• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Обзор ключевых беспокойств академического сообщества: результаты опроса научных сотрудников НИУ ВШЭ

В марте 2014 года Центр внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ впервые проводил опрос сотрудников научных подразделений, который в будущем планируется проводить ежегодно. Цель опроса – выяснить отношение научных сотрудников Вышки к тому, как организована их деятельность в Университете. В рамках опроса измерялась степень удовлетворённости условиями работы в Вышке, а также предоставлялась возможность высказаться о проблемах и способах их решения. Результаты опроса – в сегодняшнем выпуске «Академической среды».

Сбор данных осуществлялся посредством электронной анкеты, ссылка на которую была разослана на адреса электронной почты сотрудников научных подразделений НИУ ВШЭ. На приглашение к участию откликнулось 349 человек, что составляет 24% от общего числа научных сотрудников московского кампуса. Из них полностью заполнили анкету 284 человека. При анализе учитывались только данные полностью заполненных анкет. Используемые выборочные данные репрезентируют генеральную совокупность по таким параметрам, как режим занятости в Вышке (штат/не штат) и категория должности сотрудника.

При категоризации должностей использовалась модель группировки, основанная на различении трёх категорий сотрудников – руководителей, научных сотрудников и стажёров. К категории руководителей были отнесены сотрудники, занимающие должность руководителя (директора центров, заведующие лабораториями, научные руководители) либо заместителя руководителя подразделения (заместители директоров центров, заместители заведующих лабораториями). К категории научных сотрудников – научные сотрудники, младшие научные сотрудники, ведущие научные сотрудники, главные научные сотрудники, аналитики, старшие аналитики и ведущие аналитики. К категории стажёров – стажеры-исследователи, инженеры-исследователи и лаборанты.

Насколько сотрудники научных подразделений удовлетворены реализацией научного потенциала, размером дохода и другими условиями в НИУ ВШЭ?

Участникам опроса был задан ряд вопросов о том, насколько они удовлетворены условиями работы в НИУ ВШЭ. Оценивались следующие условия:

  • размер дохода;
  • возможности для реализации научного потенциала;
  • условия для проведения междисциплинарных исследований;
  • повышение квалификации;
  • возможности интеграции в международное академическое сообщество;
  • система адаптации новых сотрудников к работе в НИУ ВШЭ.

Все условия предлагалось оценить по четырёхбалльной шкале: «совершенно не удовлетворён(а)», «скорее не удовлетворён(а)», «скорее удовлетворён(а)» и «полностью удовлетворён(а)». Также предусматривалась опция «затрудняюсь ответить». Респонденты, которые не смогли оценить степень своей удовлетворенности тем или иным условием, были исключены из анализа.

В отношении размера дохода мнения научных сотрудников разделились. Около 52% опрошенных ответили, что удовлетворены этим аспектом, 48% не удовлетворены. При этом респондентов, полностью удовлетворённых размером своего дохода во ВШЭ, меньше (9%), чем тех, кто им совершенно не удовлетворён (17%).

Доля тех, кто удовлетворён этим условием, больше среди штатных сотрудников (54%), чем среди внештатных (46%). При этом данные опроса позволяют сделать вывод, что есть прямая зависимость между степенью удовлетворённости размером дохода и уровнем занимаемой должности: доля тех, кого устраивает размер дохода в Вышке, составляет 46% среди стажёров, 51% среди научных сотрудников и 73% среди руководителей.

Что касается остальных условий работы, ими удовлетворено большинство опрошенных научных сотрудников. Сравнительно более высокая степень удовлетворения отмечается в отношении таких аспектов работы, как повышение квалификации (75%), возможности для реализации научного потенциала (73%) и для интеграции в международное академическое сообщество (73%). Условиями для проведения междисциплинарных исследований и для адаптации новых сотрудников к работе во ВШЭ довольна сравнительно меньшая доля опрошенных (62%).

Одним из неожиданных результатов проведённого исследования можно считать то, что среди штатных сотрудников доля удовлетворённых существующими в Вышке возможностями для интеграции в международное академическое сообщество (68%) значительно меньше, чем среди внештатных (86%). Данный показатель поддаётся двоякому толкованию. С одной стороны, поскольку часть внештатных коллег работает также в других образовательных и научных учреждениях, при оценке используемых Вышкой инструментов интеграции в международную науку мог сработать эффект сравнения с другими российскими вузами и научными институтами. С другой стороны, штатные сотрудники в принципе могут быть настроены более критично и иметь завышенные ожидания и требования, так как в большей мере зависят от качества этих условий.

Ещё одна интересная закономерность связана с оценкой условий работы в Университете сотрудниками с различным стажем работы в Вышке. Среди респондентов, поступивших на работу в НИУ ВШЭ до 2010 года, доля  удовлетворённых существующими здесь условиями меньше, чем среди их коллег с меньшим стажем. Это справедливо для всех условий, кроме адаптации новых сотрудников. Наибольшие различия между сотрудниками, трудоустроившимися в Вышку до и после 2010 года, выявлены в оценке условий для реализации научного потенциала: этим аспектом удовлетворены 57% среди тех, кто начал работать до 2010 года, 77% среди поступивших на работу в Вышку в 2010–2011 годах и 79% среди пришедших в Вышку в прошлом учебном году.

По трём из пяти условий степень удовлетворения варьируется в зависимости от должности. Среди научных сотрудников сравнительно ниже процент тех, кто считает существующие в Вышке возможности для реализации научного потенциала, повышения квалификации сотрудников и адаптации к работе достаточными. Наиболее высокие оценки всем аспектам работы в Вышке, кроме интеграции в международное академическое сообщество, дают стажёры.

Желание и возможность изменить НИУ ВШЭ

В ходе опроса также задавался вопрос о том, хотят ли научные сотрудники каких-либо изменений и могут ли они сами влиять на ход событий в Университете и в своём подразделении.

Большинство сотрудников отметили, что хотели бы изменений как в НИУ ВШЭ в целом, так и в своём подразделении. При этом тех, кто стремится к изменениям в Университете (71%), несколько больше, чем тех, кто стремится к изменениям в своём подразделении (68%). Сравнительно большая доля тех, кто хотел бы видеть изменения в НИУ ВШЭ, отмечается среди сотрудников, начавших работать в Вышке в 2012-м или 2013 году (86%), а также среди стажёров (75%) и штатных сотрудников (74%). Аналогичная картина наблюдается и с желающими что-то изменить в подразделениях, однако в этом случае различия между категориями сотрудников менее значимые.

Примерно две трети (67%) сотрудников научных подразделений считают, что способны своими силами изменить что-либо в своём подразделении. При этом доля тех, кто положительно оценивает возможности своего влияния на развитие Вышки в целом, значительно меньше и составляет около трети опрошенных (31%). Сравнительно большая доля тех, кто считает себя способным повлиять на ситуацию в Университете и в своём подразделении, отмечается среди руководителей подразделений и тех, кто начал работать в НИУ ВШЭ в 2012-м или 2013 году.

Примерно 41% опрошенных хотят изменить ситуацию в своём подразделении и полагают, что способны это сделать. При этом количество желающих и считающих себя способными повлиять на ситуацию в масштабе Университета в целом значительно ниже и составляет 23%. Сравнительно большая доля желающих изменений и при этом позитивно оценивающих возможность своего влияния на развитие НИУ ВШЭ и подразделений наблюдается среди сотрудников, занимающих руководящие должности (руководители подразделений и их заместители).

Каковы профессиональные цели сотрудников научных подразделений?

В рамках анкетирования сотрудникам научных подразделений задавался вопрос о том, каковы их профессиональные цели на ближайшие 2–3 года. Были предложены следующие варианты ответа:

  • занять более высокую должность в научном подразделении,
  • получить учёную степень,
  • опубликовать статью в зарубежном журнале,
  • начать преподавать,
  • начать заниматься административной работой,
  • перестать заниматься научной деятельностью в пользу другой деятельности,
  • перейти из НИУ ВШЭ в другую организацию.

Количество вариантов, которое мог выбрать респондент, не ограничивалось.

Согласно данным опроса наиболее популярными являются следующие цели:

  • опубликовать статью в зарубежном журнале (78%),
  • получить учёную степень (50%),
  • занять более высокую должность в научном подразделении (39%).

Менее всего научные сотрудники хотели бы:

  • заниматься административной работой (2%),
  • перестать заниматься научной деятельностью (3%),
  • уйти из НИУ ВШЭ (6%).

Помимо готовых вариантов ответа у респондентов была возможность дополнить этот перечень в свободной форме. Среди наиболее приоритетных профессиональных целей, указанных научными сотрудниками: дальнейшее профессиональное развитие, повышение уровня публикационной активности (не только в зарубежных журналах), получение образования за рубежом и сокращение времени на административную и другие виды деятельности в пользу занятий наукой.

Пожелания сотрудников научных подразделений по развитию НИУ ВШЭ

Также участникам опроса было предложено в свободной форме высказать свои пожелания по дальнейшему развитию Вышки. Были высказаны следующие пожелания, косвенно отражающие ключевые беспокойства научных сотрудников НИУ ВШЭ:

  • снижение уровня бюрократизации;
  • снижение административной нагрузки научных сотрудников;
  • диверсификация критериев оценки работы научных сотрудников и подразделений;
  • реорганизация системы управления;
  • координация деятельности различных подразделений внутри Вышки.

Наибольшее беспокойство сотрудников научных подразделений вызывают трудности, связанные с решением бюрократических вопросов: оформлением командировок, получением справок, внесением изменений в данные официальных документов и т.д. Сотрудники отмечают запутанность, трудоёмкость, а также избыточность некоторых административных процедур и указывают на необходимость их оптимизации. Стоит отметить, что уровень бюрократизации университетских сервисов ВШЭ вызывает заметное беспокойство и среди преподавателей (см. предыдущий выпуск «Академической среды»).

Многие респонденты отмечали, что научные сотрудники перегружены административными обязанностями, выполнение которых отнимает большое количество времени и препятствует эффективному ведению научной работы. В этой связи были высказаны пожелания о снижении административной нагрузки для научных сотрудников.

Также высказывались замечания в отношении действующих в Вышке критериев оценки работы научных сотрудников, основанных на измерении уровня публикационной активности. Говорилось о необходимости учитывать специфику подразделений, которая не всегда предполагает возможность публикации результатов работы, и делать больший упор не на количественные, а на качественные показатели публикационной активности.

Беспокойство сотрудников вызывает также иерархичность системы управления и слабый уровень взаимодействия между различными подразделениями Университета. В этом контексте высказывались пожелания расширить полномочия сотрудников, находящихся на более низком уровне университетской иерархии, и наладить систему обратной связи между руководством и рядовыми сотрудниками. Для решения проблем, связанных с отсутствием синхронизированности в деятельности различных подразделений Вышки, было предложено ввести единую систему электронного документооборота, а также усилить «горизонтальные» взаимодействия как между руководителями, так и между   рядовыми сотрудниками.

Материал подготовили сотрудники Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ Евгений Терентьев и Иван Груздев.

15 мая, 2014 г.