• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Аспирантура может быть разной

Проблемы, с которыми сталкивается аспирантура Вышки, типичны для российских аспирантур – невысокий уровень защит; подготовка диссертации, растягивающаяся на многие годы; неготовность многих аспирантов написать качественную диссертацию. Это традиционно объясняют недостаточной финансовой поддержкой аспирантов, их разной мотивацией и потенциалом. Основной же проблемой называют низкую стипендию, вынуждающую аспирантов работать и  рассматривать диссертацию в качестве дополнительной нагрузки. Однако, европейские университеты, представляющие аспирантам гораздо более внушительную стипендиальную поддержку, испытывают аналогичные  проблемы.

Европейцы называют в качестве основного источника кризиса системы подготовки аспирантов (PhD-студентов) практику, при которой аспирант «замыкается» на научного руководителя. Коллега из одного немецкого университета сетовала на то, что университет может даже не знать о существовании аспиранта, т.к. последний отбирается и результаты его работы оцениваются исключительно научным руководителем. Нередко в рамках персонифицированных отношений с руководителем планы и обязательства аспиранта очень неопределенны, подготовка диссертаций может затягиваться (и затягивается) на долгие годы. Кроме того, недостаток у аспирантов навыков проведения исследования, например, потребность в освоении некоторого исследовательского инструментария, нередко не восполняется посредством общения с научным руководителем. В конечном счете, достаточная стипендия всех проблем не решает.

Возвращаясь к аспирантуре ГУ-ВШЭ. В предыдущие годы делались шаги к повышению продуктивности аспирантуры. Формализованы обязательства аспирантов на каждом этапе обучения, запущен коллегиальный механизм оценивания работы аспиранта не только научным руководителем (аттестация). Параллельно происходил поиск того, чем содержательно может быть наполнена жизнь аспиранта, как можно помочь удачно стартовать начинающим исследователям. Это – и академическая мобильность, и вовлечение аспирантов в исследовательскую деятельность   внутри и вне университета. Все перечисленные меры принесли свои плоды, но возможность их влияния на кардинальное улучшение ситуации с аспирантурой ограничена.

Дальнейшее улучшение ситуации видится в увеличении объема ресурсов, выделяемых на аспирантов при одновременном расширении «ассортимента» видов деятельности, которые предлагаются аспирантам не в качестве опций, а как обязательная программа (учебные курсы, стажировки в зарубежных вузах-партнерах, участие в исследовательских семинарах, подготовка качественных заявок на авторитетные научные конференции и участие в них).

Все эти условия легли в основу проекта программы «академической аспирантуры» (аспирантуры полного рабочего дня), обсуждавшейся 28 мая на заседании Ученого совета.

Отдельная задача программы – создание полноценной научной среды, в которой бы существовал аспирант. Тем не менее, ключевая роль, как и прежде, сохраняется за научным руководителем. Более того, планируется приглашать на роль соруководителей зарубежных исследователей, привлекать к консультированию молодых коллег, получивших степень PhD, создавая тем самым для аспирантов возможности перенимать стандарты качества, выдвигаемые по отношению к PhD диссертациям. Мотивировать аспирантов сосредоточиться исключительно на исследовательской деятельности должна стипендиальная поддержка. Участники программы будут получать стипендию в размере 25 тыс. рублей ежемесячно. При этом обязательным условием участия в программе является запрет на работу за исключением занятости в академических проектах ГУ-ВШЭ.

Те новации, которые составили ядро программы академической аспирантуры, созвучны изменениям, происходящим с европейской аспирантурой. Многие европейские вузы создают так называемые структурированные программы (structured programs) с сильной образовательной компонентой, в которую помимо профессиональных курсов включены курсы по развитию академических навыков. Кроме этого, большое значение придается академической мобильности PhD кандидатов, что позволяет получать информацию, исследовательский опыт и отклик на проделанную работу не только от ведущих исследователей родного университета.

Большая аспирантура ГУ-ВШЭ (свыше 650 аспирантов на настоящий момент) и ее высокая неоднородность, как со стороны аспирантов (их академического потенциала), так и с точки зрения научных руководителей, в совокупности с высокой затратностью новой программы, не позволяют охватить новой программой всех аспирантов. Приходится концентрировать ресурсы на небольшом количестве аспирантов (по крайней мере, на начальном этапе). В 2010 году первый набор на программу планируется провести среди социологов и экономистов (25 человек).

Какой результат ожидается от программы? Выпуск исследователей, готовых к работе на международном рынке труда, имеющих потенциал к публикациям в международных реферируемых журналах и включенных в международные академические сети.  

Насколько реально подготовить таких людей за 3 года аспирантуры? Представляется, что режим жизни у участников программы будет достаточно жесткий, поэтому планируется отбирать кандидатов, имеющих за плечами успешный исследовательский опыт (рекрутерскими площадками для программы могут быть научно-учебные лаборатории ГУ-ВШЭ). Т.е. золотой дождь, который прольется на аспирантов в виде стипендий, зарубежных стажировок, общения с первыми величинами в той или иной области, должен быть сполна отработан и переплавлен в золотые академические результаты.

 

Елена Кобзарь, начальник Управления аспирантуры и докторантуры ГУ-ВШЭ

18 июня, 2010 г.