• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мастерство, приходящее из опыта. Итоги работы проектно-учебных групп «второй волны»

Проектно-учебная группа – команда, состоящая из преподавателей, экспертов и студентов, ведущая исследовательский или прикладной проект по заказу внешней организации. Первые проектно-учебные группы (ПУГ) работали в ГУ-ВШЭ в сентябре - декабре 2009 г., ПУГи «второй волны» заканчивают работу. Скоро пройдет конкурс по ПУГам «третьей волны».ПУГи второй волны под руководством К.С. Микитьянца и Н.Г.Сироткиной стали прямым продолжением проектно-учебных групп, успешно работавших в прошлом году. Остальные ПУГи – «новички».

Работа в ПУГах выстраивается таким образом, чтобы студенты могли почувствовать результативность своей работы в условиях реального спроса и предложения. По словам руководителя ПУГ "Анализ эффективности управления ритейловой сети с помощью математических методов", преподавателя кафедры высшей математики на факультете экономики ГУ-ВШЭ Софьи Кисельгоф, «все, чему научатся студенты в ходе нашего проекта, можно поделить на две части. Первая часть – это навыки, связанные с «умением работать». Они учатся работать в команде коллег. Учатся работать на результат, а не на оценку. Учатся соотносить усилия с получаемым результатом, выбирать наилучший по соотношению затраты-результат способ работы.   Вторая часть – это собственно применение знаний, полученных в учебных курсах и приобретение новых специальных знаний и навыков. Здесь наш проект учит ребят формализовывать задачу для того, чтобы она могла быть решена математическими методами».

 

Те же компетенции выделяет и руководитель ПУГ "Персональный бюджетный сертификат", доцент кафедры менеджмента Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ Светлана Баронене: «Работа в проектно-учебной группе является реальной практикой для студентов: не нужно придумывать искусственные задания, кейсы - это все есть в работе ПУГ. Второе важное качество – обучение проектной работе.   Третье - студенты реально начинают понимать и применять все то, что им уже «дали» в вузе. А после этого и отношение к учебе становится  более осмысленным».

 

Опыт не ограничен «компетенцией» или навыком. Назовем ли мы «навыком» ответственность? Руководитель группы «Реформирование системы государственного заказа и развитие института государственно-частного партнерства», заведующая кафедрой государственного и муниципального управления Нижегородского филиала ГУ-ВШЭ Надежда Сироткина рассказывает, что разноплановость задач и требований заказчиков очень усложнили работу по координации деятельности участников группы. «Однако, - продолжает она, - в этом был и безусловный плюс: я, как руководитель группы, была вынуждена делегировать значительную часть управленческих функций, включая взаимодействие с заказчиками, студентам. Результат превзошел все ожидания: студенты не только достойно представляли Высшую школу экономики, но и сумели достичь договоренности о продолжении сотрудничества и «добыли» финансирование на нашу дальнейшую деятельность в размере 100 тыс. руб.».

 

О преимуществах работы в ПУГе рассказал руководитель ПУГ "Маркетинговые инновации и исследования", профессор кафедры менеджмента Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ Кирилл Микитьянц: «Основная идея нашей проектной группы - осуществить эксперимент  по полному погружению учебного процесса в реальный «мир рынка». Мы стремимся к тому, чтобы каждый студент ощутил себя «в шкуре» профессионала, почувствовал всю полноту ответственности и тяжесть производственной необходимости, услышал, так сказать, «биение пульса» конкретного рынка. Мастер отличается от дилетанта, прежде всего, внутренним пониманием логики тонкостей   и мелочей работы. Это мастерство приходит не на лекциях, а только в результате профессионального опыта. Поэтому учебный  эффект подобных методик значительно превосходит эффективность работы с любыми кейсами и обычными тренинг-проектами, что особенно заметно по студентам, которые во второй раз участвуют в ПУГ».

 

По мнению руководителя ПУГ «Макроэкономический анализ влияния расходов федерального бюджета на экономический рост», старшего научного сотрудника Института «Центр развития» ГУ-ВШЭ Андрея Чернявского «ПУГ безусловно является эффективной формой привлечения студентов к научным исследованиям. Студенты получили возможность поработать экономистами-аналитиками и разработали материалы, которые могут быть использованы при подготовке отчета для федерального министерства». 

 

Руководитель ПУГ «Прогнозирование развития новых медиа», старший преподаватель кафедры «Теория и практика рекламы» факультета Прикладной политологии Владимир Вайнер полагает, что, приобретя серьезный опыт проектной работы в области «новых медиа», студенты смогут теперь выступать на международном фестивале рекламы в категории «профессионалы».

 

Анна Гришина, Данила Маслов

 

28 мая, 2010 г.