к.и.н., научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ)
факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ
В новой постковидной реальности, когда динамика изменений ощущается буквально в каждой области нашей деятельности, важно не только чувствовать пульс текущего момента, но и сохранить стратегическое видение перспективы. И, похоже, у Вышки получается это сделать, по крайней мере по моим наблюдениям. Сбалансированное сочетание образовательного и научно-исследовательского аспектов, а также осознание собственной общественной миссии, о чем говорил в недавнем интервью ректор Ярослав Кузьминов[1], во многом определяют будущее не только вуза, но и отрасли в масштабах страны.
Одним из ярких примеров успешной реализации подобной конвергентной концепции развития стала реализуемая под руководством проректора Марии Юдкевич и директора Центра научной интеграции Юлии Фалькович программа по привлечению постдоков, участником которой мне посчастливилось стать. Постдокторантура – это относительно новое явление российской академической жизни, находящееся еще в процессе становления. Однако уже сейчас можно с уверенностью сказать, что ее появление стало важным этапом на пути преодоления целого комплекса проблем российской научно-образовательной сферы, связанных с низкой мобильностью, поколенческим разрывом, оттоком молодых специалистов, академическим инбридингом, замкнутостью национальных научных школ.
[1] https://stimul.online/articles/sreda/universitety-obrechennye-na-tvorchestvo-chast-1/
Невозможно представить подготовку успешных исследований и рост научного знания без постоянного и интенсивного обмена идеями. Стимулировать этот процесс призваны постдок-программы, основная цель которых заключается в том, чтобы «перемешать» ученых из разных научных центров и погрузить их в новую академическую и организационно-административную среду. Причем позитивные эффекты от участия в подобном формате исследовательской деятельности мне удалось испытать на собственном опыте. Так, всего за год в статусе постдока получилось кратно улучшить публикационные показатели, подготовить успешную заявку на грант РФФИ, принять участие, в том числе в качестве куратора со стороны Вышки, в статусных международных проектах, реализуемых совместно с Гарвардом, Центром Вудро Вильсона, Франкфуртским институтом проблем мира, Исландским университетом, Оксфордом, МГИМО. Значимой в плане профессионального совершенствования стала работа в рамках проектов экспертно-аналитического блока, осуществляемых при поддержке Администрации президента и МИДа. Безусловно, личный опыт не универсален, но в какой-то степени он может считаться показательным.
Хотя программа российских постдоков Вышкой была запущена всего три года назад, уже наработан серьезный методический и кадровый потенциал. Сегодня в московском, петербургском и пермском кампусах трудится более пяти десятков постдоков, и еще около двадцати ученых перешли в категорию «выпускников» программы. Конечно, в сравнении с мировыми научными гигантами цифры выглядят пока скромно. В одном только Кембридже в проектах постдокторантуры задействовано около трех тысяч исследователей. Но для нас это лишь начало большого пути.
Упомяну только некоторые наиболее значимые направления развития программы постдоков на ближайшее время. В рамках текущего академического цикла запланировано создание актива постдоков, который станет рабочей группой для расширения взаимодействия между участниками программы, а также Postdoc Alumni – ассоциации, нацеленной на укрепление профессионального комьюнити. Теоретические вопросы развития постдокторантуры зарубежные и отечественные эксперты намерены обсудить в ходе организуемого Вышкой тематического круглого стола в декабре 2020 года, а более широкая дискуссия состоится на площадке Апрельской конференции через полгода.
Очевидно, что формирующийся в России институт постдокторантуры становится эффективным механизмом, с одной стороны, включения инициативных исследователей в глобальное научное сообщество, а с другой – распространения передовых исследовательских, образовательных, управленческих технологий на местах. Последний аспект особенно важен с точки зрения общественной миссии Вышки, поскольку многие постдоки после завершения программы возвращаются в родные университеты и становятся академическими лидерами – проводниками новых практик. В данном контексте представляются вполне своевременными предложения, звучащие на уровне Министерства науки и высшего образования, о необходимости всесторонней поддержки программ постдокторантуры.
На мой взгляд, показательно, что инициативы Вышки выходят за пределы непосредственных интересов университета и становятся ориентиром для всей российской научно-образовательной отрасли. Подобная тенденция не является случайностью, почва для нее подготовлена долгосрочной стратегией, в которой особый акцент сделан на профессионализме сотрудников, инвестициях в человеческий капитал и гибкой адаптации к вызовам современности.
В целом наука и высшее образование в России, несмотря на известные сложности, все увереннее преодолевают горизонт неопределенности дня сегодняшнего. Траектория успешного будущего шаг за шагом выстраивается уже сегодня, в чем немаловажную роль играет творческое освоение передового международного опыта. Отрадно, что именно Вышка становится своеобразным локомотивом процесса модернизации российской академической сферы, и программа привлечения постдоков служит тому ярким примером.