Декан факультета математики Сергей Ландо рассказывает о том, как будет организован процесс обучения по этой программе на его факультете.
Как появилась идея создания академической аспирантуры на факультете математики?
Вообще, аспирантура на факультете математики была открыта два года назад. Мы принимаем аспирантов по специальности «Математическая логика, алгебра и теория чисел». В этом году появилась ещё одна специальность — «Геометрия и топология».
Мы обладаем сильным профессорско-преподавательским составом, способным обеспечить научное руководство на высоком, мировом уровне. Однако наряду с этим у нашей аспирантуры есть и слабые стороны. Они связаны с некоторой неопределённостью и некоторой межеумочностью положения аспирантов в современных университетах. Дело в том, что предлагаемая аспирантам стипендия в полторы-две тысячи рублей не может обеспечить минимальных потребностей одного человека. Конечно, мы стараемся помогать, содействовать нашим аспирантам. Например, большинство наших аспирантов зачислены научными сотрудниками в Лабораторию алгебраической геометрии и её приложений. Однако такое решение полностью не устраняет саму проблему, не обеспечивает аспирантов средствами для того, чтобы можно было заниматься наукой, не задумываясь о тяготах материальной жизни.
Мы надеемся, что академическая аспирантура в значительной степени решит эту проблему, сделает аспирантуру привлекательной как для наших собственных выпускников, так и для выпускников других вузов. В области математики стипендия в 25 тысяч представляется достаточной для того, чтобы у аспиранта появилась по крайней мере свобода манёвра, чтобы забота о хлебе насущном не перевешивала страсть к занятиям наукой.
Что даёт академическая аспирантура?
Главное, что может дать аспирантура, — это попадание в среду, в которой идёт исследовательская жизнь, в которой аспирант относится к другим не как к наставникам или сокурсникам, а как к коллегам. Такая атмосфера уже сложилась на нашем факультете. У нас к академической жизни, в отличие от западных университетов, причастны не только аспиранты, но и студенты с самого первого курса. Мы рассчитываем на то, что аспиранты новой программы будут значительную часть жизни проводить у нас на факультете.
Аспиранты новой программы смогут принять участие (не только как пассивные слушатели, но и как докладчики) в заметном числе международных конференций, у них появятся статьи в хороших журналах. Они должны будут принять участие в различных зарубежных программах и стажировках. У нас есть тесные контакты с целым рядом зарубежных университетов. Например, две недели назад вернулась группа наших аспирантов (а также студентов бакалавриата и магистратуры) из Киото, где для них совместно с японскими студентами была организована специальная программа обучения. Мы сотрудничаем с Высшей политехнической школой в Париже, где готовы принимать наших студентов и аспирантов на срок от трёх до пяти месяцев. У нас имеются предложения от целого ряда университетов Франции, Англии и Нидерландов. В целом программа стажировок на нашем факультете пока ещё развивается, и в ней участвует небольшое количество студентов и аспирантов. Но с открытием академической аспирантуры, я думаю, ситуация изменится.
Об организации академической аспирантуры на факультете прикладной политологии рассказывает его декан Андрей Мельвиль.
На сегодняшний день существующие форматы аспирантской подготовки явно недостаточно эффективны (конечно, несмотря на отдельные исключения). Их основной изъян — «внешний» по отношению к факультетской образовательной и исследовательской деятельности характер. En masse аспирантура не является полноценной образовательной программой, «средний» аспирант недостаточно включён в процессы преподавания, а его диссертационное исследование подчас слабо интегрировано в ключевые направления научной работы факультета. Академическая аспирантура предлагает иную модель, если угодно, «органического» выращивания академических кадров по мировым стандартам. По определению это модель для мотивированного и одарённого меньшинства. Равно как и далеко не всякий профессор может стать полноценным научным руководителем такого аспиранта.
Эти моменты и стали отправной точкой при разработке новой программы «включённой» академической аспирантуры на факультете прикладной политологии. Для нас это новый проект, и, приступая к нему, мы должны учесть опыт других факультетов и нашу собственную специфику, включая как имеющиеся ресурсы, так и амбиции. В результате мы планируем следующее: помимо обычного набора обязательных курсов, мы в первую очередь сосредоточимся на обучении аспирантов новым методикам и технологиям исследовательской работы в социально-политической области, чему будет посвящён отдельный курс. Кроме того, запланирован новый курс на английском языке о том, как написать PhD-диссертацию, который будет читать выпускница аспирантуры Корнелльского университета, приступающая в этом году к работе на факультете. Основное профессиональное обучение в создаваемой у нас академической аспирантуре будет осуществляться в формате профессорских семинаров, которые будут, в частности, посвящены проблематике политической экономии и эконометрическим методам в политических исследованиях, а также моделированию глобальных и региональных политических процессов. Эти новые курсы и семинары будут открыты и для тех наших магистрантов, которые захотят (и смогут) выбрать для себя пилотную траекторию «магистратура — аспирантура», а также для аспирантов смежных по проблематике факультетов.
Участники факультетской программы академической аспирантуры будут также выполнять обязательные функции учебных ассистентов и ассистентов-исследователей в наших научных проектах, в том числе в рамках имеющихся и планируемых лабораторий. Мы будем привлекать к взаимодействию с академическими аспирантами и наших зарубежных коллег и партнёров из ведущих университетов и исследовательских центров, в том числе в части экспертизы научных продуктов.
Замечу, что в этом году со стороны наших выпускников и абитуриентов извне намечается особый спрос на нашу аспирантуру — обычную и академическую. Но, конечно, нужно дождаться результатов вступительных экзаменов…
Мнения аспирантов
Аспиранты других факультетов, уже обучающиеся в академической аспирантуре, делятся своим мнением об этой программе.
В чём заключаются основные достоинства академической аспирантуры?
Елена Колотова, аспирант факультета социологии, аналитик Центра внутреннего мониторинга
Она даёт больше стимулов к написанию академической работы на высоком, международном уровне, а также к интеграции в международное академическое сообщество. С одной стороны, это создаёт дополнительную нагрузку во время обучения, но, с другой стороны, позволяет добиться высоких результатов за три года.
Анна Шарунина, аспирант факультета экономики, младший научный сотрудник Центра трудовых исследований
У академических аспирантов есть чёткий настрой на научную деятельность и бóльшие возможности. Однако им предъявляются и высокие требования. Лично для меня основные преимущества академической аспирантуры — это, во-первых, обучение у интересных людей, которые являются передовыми профессорами в своих областях, работа с настоящими учёными, а во-вторых — возможность пройти стажировку за рубежом, на которую возлагаю большие надежды. Я скоро уезжаю в Бонн (Германия) на четыре месяца в IZA (Институт изучения труда).
Оправдались ли ваши ожидания после поступления в аспирантуру? Как помогло вам обучение в этой аспирантуре (в частности в плане развития вашей научной карьеры)?
Елена Колотова
Я закончила лишь первый год обучения, но уже довольна полученными результатами: я прослушала несколько полезных для себя курсов, как на русском, так и на английском языке, посетила летнюю школу Лаборатории сравнительных социальных исследований, где преподавал известный специалист в области моделирования структурных уравнений Питер Шмидт, получила полезные комментарии международного специалиста в области методов анализа данных (Тим Ляо, Университет Иллинойса) к первым наработкам по диссертации. В сентябре я также планирую обсудить полученные результаты на международной конференции в области исследований высшего образования.
Анна Шарунина
В целом мои ожидания оправдались. Относительно нашего потока, первопроходцев, могу сказать: первый блин всегда пусть немножко, да комом. Вначале сильно страдал организационный момент.
Помогла ли мне аспирантура в плане научной карьеры? Однозначно да. И это заслуга моего научного руководителя, В. Е. Гимпельсона. Он с самых первых дней моего обучения в аспирантуре был готов тратить много времени на работу со мной, на мои тексты, на обсуждения и рассуждения. Кроме того, он нанял меня младшим научным сотрудником в Центр трудовых исследований НИУ ВШЭ, где я тружусь с выдающимися учёными.
Елена Вакуленко, аспирант и старший преподаватель факультета экономики, младший научный сотрудник научно-учебной лаборатории макроструктурного моделирования экономики России
Стандарты академической аспирантуры изначально формулировались на уровне лучших программ PhD. Однако считаю, что процесс обучения в академической аспирантуре требует глубокой доработки и модернизации с учётом того, что она существует только два года. Важным аспектом усовершенствования академической аспирантуры является проработка правовой базы для возможности получения двойных степеней: российской степени кандидата наук и зарубежной степени PhD.
Каковы ваши планы на будущее?
Елена Колотова
Впереди, на втором году обучения, меня ждёт стажировка за рубежом, в ходе которой я планирую как прослушать полезные для меня курсы, так и провести сравнительное исследование для своей диссертации под руководством зарубежного коллеги. Если говорить о более далекой перспективе, мне бы хотелось продолжить заниматься исследованиями в области высшего образования: не только темой отсева студентов, над которой я сейчас работаю, но и другими.
Анна Шарунина
Этот вопрос самый сложный для меня. Как-то в последнее время среди моих знакомых — молодых учёных — вопрос о будущем стоит так: Россия или заграница? Мой выбор — Россия. А в России не так много организаций, которые готовы предоставить такие же возможности для науки, как Вышка.