• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Положение об «учебных ассистентах» комментирует Сергей Константинович Ландо, декан факультета математики.

 - Сергей Константинович, в чем смысл привлечения к ведению занятий не только преподавателей, но и студентов?

Одна из основных форм работы со студентами на  факультете математики — это индивидуальное обсуждение решенных студентом задач. Оно  происходит на семинарских занятиях и требует вовлечения большого числа преподавателей. Участие в этой  работе учебных ассистентов позволило бы заметно снизить нагрузку на преподавателей — именно поэтому факультет положительно относится к введению в Вышке подобного института. Такие помощники должны обеспечить руководителю семинара некоторую свободу, которая позволит на занятии целенаправленно выбрать собеседника, в частности, уделить внимание студентам, испытывающим сложности с выполнением задания. По многолетнему опыту работы ведущих математических школ Москвы, эта работа идет на пользу и самим ассистентам.

Ясно также, что работа учебными ассистентами не должна становиться обязательной нагрузкой на старшекурсников, и подбор ассистентов должен идти из числа студентов, желающих и способных заниматься подобной деятельностью.

- Студенты учат студентов? Нет ли здесь рисков потери контроля и снижения качества занятий?

Снижение качества обучения и потеря контроля — две разных опасности. Эффективно работающая система учебных ассистентов могла бы обеспечить студентам младших курсов оперативную обратную связь, что особенно важно в первые годы обучения. Если речь идет о проверке правильности решения задачи, то здесь студенты зачастую оказываются профессиональнее преподавателей — просто в силу молодости. Так что и при проведении текущего контроля ассистенты могут оказать существенную помощь. А вот ключевые контрольные мероприятия стоит сохранить за преподавателями, иначе резко возрастает риск снижения управляемости процесса обучения.   

 - Как Вы оцениваете перспективы института учебных ассистентов в Вышке?

На факультете математики мы возлагаем на этот институт большие надежды. Я думаю, что и на других факультетах ему найдется эффективное применение, однако не стоит насильно навязывать ассистентов преподавателям. Если преподаватели увидят, что их коллеги используют этот инструмент эффективно, то и сами захотят им воспользоваться.

 

Учебные ассистенты – кто это?

С начала 2010 года в Высшей школе экономики появится важное новшество:  преподавателям официально начнут  помогать учебные ассистенты. Это – студенты, которым доверят учить других студентов.

Как отбирают учебных ассистентов?

Каждый преподаватель, ведущий занятия в Вышке, может привлечь к своей работе помощников. Для этого надо до 15 декабря подать заявку на конкурс Фонда образовательных инноваций (все подробности – на первой странице). В заявке нужно указать, к преподаванию какой дисциплины привлекаются ассистенты, какая деятельность будет им поручена. Желательно уже знать кандидатов на должность ассистентов. Форму заявки, а также текст Положения о конкурсе «Учебный ассистент» можно найти на странице Фонда http://hse.ru/org/hse/iff/

Когда все заявки будут собраны, эксперты отберут преподавателей – победителей. Они в итоге и получат возможность привлечь ассистентов.

Конкурс будет проводиться дважды в год: весной Фонд собирает заявки на курсы, начинающиеся в 1 или 2 модулях, осенью – на те, которые стартуют в 3, 4 или 5 модулях.

Как организовать работу ассистентов?

Положение о проекте «Учебный ассистент» принято ученым советом ГУ-ВШЭ в ноябре 2009 года. Какие виды работ может выполнять ассистент, каковы условия его привлечения, должен ли он отчитываться и перед кем – ответы на все эти вопросы можно найти в Положении.

Работа каждого ассистента будет оплачиваться из расчета 5-7 тыс. рублей в месяц. А преподавателю, с которым работают ассистенты, записывается в учебную нагрузку «руководство учебными ассистентами»  в размере 50 часов за каждого.  Ассистентам можно поручить многое:

  • Проверку и методический разбор письменных работ;
  • Проведение индивидуальных и групповых консультаций по курсу;
  • Работу с малыми группами на семинарских занятиях;
  • Подготовку методических материалов по заданиям преподавателя.

Все это для опытного преподавателя давно стало рутиной, но для молодого коллеги - ассистента такие формы работы могут стать реальным стимулом к профессиональному и академическому росту.

8 декабря, 2009 г.