• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Постдок-программа НИУ ВШЭ: научная интеграция в условиях цифровой изоляции

Авторская колонка Льва Сокольщика

Bench Accounting / Unsplash

Сокольщик Лев Маркович

к.и.н., научный сотрудник, Центр комплексных европейских и международных исследований, факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

Всеобщий дистант кардинально изменил образовательные, исследовательские, административные процессы в университете. В этом плане небезынтересно взглянуть на достижения и проблемы научного сообщества в условиях цифровой изоляции. Как известно, одним из ключевых драйверов научно-образовательной сферы является интенсивный обмен идеями и опытом. Важную роль в процессе играют программы, направленные на расширение академической мобильности между исследовательскими центрами и в рамках отдельных институций.

Для Вышки тема научной интеграции значима сразу в нескольких ракурсах. С одной стороны, университет является одним из глобальных лидеров по продвижению дистанционных форм образования. К слову, сейчас он входит в топ-5 на международной платформе Coursera по количеству онлайн-курсов: число их слушателей достигает 3,5 млн человек по всему миру, о чем упоминает в недавней публикации ректор Ярослав Кузьминов[1]. С другой – Вышка стала, по сути, первопроходцем в области постдок-программ в России, цель которых – интеграция молодых амбициозных ученых в мировую науку.


[1] https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/universitet-kotoryy-uchitsya

Samantha Borges / Unsplash

При всех негативных последствиях сложившейся ситуации академический мир стал парадоксально теснее. На основе личного опыта отмечу расширение спектра статусных научных событий, в которых довелось принять участие. Так, мне посчастливилось войти в состав команды организаторов реализуемого Вышей школой экономики совместно с Гарвардом проекта «Академия переговоров по контролю над вооружениями», его очередной модуль завершился в январе 2021 года. Удалось подключиться к инициативе Университетского консорциума (объединяет НИУ ВШЭ, Оксфордский университет, Гарвард, МГИМО, Колумбийский университет, Сьянс По Париж) по проведению серии интервью с крупнейшими мировыми учеными-международниками и дипломатами. Кроме того, результаты проекта по анализу внешней социально-гуманитарной политики зарубежных стран, который я курирую, оказались востребованы на уровне Россотрудничества и МИДа. Возросла и публикационная активность: успел подготовить ряд научных статей для высокорейтинговых журналов и актуальных экспертно-аналитических материалов. В целом повышение профессиональной эффективности стало для исследователей характерной чертой эпохи пандемии (вопрос, наверное, в том, надолго ли).

В то же время нельзя не признать, что «химии» очного взаимодействия зачастую крайне не хватает. Дело даже не столько в ограниченности личного общения, сколько в сложности интеграции новых сотрудников в научную среду. Именно этот момент отмечают многие коллеги, кто, несмотря на неопределенность дня сегодняшнего, решил попробовать свои силы в статусе постдока в Вышке. В ходе личных интервью коллеги высказали свое мнение. Например, историк Сергей Шерстюков замечает: «Хотя есть возможность обсуждать совместные проекты, тем не менее процесс научной интеграции затруднен и растянут во времени». С ним соглашается научный сотрудник Ирина Стрельникова, подчеркивая, что заинтересована в более интенсивных контактах с коллегами для подготовки совместных статей. «Общение в рамках формальных и неформальных мероприятий выстраивает плодотворную рабочую атмосферу, – поясняет постдок первого года Антон Лаптев, – но, к сожалению, удаленка – это наша объективная реальность». Действительно, специфика момента такова, что новый сотрудник попадает в своего рода «транзитную зону» между прежним коллективом и исследовательской командой Вышки, но будем надеяться, что в скором времени откроется возможность для более глубокой интеграции, благо, вакцинация в университете идет уже полным ходом.

Rayi Christian Wicaksono / Unsplash

Очевидно, что обстоятельства диктуют свои сценарии текущей исследовательской деятельности, но вкупе с экономической динамикой они сказываются и на дальнейшей карьерной траектории постдоков. Участники программ в новых реалиях начали более активно включаться в решение прикладных задач, выходя за пределы академической сферы в область инновационного предпринимательства, консалтинга, социального проектирования, менеджмента. На данную тенденцию обратили внимание участники состоявшегося в декабре прошлого года на базе Вышки международного круглого стола, посвященного развитию постдок-программ. В частности, проректор НИУ ВШЭ Мария Юдкевич и директор PhD-программы Школы образования Университетского колледжа Дублина Конор Гэлвин сошлись во мнении, что «граница между академическим и неакадемическим рынком труда все больше размывается»[1].

Противоречивые последствия произошедших сдвигов для российского научного сообщества и качества его структуры еще предстоит отрефлексировать на фундаментальном уровне. Однако уже сейчас с уверенностью можно сказать, что широкое внедрение передовых научно-образовательных технологий позволило Вышке адаптироваться к трансформациям. При этом немаловажную роль в успешном ответе университета на вызов современности играет Программа постдоков, поскольку, как показывает опыт, выгоды для принимающего университета оказываются зачастую значительно выше, чем для самого молодого ученого.

Взгляд в разрезе глобального контекста дает еще более объемную картину. Уверенное движение университета к верхним строчкам мировых рейтингов красноречиво свидетельствует не только об эффективности выбранной стратегии научной интеграции, но и о том, что ориентация на лучшие мировые практики и чуткое внимание к человеческому капиталу позволяют создавать новые точки роста даже при усилении негативных внешних паттернов.


[1] https://www.hse.ru/scholarly-integration/news/426258289.html

Автор текста: Сокольщик Лев Маркович, 4 февраля, 2021 г.