В 2009 году в Вышке родились новые формы академической жизни – проектно-учебные лаборатории (ПУЛы) и проектно-учебные группы (ПУГи).
Проектно-учебная группа или лаборатория – это и способ организации учебного процесса, и реальный коллектив, в котором работают студенты под руководством опытных профессионалов-практиков. Они выполняют работу для конкретных заказчиков, причем заказчики эту работу оплачивают, а Вышка - софинансирует. Обучение студентов и аспирантов идет параллельно с практикой, с выполнением реального проекта.
Сейчас в Вышке уже работают две проектно-учебных лаборатории. Самая первая из них - лаборатория «Управление инновационными системами» - появилась не в Москве, а в Нижнем Новгороде и объединила людей, занимающихся практикой и консультированием в области инноваций, выращиванием инновационных проектов. Возглавил лабораторию Эдуард Фияксель, заведующий кафедрой венчурного менеджмента нижегородского филиала, профессор и предприниматель.
Вторая проектно-учебная лаборатория стала продолжением проекта «TRANSPARENCY INTERNATIONAL RUSSIA», ее создала Елена Панфилова, директор центра «ТрансперенсиИнтернешнл – Р». Лаборатория занимается противодействием коррупции и исследованиями в смежных областях экономики, социологии, политологии, права.
Чтобы создать проектно-учебную лабораторию, коллективу нужно сначала пройти этап «пробных испытаний» в виде временной проектно-учебной группы (ПУГ).
Первые шесть проектно-учебных групп были созданы в ГУ ВШЭ осенью 2009 года; сейчас они уже многое успели сделать, и 31 декабря должны завершить свою работу. В следующих выпусках «Окон роста» мы расскажем об их результатах и дальнейших перспективах.
Возникнув в 2009 году, ПУГи и ПУЛы будут в Вышке и в 2010-м. Пока «первая волна» проектно-учебных групп приближается к финальному этапу своей работы, собраны заявки на «вторую волну» - то есть, к весне в Вышке снова должны появиться очаги практико-ориентированного обучения. На конкурс подано 27 заявок. Это значит, что 27 коллективов будут бороться за возможность реализовать свой учебный проект и за софинансирование со стороны Alma mater. По географии заявок можно сказать, что интерес к конкурсу проявлен во всех городах, где представлена Вышка: Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Нижний Новгород.
Сколько в итоге проектно-учебных групп будет создано, сколько заявок из двадцати семи будет поддержано? Об этом – в следующем выпуске бюллетеня.
А что бы вы хотели узнать про ПУГи и ПУЛы? Готовы ли вы присоединиться к одной из них? Может быть, вы хотите организовать проектно-учебную группу, но не знаете, с чего начать? Задайте свой вопрос в письме на адрес okna@hse.ru, и мы обязательно вам ответим.