Расскажите, пожалуйста, об истории ЦВМ. Как и по чьей инициативе он появился? В чём состояла основная идея создания центра?
Центр внутреннего мониторинга был образован в 2010 году для проведения внутриуниверситетских социологических исследований и аналитической поддержки развития нашего университета. ЦВМ не создавался с нуля, и основу проектов центра составили ежегодные мониторинги студентов и преподавателей, до этого проводившиеся социологическим клубом «Город». «Город» являлся хорошей площадкой для запуска новых интересных исследований, однако его формат не совсем подходил для долгосрочных проектов: мониторинги требуют относительно стабильных организационных структур, а в клубе за 3-4 года практически полностью менялся состав активных участников. В связи с этим группа «горожан» старшего поколения предложила создать в Вышке специальный центр для проведения такого рода исследований и получила поддержку со стороны первого проректора В.В. Радаева и научного руководителя Института развития образования И.Д. Фрумина. ЦВМ создавался по образу и подобию офисов институциональных исследований (institutional research offices), которые начиная с 1970–1980-х годов появляются в ведущих зарубежных вузах для получения обратной связи от сотрудников и студентов.
Изменился ли формат деятельности ЦВМ с момента его создания и каким образом?
Пожалуй, произошло довольно много изменений, я остановлюсь на четырёх основных. Во-первых, существенно увеличилось количество мониторинговых и специальных исследований. Фактически на сегодняшний день нами охвачены все основные группы «пользователей» университета: абитуриенты бакалавриата и магистратуры, студенты, выпускники, аспиранты, преподаватели, административные сотрудники. Кроме того, ряд мониторингов проводится не только в Москве, но и во всех филиалах университета – Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. В прошлом году в рамках проектов ЦВМ было опрошено 28 497 человек, проведено более 80 глубинных интервью, 9 фокус-групп. Во-вторых, изменилась методология сбора данных. Раньше все данные мониторингов собирались при помощи бумажных анкет, и для организации опросов приходилось прикладывать массу усилий: нужно было напечатать анкеты, выдать их интервьюерам, организовать сам процесс опроса на факультетах, собрать анкеты и закодировать их в базу для последующего анализа. Теперь же подавляющее большинство наших опросов реализованы в электронном формате. Система онлайн-опросов позволила значительно увеличить количество опрошенных, повысилась оперативность сбора данных. В-третьих, расширилось число подразделений, которые активно используют данные наших исследований в своей работе. Помимо ректора и проректоров, которые больше всего заинтересованы в результатах проводимых исследований, к нам часто обращаются представители факультетов и подразделений с различными запросами на исследования и аналитику. В 2011 году нами было подготовлено 16 отчетов по исследованиям и 15 тематических аналитических записок по запросам руководства университета и подразделений. К наиболее активным «заказчикам» можно отнести факультеты социологии и менеджмента, Управление академического развития, Дирекцию по связям с общественностью, Управление развития магистерских программ, Управление развития международной деятельности. В-четвертых, помимо отчетов по мониторинговым и специальным исследованиям мы выпускаем ежеквартальный бюллетень «Мониторинг университета». В нем публикуются материалы с углублённым анализом отдельных сюжетов наших исследований, результаты внутриуниверситетских исследований в других вузах, а также профессиональные обзоры и рефераты по тематике выпусков.
Расскажите поподробнее об основных мониторингах, которые проводятся сегодня в Вышке в рамках ЦВМ.
В настоящее время мы проводим шесть основных мониторинговых исследований, объектами которых являются студенты, абитуриенты бакалавриата, абитуриенты магистратуры, выпускники, преподаватели и административные сотрудники.
Мониторинг студенческой жизни был разделён на две волны: весеннюю и осеннюю. В основном это связано с тем, что возросло количество подразделений, которые хотели бы узнать мнение студентов по разным вопросам. Если проводить такой мониторинг один раз в год, то в итоге получится довольно длинная анкета, которую студенты вряд ли смогут заполнить. В осенней волне мониторинга содержится два типа вопросов: традиционные мониторинговые вопросы об оценке студентами различных сторон жизни в Вышке, которые задаются каждый год, и разовые вопросы, которые нацелены на получение данных об отдельных сюжетах и проблемах. Например, в осенней волне Мониторинга студенческой жизни 2011 года большой блок вопросов был нацелен на изучение причин некоторого снижения интереса студентов к посещению общеуниверситетских факультативов Института гуманитарных историко-теоретических исследований. Часть инструментария данного мониторинга была разработана совместно с коллегами из ИГИТИ, и по результатам исследования выяснилось, что снижение интереса обусловлено как сложностями информационного характера, так и проблемами, связанными с совмещением факультативов и основной учебной нагрузки. Студенты предъявляют запрос на более гибкие форматы встраивания факультативов в свою учебную программу. Хочется надеяться, что результаты мониторинга помогут в развитии программы общеуниверситетских факультативов.
В качестве содержательного ядра весенней волны Мониторинга студенческой жизни
была выбрана концепция вовлечённости (student engagement). Под вовлечённостью в широком смысле понимаются усилия, которые студент затрачивает на определённые виды деятельности в университете: активность на семинарских занятиях, способы подготовки к ним, интенсивность и форматы взаимодействия с преподавателями и т.д. Использование этой методологии (широко применяемой в исследованиях студентов за рубежом) позволяет нам сравнивать результаты наших внутренних исследований с результатами, полученными, например, в вузах США, и за счёт этого осуществлять своеобразный бенчмаркинг.
Мониторинги абитуриентов бакалавриата и магистратуры выросли из проекта «Портрет первокурсника». Задача этих двух мониторингов состоит в том, чтобы оценить, как абитуриенты получали информацию о Высшей школе экономики, как они выбирали вуз и направление подготовки, как готовились к поступлению, в какие университеты, помимо нашего, собираются поступать. Особое внимание уделяется опросу тех абитуриентов бакалавриата/специалитета, кого Вышка готова была принять, но которые по определённым причинам предпочли продолжить обучение в других вузах.
Тематическая направленность Мониторинга преподавательской жизни всегда была тесно связана с актуальными задачами и направлениями развития университета. В настоящее время ядро вопросов мониторинга составляют четыре темы.
Первая тема связана с учебным процессом и затрагивает отношение преподавателей к различным элементам образовательного процесса, использование электронных ресурсов в обучении, оценку технического обеспечения учебного процесса. Мониторинг позволяет отслеживать эффективность разного рода решений, принятых в сфере организации учебного процесса. Например, в университете в 2005–2006 годах был разработан ряд мер, направленных на борьбу с плагиатом в студенческих работах – внедрена система «Антиплагиат», принято положение о наказаниях за плагиат и списывание. Стало ли отношение преподавателей к плагиату от этого более нетерпимым? Мы можем проследить динамику преподавательского отношения к плагиату в студенческих работах начиная с 2004 года. Изначально преподаватели в большинстве своём считали, что за плагиат следует наказывать, но были склонны выбирать преимущественно мягкие формы взысканий – пятая часть предпочла бы снизить оценку на определённое количество баллов, а 7% и вовсе ограничились бы лишь строгим замечанием. Лишь две трети преподавателей в 2004 году отмечали, что сразу бы поставили неудовлетворительную оценку. За 7 лет наблюдений можно констатировать, что отношение преподавателей Вышки к плагиату в студенческих работах стало более жёстким и достаточно солидарным: возросла доля тех, кто за обнаруженный плагиат поставил бы неудовлетворительную оценку, и почти не осталось преподавателей, которые ограничились бы замечанием. При этом появились приверженцы даже более строгих мер – подачи документов на имя декана с просьбой о применении дисциплинарного взыскания и/или отчисления.
Вторая тема посвящена использованию преподавателями возможностей НИУ ВШЭ для академической деятельности и профессионального роста. В рамках данного блока отслеживаются проблемы, возникающие при использовании ресурсов университета для развития преподавателей – конкурсов Фонда образовательных инноваций, повышения квалификации, электронных ресурсов библиотеки. В первые несколько лет, пока не была налажена система централизованного сбора информации о научных публикациях преподавателей и их участии в научных проектах, мониторинг выполнял и учётную функцию, позволяя получить представление о масштабах научной активности преподавателей. Третья тема – это корпоративная культура и вовлечённость преподавателей в жизнь университета. Здесь рассматриваются вопросы понимания целей развития университета в целом, факультета и кафедры, интерес к событиям, происходящим в НИУ ВШЭ, оценка способности и желания что-то изменить в вузе. Четвёртый тематический блок посвящён оценке удовлетворенности ростом квалификации, доходом, работой в НИУ ВШЭ, анализу проблем, возникающих при взаимодействии с подразделениями университета.
Мониторинг административного персонала– новый для ЦВМ проект, первый опрос в рамках которого был проведён в декабре прошлого года. Дело в том, что задачи развития университета решаются не только преподавателями и исследователями, но и теми людьми, которые помогают организовать учебный процесс и проведение исследований. Количество административных работников приближается уже к двум тысячам, и именно поэтому было принято решение изучить мнения и настроения этой категории сотрудников. Исследование было нацелено на изучение мнений работников административных подразделений об условиях работы, профессиональном развитии и работе руководства. Важными темами также стали изучение включённости работников в жизнь университета, трудностей, возникающих на работе, профессиональных планов. В организации исследования нам очень помогли коллеги из Управления персонала, они же являются одними из главных заказчиков данного мониторинга.
Если говорить о первых результатах этого исследования, то оно в числе прочего позволило получить общую оценку удовлетворенности административного персонала условиями труда. Большинство сотрудников отмечает, что им интересно содержание их работы, они чувствуют её важность для функционирования и развития университета, а основные проблемы связаны с перегруженностью и необходимостью задерживаться на рабочем месте после окончания рабочего дня. Некоторые ожидаемые напряжения также связаны с неудовлетворённостью размером кабинетов, в которых работают сотрудники – это неизбежное следствие быстрого роста университета и нехватки площадей. Что касается атмосферы и отношений в подразделении, то здесь в основном преобладают положительные оценки: характерна взаимопомощь и поддержка со стороны коллег.
И, наконец, Мониторинг выпускников– это проект, который мы также впервые запустили в прошлом году. Весной был проведен опрос выпускников прошлых лет выпуска, в рамках которого нам удалось собрать более 1700 анкет и составить некоторый собирательный портрет выпускника Вышки. А осенью мы запустили первую волну панельного исследования выпускников 2011 года: мы планируем изучать траектории их профессионального развития, опросив их через полгода, один год и три года после выпуска. Для мониторинга выпускников характерны три главных темы: (1) характеристики занятости и карьерный рост, (2) оценка приобретённых в Вышке компетенций и опыта, (3) связь с университетом и готовность участвовать в жизни Вышки и после выпуска.
Каким образом используются результаты различных мониторингов, проводимых ЦВМ? Что удалось улучшить на их основе?
Некоторые примеры использования наших результатов я приводил выше – чаще всего мы предоставляем данные для информирования руководства вуза или подразделений по отдельным вопросам. Например, мы регулярно помогаем Дирекции по связям с общественностью оценивать эффективность рекламной кампании по привлечению абитуриентов. Также совместно с Управлением академического развития мы оценивали ход реализации программы «Кадровый резерв» с точки зрения резервистов, и там произошли определённые изменения к лучшему. В большинстве случаев не стоит ожидать, что на основе результатов исследований будут сразу же приняты конкретные решения. Как правило, у каждого руководителя есть дополнительные источники информации и ресурсные ограничения, которые влияют на принятие тех или иных решений. Мониторинги создают для управленца более насыщенный информационный фон, позволяют подтверждать или опровергать существующие у него предположения.
Какие планы у ЦВМ?
Во-первых, хотелось бы иметь возможность сравнивать результаты наших исследований с данными, собранными в других университетах. Ценность институциональных исследований многократно возрастает, когда появляются возможности для сравнения и сопоставления себя с похожими вузами, особенно с конкурентами. Первые шаги в этом направлении уже предпринимаются: мы стараемся публиковать данные о других вузах в нашем бюллетене «Мониторинг университета». Например, ближайший выпуск посвящён результатам Мониторинга выпускников, и в числе прочих материалов там можно будет найти интервью с представителями ассоциации выпускников МГИМО. Далее в сотрудничестве с Институтом развития образования мы пытаемся подключать другие российские университеты к совместным исследованиям и обмену данными. И, наконец, сейчас мы обсуждаем с коллегами из Калифорнийского университета в Беркли возможность присоединения Высшей школы экономики к международному консорциуму исследований студенческого опыта в исследовательских университетах (Student Experience in the Research University).
Во-вторых, мы планируем развивать новые форматы распространения результатов наших исследований. Несмотря на то, что большинство результатов мониторингов публикуются на нашем сайте, мы понимаем, что чтение достаточно объёмных отчётов может занимать много времени, которого всегда не хватает. Поэтому отдельные наиболее важные выводы планируется размещать в виде инфографики или коротких аналитических записок. Надеемся, это поможет университету расширять знания о себе самом.