа развития Вышки как Национального исследовательского университета (НИУ)  вложена в неё, она более узкая и сфокусирована на четырех приоритетных направлениях: экономика, менеджмент, социология и государственное и муниципальное управление.

В результате реализации этих программ ВШЭ должна стать по-настоящему современным университетом. Это  значит, что мы должны соответствовать требованиям, которые ставят перед нами наши основные клиенты – студенты, работодатели, общество.  Сегодня, к сожалению,  нельзя сказать, что мы у всех студентов развиваем нужные  компетенции, что мы предоставляем им адекватные сервисы и обеспечиваем российскую экономику адекватными знаниями.  

Мы должны стать конкурентоспособными по отношению к самым лучшим ВУЗам мира. И здесь, как мне кажется, нам предстоит проделать еще очень и очень длинный путь.

- Как, в соответствии с Программами развития, будет развиваться академическая мобильность? Какие направления должны стать  приоритетными?

Мы уже сейчас готовы поддержать десятки людей, которые поехали бы на стажировку в хороший университет или научный центр не посмотреть, а поработать. Да, у нас довольно много людей, которые хотят съездить на конференцию. Доклад у них не приняли, но они хотят послушать других.  Это мы не очень хотели бы  поддерживать. Но, к сожалению, у нас очень мало  серьезных запросов на стажировки. «Серьезной» я называю такую стажировку, когда молодой ученый договаривается с мэтром, например, в Лондоне, Париже, или Мельбурне, и получает адресное приглашение. Так когда-то Илья Ильич Мечников приехал к Пастеру в Париж, и Петр Леонидович Капица приехал к Резерфорду. У нас, к сожалению, мало таких молодых людей. Чаще наши молодые преподаватели приносят какое-нибудь приглашение на «Международную конференцию молодых ученых по всем наукам» - это совсем другое дело, никакого научного смысла такая конференция не будет иметь, и проводится она исключительно с целью сбора оргвзносов. Мы же отдаем приоритет настоящей и содержательной академической мобильности.

Мы поддерживаем как входящую, так и исходящую мобильность - приглашаем и будем приглашать выдающихся людей, чтобы они у нас поработали. Но и здесь важно быть разборчивыми. Иностранцы - тоже люди, многие готовы приехать в Москву на недельку, погулять тут, один раз выступить перед студентами.  Мы не очень хотим поддерживать такого рода академический туризм. Если же человек готов приехать для формирования у нас научного коллектива, или с тем, чтобы помочь прочитать какой-то курс относительно систематически, то вот это нам очень интересно, и мы очень рады это поддержать.

-  Что Вы посоветовали бы коллеге, желающему подключиться к программе академической мобильности?

Я бы дал простой совет: прежде всего - заниматься исследованиями, готовить доклады на конференции. Если у коллеги приняли доклад на престижную конференцию, он может быть уверенным, что университет его поддержит (хотя мы и рекомендуем всегда сначала обратиться в РФФИ или РГНФ).  

Очень важно, чтобы человек понимал, зачем конкретно он хочет куда-то поехать. Сначала спросите себя: связано ли это с вашей научной темой? Ваша научная тема перспективна? То, чем вы занимаетесь - конкурентоспособно? И уже после того, как вы это прояснили, стоит  искать возможности поездок или стажировок.

Не только у нас, но и во всем мире партнерство между университетами начинается с партнерства преподавателей. У нас очень активно работает в этом смысле Фуад Тагиевич Алескеров, заведующий кафедрой высшей математики на факультете экономики. Благодаря ему создано несколько партнерств.

Очень интересное сотрудничество в области предпринимательства, а затем и большие институциональные партнерства возникли благодаря Александру Юльевичу Чепуренко, декану социологического факультета. Недавно к нам приехал по его приглашению выдающийся специалист по предпринимательству из Сингапурского университета, и мы с ним договорились о проектах, важных для всего нашего университета, а не только для факультета социологии.

Примеров таких множество. Думаю, что их число будет расти. Если вы серьезно работаете и увлечены своей предметной областью, то вы знаете лучших людей в этой области  и можете им просто написать: «Я тоже работаю над этим вопросом, хочу к вам приехать». В половине случаев, я думаю, вам ответят согласием.

Другой вариант - представьте работу на конференции, выступите с докладом. Увидите на конференции что-то близкое по интересам – подойдите и скажите: «Давайте сделаем совместный проект». Например, несколько лет назад я встретился на конференции с одним из классиков американской экономики образования. Мы просто сидели с ним на обеде вместе и разговаривали про развитие системы образования. И  в ходе разговора у нас появилась идея сделать совместный проект по анализу развития образования в странах БРИК. Сейчас в этот проект вовлечены ученые из Китая, Индии, Бразилии, России, мы готовим  большую совместную монографию. 

- Что получает преподаватель или исследователь от академической мобильности,  и что получает ВШЭ? Каковы главные результаты?

В итоге мы должны в целом оказаться заметными на мировой карте высшего образования. Как сказал один мой приятель из хорошего английского университета: «Вы в России возвышаетесь, как Эверест, но на карте мира вас нет». И в этом смысле задача для университета на ближайшие пять-семь лет - сделать так, чтобы ГУ-ВШЭ был международно узнаваем как бренд исследовательского университета. Чтобы было известно, что у нас ведутся интересные исследования.  Кстати, нам надо будет отчитываться за деньги, которые дало государство на программу развития НИУ, очень конкретными вещами - например, публикациями в международных реферируемых журналах. Вот что получает ВШЭ.

Что получает преподаватель? Во-первых, люди, которые реально вовлечены в международные научные сотрудничества, получают в ВШЭ академические надбавки, всячески поддерживаются. Кроме того, коллега получит удовольствие от занятий интересным, важным и любимым делом. Надо просто не бояться и помнить, что мы – часть большой мировой науки.

Вопросы задавал Борис Короткин

22 апреля, 2010 г.