О том, какие мероприятия Вышка планирует реализовать для решения поставленной задачи, рассказывают заместитель проректора Дмитрий Дагаев и директор Центра фундаментальных исследований Александр Балышев.
Директор Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ Александр Балышев
Чем определяются новые требования к публикационной активности?
Если посмотреть на университеты, входящие в топ-100 по основным международным рейтингам, то можно увидеть, что все они являются исследовательскими университетами. Это неудивительно, поскольку больше всего баллов для продвижения в этих рейтингах даёт научная деятельность университета. А научная деятельность измеряется прежде всего количеством и качеством публикаций, а также объёмом денежных средств, зарабатываемых университетом на рынках НИОКР.
Что Университет планирует сделать для улучшения качества научных исследований? Какова роль Центра фундаментальных исследований в этом процессе?
Центр фундаментальных исследований (ЦФИ) отвечает за администрирование научных проектов, выполняемых Университетом в рамках государственного задания по проведению научно-исследовательских работ. В Университете есть коллегиальный орган — Управляющий комитет научных исследований, который, в частности, устанавливает требования к результативности проектов. В связи с тем, что Университет взял на себя дополнительные обязательства по увеличению публикационной активности и цитируемости, комитет в декабре 2013 года пересмотрел требования к результативности научных проектов в части публикаций. Фактически по всем типам проектов требования возросли. Если раньше по стартовым проектам (т.е. тем, которые только начинают реализовываться) мы требовали одну публикацию в год, то теперь требуем две. По долгосрочным проектам (реализуемым более года) раньше нужно было представлять две публикации в конце года, а теперь три.
С другой стороны, мы более чётко разделили сами проекты на три типа: академические проекты, основным продуктом которых являются публикации; прикладные проекты, связанные с представлением аналитических записок, докладов и прочих материалов в Аппарат Правительства и Администрацию Президента; и мониторинговые исследования, главной составляющей которых является позиционирование Вышки на внешних площадках (в СМИ, на профильных форумах и т.д.). Начиная с этого года по итогам академических проектов будут приниматься только статьи на английском языке, т.к. 90–95% изданий, индексируемых в базах данных Web of Science и Scopus, англоязычные.
Как проходит экспертиза результатов проекта?
Экспертиза результатов состоит из двух процедур: экспертизы отчёта, когда оценивается его научный уровень, соответствие техническому заданию и т.д., и экспертизы публикаций, подготовленных по результатам проекта. Если публикация размещена в журнале, индексируемом в Web of Science или Scopus, мы смотрим, какой у него квартиль. Если журнал входит в один из первых трёх квартилей, как правило, публикация уже не направляется на экспертизу, т.к. мы считаем, что она уже прошла достаточно серьёзное рецензирование. Если журнал входит в четвёртый квартиль, то члены управляющего комитета смотрят, что это за журнал, какого уровня публикация, стоит ли направлять её на внешнюю экспертизу или, опять же, можно зачесть экспертизу автоматом. В спорных ситуациях решение, как правило, принимается в пользу заявителя.
Если статья опубликована в журнале, который не индексируется, или не направлялась в журнал вовсе, то мы обращаемся к внешним экспертам. В первом случае задача эксперта — оценить тот журнал или издательство, куда был направлен материал, и сам текст, его научную значимость. Тут может быть несколько вариантов ответа: либо текст слабый и издательство никакое, либо текст высокого уровня и журнал хороший, хотя и не индексируется. Таких случаев, когда слабая работа принимается к публикации хорошим журналом, практически не бывает. И конечно, сами авторы в откровенно слабые журналы статьи высокого уровня не направляют.
В случае если материал ещё не был опубликован, задача эксперта — оценить научный уровень текста, степень проработанности темы, обратить внимание автора на слабые и сильные стороны, высказать замечания, которые помогут доработать текст до состояния готовности к подаче в журнал. Более того, мы просим эксперта рекомендовать конкретные журналы, где, по его мнению, этот текст может быть принят к публикации, и сразу обозначить уровень этих журналов. Например, эксперт говорит, что текст сильный и может быть подан в журналы, относящиеся ко второму квартилю, или текст слабый, но если его доработать, то он может попасть в журнал третьего или четвёртого квартиля. Либо текст вообще не готов к публикации, тогда проект можно закрывать, что тоже бывает, но нечасто.
С чего начать сотруднику, не имеющему опыта публикации на английском языке?
Специально для решения этой задачи в 2011 году Управляющий комитет научных исследований принял решение о создании серии препринтов фундаментальных исследований. Работы в этой серии публикуются на английском языке. При их подготовке автору оказывается редакторская и лингвистическая поддержка. Представить материал может любой работник Университета.
На сегодняшний день вышло уже более 300 препринтов в тринадцати различных сериях. В настоящее время рассматриваются заявки на открытие ещё двух серий — по прикладной физике и компьютерной инженерии. Раз в полгода на сайте программы фундаментальных исследований (ПФИ) будут размещаться ссылки на лучшие препринты в каждой серии, чтобы заинтересованные коллеги могли брать их за образец при подготовке новых материалов. Кроме того, в настоящее время мы вместе с Управлением академического развития готовим видеоинтервью с редакторами серий, адресованные авторам препринтов. В них затрагиваются такие вопросы, как обязательные требования редактора к материалу, особенности конкретной серии, структура препринта, основные ошибки авторов.
Какой процент препринтов на сегодняшний день доведён до публикации в журналах?
К сожалению, у нас нет точной статистики. В прошлом году мы проводили опрос среди авторов препринтов. Откликнулись всего 20%, из которых примерно 40% сообщили о том, что их работы были опубликованы. Эта выборка нерепрезентативная, но в будущем такой отчёт станет обязательным.
Тут важно довести до сознания авторов, что цель не в подготовке препринта, хотя он и размещается в базах данных и засчитывается как результат публикационной деятельности, а в том, чтобы доработать препринт до полноценной публикации в хорошем международном журнале. Некоторые издательства не принимают к рассмотрению текст, который уже был где-то предварительно опубликован. Из этой ситуации выход очень простой. Если коллеги нам пишут, что собираются переработанный текст подавать в журнал, а политика этого журнала (или издательства) запрещает параллельную публикацию текста где-то ещё, мы этот препринт убираем с сайта ПФИ, оставляя только отметку о том, что он был там размещён. В остальных случаях текст препринта размещается на нашем сайте, а также во внешних архивах — SSRN и RePEc.
Вообще же, выпуск препринта не подразумевает того, что этот текст в том же виде будет опубликован в журнале. Идея препринта в том, чтобы вынести результаты научной работы на публичное обсуждение и получить отзыв с конкретными практическими рекомендациями. После этого автор дорабатывает свою работу с учётом полученных замечаний и готовый текст направляет в журнал.
О мерах поддержки публикационной активности сотрудников Вышки рассказывает заместитель проректора НИУ ВШЭ Дмитрий Дагаев
Какие меры существуют в Вышке для поддержки публикационной активности?
Прежде всего, очень важно, чтобы каждая мера, реализуемая руководством Университета, правильно таргетировалась, то есть находила именно ту целевую аудиторию, для которой она может быть полезна. Я бы хотел остановиться на том, как Вышка таргетирует свои меры по отношению к разным категориям сотрудников, ведущих исследовательскую деятельность. Основных таких категорий в Университете две: преподаватели и научные сотрудники. Если в большинстве западных университетов нет чёткого разделения на преподавателей и исследователей, то специфика российской образовательной системы и научного сектора такова, что эти категории часто существуют отдельно друг от друга: преподаватели занимаются исключительно преподаванием, а научные сотрудники — только научной работой.
Вышка является исследовательским университетом и официально предъявляет к преподавателям требования проводить научные исследования. Понятно, что не все преподаватели к этому изначально готовы, поэтому нужно каким-то образом стимулировать их к научной деятельности. Одним из решений этой проблемы стала система академических надбавок, изначально ориентированная только на преподавателей. Судя по динамике роста числа получателей академических надбавок, эта мера оказалась очень эффективной, притом что квалификационные требования за последнее время практически не менялись. Когда Вышка начала позиционировать себя ещё и как конкурентоспособный университет на международном образовательном рынке, стало понятно, что нужно заботиться о публикациях не только в российских, но и в международных изданиях, и появилась ещё одна категория академических надбавок — за статью в зарубежном научном журнале. Таким образом, преподаватели стали постепенно вовлекаться в научную деятельность.
Параллельно с этим в Вышке работали научные сотрудники, которые не преподавали, для которых научная работа была основным занятием внутри Университета. Предполагалось, что за это они получают заработную плату, поэтому специально стимулировать их к научной деятельности было бы странно. Это разделение существовало вплоть до 2014 года. Но в конце 2013 года в Вышке стал обсуждаться проект перехода к единому контракту, при котором каждый сотрудник Университета выполняет и преподавательскую, и исследовательскую, и административную либо экспертно-аналитическую работу. В связи с этим встал вопрос: если теперь научные сотрудники также будут преподавать, правильно ли лишать их возможности получать академические надбавки за исследовательскую работу? И было принято решение, что научные работники также должны получить право на академические надбавки. В кампанию 2014 года это решение касалось только надбавки третьего уровня — за статью в зарубежном журнале, а с 2015 года научные сотрудники смогут претендовать на все виды надбавок при условии, что они соответствуют критериям оценки публикационной активности и выполняют свои преподавательские обязательства в рамках единого контракта. Таким образом, требования, которые предъявляются к преподавателям и к научным сотрудникам, в части академических надбавок за научную работу будут постепенно сближаться.
А как будет учитываться разница в преподавательской и исследовательской нагрузке для разных категорий сотрудников?
К научным сотрудникам будут предъявляться более жёсткие требования при оценке публикационной активности. Формально оценка публикационной активности никак не связана с академическими надбавками. Академические надбавки — это пряник, оценка публикационной активности — это, скорее, инструмент мониторинга и кнут. Несмотря на то что академические надбавки долго и успешно существуют, оказалось, что в Университете есть сотни (!) научных сотрудников, которые не имеют научных публикаций. Поэтому была введена процедура оценки публикационной активности, позволяющая оценить ситуацию в целом.
Какие ещё формы поддержки существуют?
Ещё один фактор, учитываемый при таргетировании поддержки научных сотрудников, — это опыт научной работы. Понятно, что для молодых учёных и для более опытных коллег меры стимулирования должны быть разными.
Для начинающих исследователей существует группа высокого профессионального потенциала НИУ ВШЭ (кадровый резерв), в которую мы приглашаем всех молодых преподавателей и исследователей, а также тех, кто только готовится начать преподавать. В течение двух лет коллеги осваиваются внутри исследовательского пространства: участвуют в конкурсах и выездных семинарах, получают надбавку, которая заменяет собой академическую надбавку на тот период, пока у молодых людей ещё нет возможности публиковаться.
Для тех, кто по каким-то причинам не проходит в кадровый резерв, существуют другие меры поддержки. Например, Academic Writing Center, который всячески помогает авторам в подготовке первой публикации в международном журнале: как через proofreading, где носители языка вычитывают англоязычные статьи вышкинских исследователей, так и посредством специальных курсов и семинаров по академическому письму и технике презентации научных работ.
Учёному с именем и обширным опытом научных публикаций Университет предоставляет возможность набрать свою команду и сформировать научно-учебную группу (НУГ) или научно-учебную лабораторию (НУЛ), где вместе с опытными коллегами и студентами бакалавриата и магистратуры он сможет сосредоточиться на разработке определённой научной проблематики.
Коллегам, у которых есть публикации в международном журнале, мы предлагаем возможность чаще ездить на международные конференции за счёт Университета. Эта поддержка реализуется в рамках конкурса так называемых трэвел-грантов, рассчитанного на всех преподавателей и научных сотрудников — независимо от статуса и занимаемой должности. На участие в российских конференциях коллеги могут получать поддержку неограниченное число раз, на поддержку участия в зарубежных конференциях — не больше одного раза в год, а для коллег, имеющих публикации в международных журналах, — до двух раз в год.
В том же кадровом резерве есть категория «будущие профессора» — для коллег, работающих над докторской диссертацией. Их Вышка готова отправлять на долгосрочные стажировки в ведущие мировые университеты.
Но безусловно, важен не только опыт, но и качество научной работы. Поэтому начиная с этого года размер академической надбавки за статью в международном журнале будет дифференцироваться в зависимости от уровня журнала, в котором она опубликована: чем лучше журнал, тем выше размер надбавки.
Коллеги, которые проводят действительно качественные исследования, могут получить поддержку по конкурсу индивидуальных грантов, в рамках которого ежегодно поощряются десятки проектов.
Ещё один механизм поддержки преподавателей — творческий отпуск, который может предоставляться преподавателю на полгода для завершения монографии, учебника либо статьи.
Какие целевые показатели публикационной активности заявлены в «дорожной карте» Университета? Что они значат для конкретного сотрудника?
Безусловно, после победы в конкурсе «5-100» Вышка взяла на себя определённые обязательства по числу публикаций и уровню цитирования. Но для отдельно взятого научного сотрудника этот показатель ни о чём не говорит, потому что эти цифры сродни средней температуре по больнице. Заботиться об этих показателях должны прежде всего те, кто реализует политику Университета в области стимулирования академических публикаций.
В среднем заявленные Университетом показатели являются очень высокими. К 2020 году на каждого научно-педагогического работника должно приходиться две статьи в международных журналах, индексируемых в базах Scopus и Web of Science, за период с 2018 по 2020 год. Мы пока очень далеки от этой амбициозной цели, и этот разрыв не может быть преодолён одномоментно просто потому, что подготовка научной публикации в хорошем журнале занимает несколько лет: это и написание самой работы, и рецензирование, и процесс revision and resubmission, и т.д. Для того чтобы достичь этих показателей, нужно уже сейчас задуматься о том, как мобилизовать все силы Университета.
Для этого была разработана так называемая Дорожная карта изменения критериев оценки публикационной активности на срок до 2020 года, обозначающая примерную динамику основных показателей. Бессмысленно ставить недостижимые показатели или, наоборот, занижать их, чтобы все им соответствовали. Нужна разумная, сбалансированная политика. И в будущем критерии оценки публикационной активности будут корректироваться в соответствии с этой Дорожной картой, которая, в свою очередь, будет меняться с учётом текущей ситуации по оценке публикационной активности. Мы надеемся, что это позволит нам достичь поставленной цели.