доцент департамента зарубежного регионоведения, научный сотрудник ЦКЕМИ
Реалии современного мира совершенно по-новому заставляют взглянуть на ценность научного знания в социогуманитарной сфере. В наши дни множественные, зачастую противоречивые, тенденции формируют серьезные вызовы для ученых, научных институций, государства и общества. Обсуждению этих острых вопросов, в частности, был посвящен круглый стол «Большие вызовы науки: актуальная дискуссия», который состоялся на базе НИУ ВШЭ в рамках российского фестиваля науки в октябре.
Одним из ключевых процессов, затрагивающих все сферы жизни, является цифровая трансформация. Она, с одной стороны, преобразует подходы к научной работе, а с другой – меняет сам объект исследования наук об обществе и человеке. В этом контексте возникают серьезные проблемы сбора и хранения, доступности и верифицируемости, методов обработки и анализа данных. Так, в ходе состоявшейся дискуссии на сложности интерпретации разноплановой информации обратил внимание ведущий научный сотрудник Лаборатории лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик НИУ ВШЭ Валерий Шульгинов. Безусловно, цифровые методы открывают блестящие возможности перед учеными. Например, с помощью больших данных можно создать достаточно точный портрет среднестатистического избирателя в какой-либо стране или, как заметил научный сотрудник Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ Василь Сакаев, исследовать демографический фундамент политики государства. Однако открытым остается вопрос о том, что эти цифры значат в конечном итоге, как правильно описать ту действительность, которая за ними кроется. Значимым аспектом является проблема создания новой теоретико-методологической парадигмы, которая бы связывала в единую картину разрозненные образы формирующегося цифрового общества, на что в ходе дискуссии справедливо указала доцент департамента образовательных программ НИУ ВШЭ Дарья Щеглова.
В условиях разрыва связей и каналов кооперации особенно чувствительным становится вопрос выстраивания эффективного научного сотрудничества, в том числе международного. Это чрезвычайно важно, ведь приращение знания происходит благодаря обмену опытом. И здесь важно не замыкаться в себе, а быть открытыми и активно наращивать контакты, проекты и исследования в новых странах и регионах. Надо максимально использовать возможности выстраивания горизонтальной коммуникации между научными центрами и учеными, работающими в смежных областях, но иногда даже не знающими о существовании друг друга. Такую задачу, например, стремится решить мегапроект НИУ ВШЭ «Зеркальные лаборатории», создавая сеть исследовательских коллективов из разных университетов, занимающихся одной проблематикой.
Серьезным вызовом остается разрыв поколений в российской науке, который связан с рядом факторов – от демографических паттернов до недостаточности престижа профессии. Он во многом играет решающую роль в развитии инноваций и научных школ. Проблему стремятся преодолеть, внедряя технологии академической мобильности и материального стимулирования, организуя специальные грантовые конкурсы и проекты для молодых ученых. Показательным примером подобных инициатив может служить Программа привлечения российских постдоков в НИУ ВШЭ, которая уже несколько лет успешно реализуется под руководством Юлии Фалькович.
Нельзя обойти вниманием моральную сторону при проведении социально-гуманитарных исследований. В данном случае научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ Айнур Рагимова подчеркнула значимость выработки и строгого соблюдения этических норм в рамках академического сообщества. Это особенно важно, когда лабораторные исследования проводятся с участием людей в качестве испытуемых. Научный проект должен пройти несколько стадий тщательного рассмотрения в этических комиссиях, прежде чем ему будет дан зеленый свет. В этом заключается залог безопасности процесса исследования для участников-добровольцев и самих ученых.
Морально-этическая дилемма в социогуманитарной сфере нередко связана с вопросом о научной истине, которая, как отметил Валерий Шульгинов, все же должна существовать, ведь в ее поиске и заключается смысл науки. При этом в ряде аспектов все сильнее проявляется тенденция к упрощению в интерпретациях общественной реальности, иногда даже идеологизация. Отчасти это может быть связано с развитием социальных медиа и целой индустрии так называемой популярной экспертизы. Отдавая должное важности современных коммуникационных инструментов и популяризации научного знания, все же нельзя не признать, что академической сфере все сложнее конкурировать с привлекательностью социальных сетей, обещающих быстрый успех в получении «статуса эксперта».
Но самые важные проблемы, с которыми сталкивается наука, и не только социально-гуманитарная, заключаются в экзистенциальных вызовах для современного мира – от глобальных климатических изменений и кризиса текущей модели развития до контроля над вооружениями и разбалансированности международной системы. Пройдя путь бурного и достаточно благополучного развития в последние десятилетия, человечество и наука вновь столкнулись с необходимостью решения вопросов глобальной значимости, требующих от ученых выработки новых нетривиальных идей, которые были бы способны объединить людей для будущего. И здесь, пожалуй, залог успеха заключается в настойчивости и дерзновении, креативности и нестандартности мышления, которые всегда двигали науку вперед и которые сейчас особенно востребованы.