• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Реформа аспирантуры: аспирантские школы ВШЭ

В конце марта приказом ректора были созданы аспирантские школы ВШЭ. Чем вызвана необходимость реформы и в чём смысл происходящих изменений, рассказывает проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин.

Институт аспирантуры в современном российском академическом пространстве обязан переживать изменения по многим причинам, касающимся как российского образования в целом, так и Высшей школы экономики.

Прежде всего, произошли существенные изменения в статусе аспирантуры, которая 1 сентября 2013 года, после вступления в силу нового закона об образовании стала образовательной программой. Теперь аспирантура – это третья ступень высшего образования, следовательно, у неё должна появиться серьёзная образовательная компонента, свои образовательные стандарты и т.п. Изменился классификатор аспирантской подготовки: на смену узким специальностям пришли направления. Продолжается дифференциация нормативных сроков обучения в аспирантуре по разным направлениям. Два года назад увеличился (до четырёх лет) срок подготовки для некоторых технических специальностей, в настоящее время в стадии утверждения находятся сроки обучения для аспирантов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Социология».

Говоря об аспирантуре применительно к Университету, мы сталкиваемся ещё с целым рядом внутренних вызовов. С одной стороны, Университет хочет иметь качественную аспирантуру, чтобы молодые исследователи создавали сильные академические работы, защищали хорошие диссертации, публиковали серьёзные, конкурентоспособные результаты исследований. С другой стороны, аспирантура содержит в себе элементы проекта и, как всякий проект, имеет временные ограничения: важным свойством аспирантуры для внешней среды продолжает оставаться время подготовки исследования. Есть практика измерения эффективности аспирантуры по различным внешним показателям, и Университет старается выстроить такую политику, чтобы, с одной стороны, обеспечить качество подготовки, а с другой, реализовать это качество в определённые, ограниченные сроки.

Ещё одна проблема заключается в том, что ВШЭ – это большой университет, внутри которого бытуют очень разные представления о том, что такое наука, что такое диссертационное исследование, что такое актуальная исследовательская повестка и т.п. И все эти годы мы сталкиваемся с чрезвычайно дифференцированными академическими стандартами.

В связи с этим Университет переходит к модели аспирантских школ, которые призваны задать единые стандарты академических исследований по разным направлениям, помочь аспиранту вписаться в актуальную исследовательскую повестку за пределами кафедры или исследовательского центра и подключить все необходимые для его исследования академические инструменты, а также продвинуться в плане коллективного супервайзерства над аспирантом (обеспечить стажировки, консультации с различными партнёрскими центрами и т.п.). Задача аспирантских школ – задавать определённую планку требований научным руководителям, занимающимся подготовкой аспирантов, и помогать эти требования осваивать и применять. Управление аспирантскими школами возлагается на академические советы школ, которые будут транслировать экспертное отношение к предлагаемой исследовательской повестке, к стандартам и процедурам обсуждения аспирантских proposals, к продвижению аспиранта, оценке результатов его работы, публикациям и т.д.

 

Подробнее о том, что из себя будут представлять аспирантские школы, рассказывает начальник управления аспирантуры и докторантуры НИУ ВШЭ Елена Кобзарь.

 

Аспирантская школа – это сообщество, объединяющее аспирантов и научных руководителей разных подразделений (кафедр, научных центров, лабораторий, филиалов) по отдельному направлению аспирантской подготовки. Каждую аспирантскую школу возглавляет академический директор. Управляет школой академический совет. Всего создано двенадцать аспирантских школ, девять из них уже приступили к работе: это школы по математике, социологическим наукам, менеджменту, образованию, психологии, филологическим наукам, философским наукам, политическим наукам, историческим наукам. В ближайшее время начнут работу аспирантские школы по экономике, праву, техническим наукам.

Структурно рамки аспирантских школ и факультетов не всегда совпадают. Более того, есть примеры, когда кафедра одного факультета готовит аспирантов по разным направлениям, соответственно, кафедра (её аспиранты и научные руководители) будет принимать участие в деятельности разных аспирантских школ. Собственно, логика аспирантской школы как раз и заключается в том, чтобы создать некую виртуальную и реальную площадку для взаимодействия исследователей по одной специальности.

Что даёт нам основания рассчитывать на успешность такой коллегиальной экспертизы? Прежде всего, опыт академической аспирантуры, созданной четыре года назад и успешно развивающейся. В основу работы с академическими аспирантами положен принцип коллегиальной экспертизы в самом широком смысле слова: от коллегиального обсуждения тематики будущей диссертации с привлечением широкого круга специалистов за пределами тех подразделений, к которым прикреплены аспиранты, до совместного научного руководства со стороны зарубежных исследователей и коллег из Университета.

Есть опыт коллегиальной экспертизы аспирантских работ и за пределами академической аспирантуры. Последние пару лет на различных площадках работают группы, экспертирующие темы кандидатских диссертаций. Эти группы объединяют научных руководителей, представителей диссертационных советов по принципу принадлежности к одной специальности/отрасли наук. Такая форма работы «провоцирует» межкафедральное и межфакультетское общение, которого так недоставало аспирантам и научным руководителям.

Помимо коллегиальной экспертизы аспирантские школы призваны реализовать образовательную компоненту аспирантуры, выступая организаторами образовательной программы по тому или иному направлению. Это условие и требование произрастает как из нашего опыта, свидетельствующего о том, что многих аспирантов надо системно доучивать (в первую очередь методам исследования), так и из поменявшихся внешних условий деятельности аспирантуры.

В ближайшее время будут утверждены стандарты по каждому направлению подготовки аспирантов, сформированы учебные планы. Среди других важных вопросов, которые школы должны решить в ближайшем будущем, – порядок отбора научных руководителей аспирантов. Ближайшая аттестация пройдёт в мае-июне текущего года уже в новой «системе координат»: аспирантов будут аттестовывать не только на их кафедрах, но и в рамках аспирантских школ.

 

Из двенадцати созданных аспирантских школ девять уже приступили к работе. О специфике и задачах школ рассказывают их руководители.

 

директор аспирантской школы по образованию Александр Сидоркин

Аспирантская школа Института образования ставит своей целью подготовку нового поколения исследователей, свободного от болезней советской и постсоветской педагогики. В первую очередь речь идёт о формировании культуры научной работы с глубоким уважением к эмпирическому знанию и опорой на международную теоретическую базу социальных наук. Все аспиранты включены в исследовательские группы института и работу над диссертационными проектами по широкому кругу тем: от экономики образования до психолого-педагогических исследований.

 

директор аспирантской школы по математике Николай Тюрин

Аспирантская школа факультета математики НИУ ВШЭ на сегодняшний день включает в себя специальности «алгебра» и «геометрия», однако в ближайшем будущем мы планируем охватить все математические специальности, представленные в Университете. Мы стараемся привлечь в качестве научных руководителей, консультантов и экспертов всех математиков Москвы и окрестностей. Главная цель школы «каталитическая» – создать площадку, на которой талантливые молодые люди, взыскующие знаний, могли бы встретиться с настоящими учёными, желающими эти знания передать, чтобы дальше работать вместе.

 

директор аспирантской школы по историческим наукам Марина Румянцева

Школа работает на базе факультета истории НИУ ВШЭ, факультета истории НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург и Института гуманитарных историко-теоретических исследований (ИГИТИ) им. А.В. Полетаева и осуществляет подготовку историков-исследователей по специальностям: отечественная история; всеобщая история; историография, источниковедение и методы исторического исследования. Основу образовательной программы составляет научно-исследовательский семинар профессора И.М. Савельевой (ИГИТИ), международные мастер-классы питерского факультета истории, лекционные курсы «Теории и методы современного исторического познания», «Новейшая мировая историография», «Теория источниковедения и практики источниковедческого анализа», «Академическое письмо» (на англ. яз.), «Жанры, формы и стили исторического мышления и научного письма», «Публичное функционирование исторических знаний и практики историков в публичной сфере» (оба в СПб). Обучение в школе предполагает участие аспирантов в научно-исследовательских семинарах и проектах.

 

директор аспирантской школы по психологическим наукам Ольга Мартынова

Аспирантская школа факультета психологии готовит исследователей и преподавателей  широкого спектра специальностей в рамках направления «Психологические науки».  Научные исследования и курсы повышения квалификации аспирантов фокусируются на последних достижениях общей и экспериментальной психологии, психологии личности, истории психологии, социальной психологии и психофизиологии. Аспирантам предоставляется возможность посещать англоязычные курсы и семинары, проходить практику в ведущих лабораториях отечественных и европейских вузов, сотрудничающих с факультетом психологии НИУ ВШЭ.  Приоритетной задачей школы является вовлечение аспирантов в перспективные исследовательские проекты в междисциплинарных областях современной психологии, социологии, экономики, лингвистики и нейробиологии.

 

директор аспирантской школы по политическим наукам Михаил Ильин

У одного из классиков политической науки Габриэля Алмонда есть прекрасный образ для этой отрасли знания – отдельные столики. Действительно, политология фактически представляет собой целый комплекс дисциплин: мы как бы сидим за разными столиками. Но эти столики в одной харчевне – с общей кухней. Одна из задач аспирантской школы по политическим наукам – помочь сидящим за разными столиками научиться говорить на одном методологическом языке. Наши «столики» – это факультет прикладной политологии, факультет мировой экономики и мировой политики, кафедра публичной политики, кафедра теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, Институт международных организаций и международного сотрудничества, отделение прикладной политологии (СПб). Школа реализует образовательные программы по направлению «Политические науки и регионоведение».

 

директор аспирантской школы по философским наукам Анастасия Ястребцева

Аспирантская школа по философским наукам реализует образовательные программы по истории философии и по онтологии и теории познания. Основные задачи школы: обеспечить интенсивную подготовку преподавателей-исследователей, мотивированных к академической и педагогической карьере; увеличить количество и повысить качество защищаемых диссертаций посредством развития конкретных исследовательских навыков в ходе специальных научных семинаров (в т.ч. на иностранных языках) и активного вовлечения аспирантов в научно-исследовательские проекты факультета и профильных научных лабораторий Университета; стимулировать международную исследовательскую активность аспирантов путём привлечения их к участию в международных научных мероприятиях и обменных программах и осуществлению диссертационных исследований под руководством профессоров Вышки и университетов-партнёров.

 

директор аспирантской школы по филологическим наукам Анастасия Марушкина

Школа по филологическим наукам работает на базе факультета филологии НИУ ВШЭ и осуществляет набор аспирантов по специальностям: русская литература; теория языка; прикладная и математическая лингвистика. Школа реализует образовательные программы по русской литературе и лингвистике. Приоритетом школы является интеграция молодых исследователей в полноценную научную жизнь путём выстраивания для них индивидуальных образовательных и научно-исследовательских траекторий. Школа предоставляет своим аспирантам возможность участвовать в научных проектах Вышки и за её пределами, в семинарах и выездных школах с участием зарубежных учёных, в обсуждении диссертационных работ совместно с экспертами и мн. др.

 

директор аспирантской школы по социологическим наукам Виктория Антонова

Аспирантская школа по социологии готовит аспирантов в дневной и академической аспирантуре полного дня на базе московского и питерского кампусов ВШЭ по специальностям: теория, методология и история социологии; экономическая социология и демография; социальная структура, социальные институты и процессы. Школа активно сотрудничает с исследовательскими подразделениями НИУ ВШЭ: лабораторией экономико-социологических исследований (ЛЭСИ), центром трудовых исследований (ЦеТИ), лабораторией исследований рынка труда (ЛИРТ), научно-учебной лабораторией исследований предпринимательства,  лабораторией сравнительных социальных исследований, лабораторией социокультурных исследований, центром молодёжных исследований (СПб), а также с рядом ведущих вузов Великобритании, Германии, США, Канады, Нидерландов, Франции и стремится расширять сеть своих зарубежных партнёров. В ближайших планах школы – организация совместной аспирантской исследовательской группы со Свободным университетом в Берлине, привлечение иностранных абитуриентов в академическую аспирантуру, выстраивание тесного сотрудничества с магистратурой.

 

директор аспирантской школы по менеджменту Ольга Третьяк

Аспирантская школа по менеджменту реализует образовательную программу по менеджменту, включая  логистику и государственное муниципальное управление, в московском, питерском и нижегородском кампусах Вышки. Цель школы – создание уникальной научно-исследовательской среды и подготовка высококвалифицированных исследователей в области менеджмента для российских и международных университетов, исследовательских компаний и консалтинговых фирм, а также для правительственных учреждений. В планах школы – развитие сотрудничества с международными научно-исследовательскими центрами, созданными на базе НИУ ВШЭ, а также составление компетентностно-ориентированного учебного плана, включающего в себя наряду с базовыми специальные учебные дисциплины, разработанные на основе международных стандартов в области менеджмента. Также планируется проведение регулярных международных научно-исследовательских семинаров с участием профессоров НИУ ВШЭ и исследователей из ведущих университетов мира, а также аспирантского исследовательского семинара с докладами аспирантов по теме их научного исследования

10 апреля, 2014 г.