Идея проектно-учебных групп и лабораторий, зародившаяся в 2009 году, заключается в предоставлении возможности студентам приобрести навыки реальной проектной деятельности. Кроме того, подобная практика должна была помочь преподавателям, которые достигли определенных успехов в академической работе, применить свои знания и компетенции в реальном проекте, с внешним заказчиком.
Судя по активности участников – как студентов, так и групп руководителей (преподавателей) - добиться удалось и того, и другого. Так, если в прошлом году насчитывалось только 6 ПУГ, то в 2010 их количество возросло более чем в два раза. Постоянно, в том числе и сейчас, управление академического развития Вышки получает заявки на создание проектно-учебных групп и лабораторий. С самого начала работы и по настоящий день из разных городов было получено свыше полусотни заявок. Одним из критериев было несомненное требование – привлекать к работе как можно больше студентов, не исключая младших курсов. В 2010 году в работе различных ПУГ участвовали 95 студентов, 22 магистра и два аспиранта.
Стоит отметить, что в проектно-учебной деятельности филиалы ГУ-ВШЭ выступили не менее активно, чем московские исследователи. За 2009-2010 год восемь ПУГ функционировало в Москве, семь – в Нижнем Новгороде и пять в Санкт-Петербурге.
От руководителей требовалось многое - и направить проект в нужно русло, и сплотить студентов с разными взглядами, интересами и умениями и, конечно, выполнить работу на высоком уровнем и в оговоренные заказчиком сроки.
Своими впечатлениями от работы в проектно-учебных группах поделились их активные участники, студенты Вышки:
Полина Байбакова, студентка 4 курса факультета прикладной политологии, отделение «Реклама и связи с общественностью», ПУГ «Новые медиа»
Я проучилась три года, было очень много теории, но совершенно не хватало времени на практику. Когда я узнала, что можно заняться реальным делом, да еще без ущерба для учебы, с радостью согласилась. В ходе работы проектно-учебной группы я поняла, что если команда делает общее дело, которое ей нравится, то она найдет и силы, и время его сделать. Когда не хватало времени собраться в одной аудитории, мы общались в Скайпе. Было весело и продуктивно – работу заказчика мы выполнили в срок.
Анна Абрамишвили, студентка факультета менеджмента СПбФ ГУ-ВШЭ, 4 курс, ПУГ «Персональный бюджетный сертификат»:
Мне было интересно работать с преподавателями и аспирантами, потому что я видела, как они работают, перенимала опыт . Мне такая работа показалась более эффективной, чем специальные тренинги, потому что в ПУГах все по-настоящему: реальный бизнес, реальные деньги. В рамках ПУГ мы работали с документооборотом по правовым вопросам. На обычных занятиях мы с этим не сталкивались, потому что не было необходимости. Хотя, несмотря на большое количество практики, я узнала много новой теории.
Антон Малышев, студент 4 курса БИ и ПИ, НФ ГУ–ВШЭ, ПУГ «Методика оценки экономической эффективности использования отдельных объектов основных средств»:
Больше всего мне понравилась командная работа – ведь наша ПУГ состояла из представителей сразу нескольких факультетов. Был приятно удивлен, когда вместо одного из занятий в аудитории наши руководители свозили нас на реальное производство. Мы поняли, что теория во многом расходится с практикой, и быстро стали улучшать и дорабатывать наш проект. Вот это была работа! Сейчас я заканчиваю четвертый курс, и когда я захочу пойти работать, у меня уже будет ценная запись в резюме – участие в ПУГе.
В случае успешной работы ПУГ может быть в дальнейшем преобразована в проектно-учебную лабораторию. Сегодня в Вышке действует пять ПУЛ в разных областях: от анализа финансовых рынков до противодействия коррупции. Главное преимущество лаборатории в том, что она создается в университете на постоянной основе и позволяет привлекать к работе все больше и больше студентов, причем не только из ГУ-ВШЭ, но и других вузов.
Идей и проектов, как выполненных, так и задуманных, за прошедшее время накопилось немало. И, судя по динамике, это только начало большой работы и больших успехов.