• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ключевые изменения в Положении о кадровом резерве

В новой редакции Положения о кадровом резерве Вышки, принятой 29 мая 2015 года на Ученом совете, есть два существенных изменения: категория «Будущие преподаватели» упраздняется, а для категории «Новые преподаватели» вводятся новые качественные требования, касающиеся попадания в кадровый резерв.



О причинах изменений и подробностях нововведений рассказали проректор Мария Юдкевич и начальник Управления академического развития Анна Гришина.


«Будущие преподаватели»: историческая справка

Первый набор в категорию кадрового резерва «Будущие преподаватели» был объявлен в Вышке в 2008 году. Кандидаты в категорию отбирались из числа студентов и аспирантов. В 2008 году количество «будущих преподавателей» составило 35 человек, в 2015 году категория расширилась до 43. В 2008 году членами категории «Будущие преподаватели» были только студенты и аспиранты московской Вышки, представители кампусов присоединились к участию в кадровом резерве в 2009 году. За все время существования категории «Будущие преподаватели» с 2008 по 2015 год общее количество студентов, аспирантов и молодых работников, «побывавших» в кадровом резерве, составило 299 человек.

 
Диаграмма 1: Динамика численности участников категории «Будущие преподаватели»





За 8 лет существования категории общее число участников оставалось примерно одинаковым и составляло в среднем 33-40 человек в год. Количественный пик пришелся на 2010 год, а минимальное число участников категории было в 2011 году. Причины, связанные с уменьшением или увеличением количества «будущих преподавателей», рассмотрим подробнее.

В 2008 году было два основных условия для отбора в категорию «Будущие преподаватели»: перспективность кандидата для занятия преподавательской должности в ВШЭ и готовность кафедры взять студента или аспиранта на работу в качестве преподавателя на полную ставку после завершения обучения. Участие в программе кадрового резерва для «будущих преподавателей» было сравнимо с программой адаптации и подготовки к преподавательской работе в ВШЭ и не предполагало конкурсного или иного другого специального отбора. Однако статус «будущего преподавателя» давал студенту или аспиранту преимущественное право на трудоустройство в Вышку с особыми условиями, равно как и студенту или аспиранту из категории «Будущие преподаватели», который обучался в зарубежном университете.

В 2011 году условия отбора в категорию кадрового резерва «Будущие преподаватели» были существенно изменены, что сказалось на количестве участников. В группу были включены только кандидаты, имеющие опыт преподавательской работы или работы на кафедре (например, учебным ассистентом). Это привело к значительному повышению уровня участников кадрового резерва, большей вовлеченности их в университетскую жизнь и положительной карьерной динамике «будущих преподавателей», которые регулярно занимались профессиональным развитием и принимали активное участие в развитии университета.

Члены кадрового резерва категории «Будущие преподаватели» принимали участие в специальных мероприятиях, где обсуждались стратегические цели и задачи НИУ ВШЭ, тренингах, на которых развивались профессиональные и организационные навыки, занятиях, направленных на подготовку к преподавательской деятельности и карьерному росту с целью получения более высоких академических должностей. Динамика участия «будущих преподавателей» в специально организованных для кадрового резерва мероприятиях показывает, что ежегодно в период с 2009 по 2014 год в конкурсах принимала участие примерно одна треть «будущих преподавателей», а в выездных мероприятиях участвовали почти все члены кадрового резерва из этой категории.

Успешность «будущих преподавателей» определялась последующим трудоустройством на кафедры ВШЭ. Поступившие в категорию «Будущие преподаватели» в 2008 году молодые специалисты остались в Вышке, некоторые из них занимают сейчас руководящие посты в университете, становятся лучшими преподавателями, а некоторые перешли в научно-исследовательский сектор Высшей школы экономики. В 2011 году из 26 «будущих преподавателей» 8 человек стали штатными преподавателями Вышки и продолжили свое пребывание в кадровом резерве в категории «Новые преподаватели»

Предпосылками к упразднению категории стало изменение кадровой политики университета в 2014 году: объявление открытого конкурса на должности профессорско-преподавательского состава. Это привело к тому, что членство в категории «Будущие преподаватели» больше не давало гарантий трудоустройства в Высшей школе экономики, тогда как успешность пребывания в кадровом резерве для этой категории определялась именно последующим трудоустройством на полную ставку в учебное подразделение ВШЭ.

 

 Комментарий Марии Юдкевич: «В категорию «Будущие преподаватели» мы зачисляли перспективных студентов, которые после окончания учебы в бакалавриате и магистратуре должны были продолжать работу на кафедрах и в департаментах университета. Но отсутствие гарантий трудоустройства сделало категорию неактуальной. Коллеги, впервые поступившие в кадровый резерв в 2015 году, смогут в 2016 году продлить свое пребывание в программе на второй год и принять участие в ряде наших мероприятий. А с 2016 года набор в категорию «Будущие преподаватели» будет прекращен».

Юдкевич Мария Марковна
Руководство Университета: проректор

 

 Критерии отбора для категории «Новые преподаватели»

Ранее все молодые преподаватели до 30 лет автоматически включались в кадровый резерв и попадали в категорию «Новые преподаватели» без дополнительных процедур отбора: достаточно было трудоустроиться в Вышку на полную ставку. При таком лояльном и автоматизированном подходе регулярно возникали ситуации, когда в кадровом резерве оказывались преподаватели, которые не удовлетворяют критериям конкурса на должности профессорско-преподавательского состава (конкурс ППС). Коллеги не проходили конкурс,  у них завершался контракт, и они выбывали из программы кадрового резерва по формальным признакам. При этом исключительно важный эффект поддержки молодых преподавателей – закрепление в университете и дальнейшее профессиональное развитие – не достигался.


По словам Марии Юдкевич, чтобы подобные случаи неповторялись в кадровой практике ВШЭ, и было решено ввести качественные требования к претендентам на попадание в кадровый резерв, которые будет учитывать кадровая комиссия: «Качественные требования к «новому преподавателю» просты: молодой коллега должен удовлетворять минимальным требованиям конкурса ППС, документы на который подаются одновременно с документами в кадровый резерв. Это изменение позволит избежать ситуаций, когда коллеги работают с сентября по февраль, но не проходят февральский конкурс ППС по качеству или количеству публикаций».


Введение критериев отбора в категорию «Новые преподаватели» позволит факультетам сфокусировать свое внимание на наиболее перспективных молодых преподавателях и направить для участия в программе «Кадровый резерв» лучших.

Изменение в подходе к отбору в категорию «Новые преподаватели» уменьшит количество досрочных отчислений из кадрового резерва по причине завершения контракта при несоответствии критериям оценки ППС, а также увеличит процент «новых преподавателей», успешно завершивших пребывание в кадровом резерве в первый и второй годы.

Теперь кадровые комиссии факультетов (или филиалов) будут устанавливать соответствие критериям оценки ППС по занимаемой должности для каждого кандидата от факультета (или филиала). При этом критерии наличия публикаций будут применяться для всех кандидатов на вступление в кадровый резерв, включая преподавателей иностранных языков и молодых преподавателей, завершивших обучение в прошлом учебном году или обучающихся в настоящее время, а также для преподавателей, являющихся аспирантами первого года обучения.

Кадровые комиссии факультетов (или филиалов) рассматривают список кандидатов в кадровый резерв на соответствие критериям оценки ППС и готовят рекомендации для ученого совета факультета (или филиала). Ученый совет факультета (филиала) принимает решение о выдвижении кандидатов в категорию «Новые преподаватели» на основе рекомендаций кадровых комиссий. Решение о включении в состав кадрового резерва будущего года принимает Кадровая комиссия Ученого совета НИУ ВШЭ.

При введении новых критериев отбора будут сохранены все условия пребывания в кадровом резерве для категории «Новые преподаватели». Они также будут получать стартовые гранты в существующем размере, иметь возможность участия во всех специальных мероприятиях для кадрового резерва (выездных семинарах, конкурсах, методических мастерских, курсах повышения квалификации и пр.). Кроме того, у «новых преподавателей» сохраняется преимущество при рассмотрении заявок на финансирование стажировок и повышение квалификации.

Критерии оценки ППС, установленные в НИУ ВШЭ

При отборе «новых преподавателей» к кандидатам применяются все критерии оценки ППС, в том числе и критерии по публикациям. Основной массив кандидатов  в «новые преподаватели» – это выпускники прошлого и текущего года, а также аспиранты первого года.

 Наличие научных и учебно-методических публикаций за последние три года (третий год – год, предшествующий проведению Ученого совета НИУ ВШЭ, на котором осуществляется избрание по конкурсу ППС), в том числе:

 

– для должности профессор – не менее пяти научных публикаций, включая одну публикацию в издании верхнего уровня;

 

– для должности доцент – не менее трех научных публикаций, включая одну публикацию в издании верхнего уровня;

 

– для должностей старший преподаватель, преподаватель, ассистент – не менее двух научных публикаций.

Данные публикации не учитывают внутриуниверситетские учебно-методические издания, тезисы конференций и материалы в сборниках конференций (кроме Апрельской конференции НИУ ВШЭ), а также публикации из списка журналов, взимающих плату с авторов, утвержденного Советом программы «Научный фонд НИУ ВШЭ».

Материалы, сданные в печать, засчитываются как публикации при условии предоставления официального подтверждения от издательства о публикации с указанием номера и месяца выпуска журнала.

К публикациям в изданиях верхнего уровня относятся главы в монографиях, монографии на иностранных языках, публикации в зарубежных журналах, а также публикации в ведущих российских журналах.

Дополнительные критерии

·        Отсутствие рейтинговых оценок ниже 3 баллов за последнее полугодие, в котором кандидат имел учебную нагрузку (рейтинговая оценка рассматривается при числе ответивших не менее 10 человек).

 

·        Выполнение нормативной общей и аудиторной учебной нагрузки в текущем учебном году не менее чем на 75%.

 

·        Наличие заполненной персональной страницы кандидата на корпоративном портале (сайте) НИУ ВШЭ с полными текстами программ учебных дисциплин, читаемых в текущем учебном году, и полным списком научных и учебно-методических публикаций за последние 3 года.

 

·        Отсутствие неснятых дисциплинарных взысканий кандидата за предшествующий календарный год.

 

·        Поощрения НИУ ВШЭ за предшествующий календарный год.

 

·        Защита кандидатской диссертации в течение двух лет после завершения аспирантуры и в течение пяти лет после приема в НИУ ВШЭ на полную преподавательскую ставку.




11 июня, 2015 г.