• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выход на новые географические рынки: набор иностранных студентов

Одна из стратегических инициатив ВШЭ на пути повышения международной конкурентоспособности обозначена в «дорожной карте» Университета как выход на новые географические рынки на всех уровнях обучения и повышение конкурса в магистратуру и аспирантуру. О стратегии и тактике привлечения в Вышку иностранных студентов рассказывают Григорий Канторович, Сергей Ерофеев и Татьяна Четвернина.

Проректор НИУ ВШЭ Григорий Канторович

Какие задачи ставит перед собой Вышка в рамках данной инициативы?

Задачи примерно те же, что были всегда. Мы в Вышке давно поняли, что жить за счёт одной Москвы недальновидно, поскольку число талантливых детей в любом регионе не может составлять больше какого-то процента. И мы сделали ставку на привлечение ребят из регионов России и стран СНГ. Мы проводили собственные, вышкинские олимпиады и вступительные экзамены. Повсеместное введение ЕГЭ несколько снизило интерес регионов к работе с Вышкой. Но через наши региональные центры мы старались донести простую истину, что главное — это качество обучения и, если знания есть, формат их проверки большого значения не имеет. В результате такой стратегии доля поступающих к нам из регионов составляет сегодня примерно половину всех наших абитуриентов.

Теперь перед Вышкой стоит новая задача — войти в топ-100 университетов по международным рейтингам, где одним из главных показателей является доля иностранных студентов. Хотя мы и раньше принимали ребят из дальнего зарубежья, сейчас для этого будут предприниматься специальные усилия. Пока у нас нет такого бренда, чтобы широко привлекать людей на бакалаврское обучение, а вот в магистратуру — по математике, по политологии и в тот же МИЭФ — желающие есть, и это направление мы собираемся развивать в первую очередь.

 

Какие рынки нам интересны?

Один из самых перспективных рынков — это Соединённые Штаты. Там много русскоязычной молодёжи, которую можно привлечь. Кроме того, в США в отличие от Европы образование платное и дорогое. У нас даже на платной основе по сравнению с американскими университетами учиться выгоднее, и при сопоставимом качестве образования студенты к нам потянутся. Но сначала они должны узнать, что Вышка — это перспективно. А для этого надо затрачивать деньги, ездить, разговаривать с людьми. Это задача не одного-двух лет. Лучшая реклама, конечно, «сарафанное радио» — рекомендации самих выпускников. Поэтому более благоприятная в этом плане ситуация сложится с появлением ребят, уже закончивших Вышку или хотя бы проучившихся у нас пару лет.

Соединённые Штаты — своеобразная страна: там каждый университет (и каждый работодатель) сам решает, признавать диплом или нет. В университете есть огромная база данных студентов из разных университетов и колледжей, американских и зарубежных. Они смотрят, по какой программе и как человек учился, и решают, достаточен или недостаточен диплом, например ВШЭ, для поступления на PhD-программу или магистерскую программу в бизнес-школе. У нас есть выпускники МИЭФ и бакалавриата факультета экономики, которые успешно там учатся. Вот они и создают сегодня репутацию нашему университету.

 

В чём заключается стратегия Вышки по выходу на новые географические рынки? Каковы основные факторы привлекательности ВШЭ для иностранных студентов?

Тут есть свои риски. Почти во всех странах существуют так называемые рекрутинговые агентства, которые вам наберут желающих учиться и за деньги, и бесплатно, но важно выстроить систему таким образом, чтобы контролировать качество набора. Пока не очень понятно, как системно обеспечить большой набор качественных студентов. В России крупнейший институт по числу иностранных студентов — Университет дружбы народов, в котором механизм набора уже отлажен, но качество студентов там, по моим сведениям, оставляет желать лучшего. Мы постараемся избежать массового охвата.

Факторы привлекательности могут быть разные. Две наши программы — математика и математическая физика — уже сегодня демонстрируют топовое качество образования, там работают учёные с мировым именем, и к ним едут как к лучшим. МИЭФ даёт два диплома — Вышки и Лондонской школы экономики. Политологам, специализирующимся по России, важно получить опыт обучения в российском регионе. Факультет экономики больше нацелен на международно-инвариантные программы. Ещё недавно Россия подпадала под интерес мирового сообщества к экономикам переходного периода, но сегодня, мне кажется, этот интерес пропал. Возможно потому, что две крупнейшие страны, Россия и Китай, стадию трансформации каждая по-своему прошли, и теперь к нам отношение как к обычной стране с несколько необычными условиями внутреннего регулирования.

К нам охотно идут ребята из СНГ, потому что по сравнению с их вузами у нас качество образования однозначно выше. После окончания Вышки они в основном стараются закрепиться в Москве. И с точки зрения государства такая качественная миграция — даже одна из скрытых целей, потому что люди, обученные и социализированные, остаются в стране. А те, кто уезжает домой, знают, что найдут хорошее место с нашим дипломом. Для нас это тоже плюс.

 

Какие мероприятия планируются в ближайшее время?

Мы понимаем, что ребятам из СНГ объективно трудно бороться в конкурсе наравне с выпускниками российских школ, особенно по таким программам, как обществознание, история и русский язык, — в силу специфики национальных образовательных программ. Поэтому мы, во-первых, расширили специальные, так называемые квотные наборы, которые позволяют отбирать абитуриентов не по стандартной процедуре экзаменов, а на основе их портфолио, по итогам собеседования. Вышка очень жёстко (нужно отдать должное ректору) отстаивала своё право осуществлять такой отбор, поскольку мы заинтересованы не просто в большом количестве людей, а в талантливых студентах. Сейчас мы планируем довести число квотных мест до пятисот в год.

Во-вторых, весной этого года мы готовимся открыть новую олимпиаду по гуманитарным предметам, разработанную специально для школьников из стран СНГ, которая будет давать преимущество поступающим по квотному набору. В отличие от других российских олимпиад для школьников она включает в себя общегуманитарные вопросы по философии, социологии, истории — без привязки к России.

Эта олимпиада не снимает право ребят из СНГ участвовать в «Высшей пробе» — нашей обычной межрегиональной олимпиаде из перечня, утверждённого министерством, которая даёт официальное право поступления без вступительных испытаний либо фору в сто баллов по предмету олимпиады.

И отдельно мы организуем международную олимпиаду для студентов и выпускников вузов, которая даёт возможность поступить к нам на магистерские программы.

 

О планах Вышки по набору студентов из стран дальнего зарубежья рассказывает проректор НИУ ВШЭ Сергей Ерофеев

 

Какова стратегия Вышки по привлечению студентов из стран дальнего зарубежья?

Традиционный канал — обмены с зарубежными университетами. Они важны, но, к сожалению, не дают репутационного рывка. Другое дело — привлечение иностранцев к полному обучению на программе с международным престижем. К тому же, наши обмены не всегда эквивалентны: нам хотелось бы привлекать из партнёрских университетов больше студентов, причём студентов получше. Пока из России на Запад едут более мотивированные ребята, а студенты продвинутых западных университетов к нам ехать не спешат.

Но даже при максимальной отдаче студенческих обменов у студента, приезжающего на один семестр, не будет лояльности выпускника. Поэтому надо делать то, что уже более десяти лет делают североевропейские университеты: привлекать студентов на полный цикл обучения по конкурентоспособным англоязычным программам. Для этого необходимо заняться рекрутингом на открытых рынках. Сейчас это становится возможным, потому что у ВШЭ, как ни у какого другого университета России, растёт доля международных англоязычных программ, в первую очередь магистерских. Разумеется, Вышка будет продолжать привлекать иностранных студентов и на русскоязычные программы, в первую очередь студентов из стран СНГ, но с точки зрения международной репутации гораздо важнее создавать и продвигать англоязычные программы. Именно они делают Университет глобальным и позволяют увеличить процент качественных иностранных студентов, а в будущем — преданных выпускников. Это один из способов продемонстрировать мировому сообществу, что наш научный капитал конвертируется в качественное образование мирового класса.

 

Какие рынки нам интересны?

Важно понять, что мы конкурируем не абстрактно — со всеми подряд, и главным образом отнюдь не с англосаксонскими университетами (которые во многих отношениях вне конкуренции), а с теми, кто начал конкурировать с ними раньше нас. Нашими непосредственными соперниками в ближайшем будущем должны стать университеты Северной Европы: скандинавские, голландские и немецкие. Объект нашей конкуренции — прежде всего студенты из Восточной и Юго-Восточной Азии, Восточной Европы и Южной Америки, по отдельным направлениям — из Западной Европы и Северной Америки, а также лучшие студенты из России и стран СНГ. Не секрет, что лучше подготовленные выпускники школ и бакалавриата из стран СНГ всё больше ориентируются на англоязычные программы. Сейчас они проходят мимо Москвы если не в Лондон, то в Берлин, Лейден, Хельсинки и т.д. Наша задача — сделать так, чтобы они задержались в Москве или Петербурге и получили качественное международное образование у нас.

 

Каким образом Вышка будет бороться за иностранных студентов и, в частности, повышать их качество?

Помимо повышения качества предлагаемых программ необходимо оптимизировать процедуру отбора: перейти на систему подачи документов онлайн, оставив для личного предъявления только диплом. В западных университетах при поступлении в магистратуру соискатели дистанционно предоставляют необходимый пакет документов: заявку, мотивационное письмо,текущий транскрипт диплома и рекомендации профессоров. Практика показывает, что традиционные экзамены по большинству направлений могут быть с успехом заменены конкурсом портфолио. Важно добиться конкурса: если есть конкурс, будет и качество.

 

Какие есть трудности в повышении конкурса?

Первая трудность в том, что Россия совершенно не раскручена как страна образования. Вышка имеет бренд в России, а в мире у неё бренда нет. В странах третьего мира мы известны как страна, в которой можно обучиться инженерному делу или медицине, однако по нашему профилю, в области гуманитарных и общественных наук, мы не входим в число стран-лидеров. Однако даже очевидное лидерство России по математическому направлению на сегодняшний день для Вышки не работает; это следствие того, что не проводилась работа по популяризации российского математического образования.

Второе: важно расширять предложение. Определённый успех есть у МИЭФ, который даёт двойной международный диплом, тем не менее почти все его студенты — российские граждане. У нас, у экономического вуза, до сих пор нет магистерской программы по экономике, которая  была бы ориентирована на иностранных студентов. Это тоже связано с отсутствием у России репутации в данной области знания, но уже пора работать над созданием конкурентоспособной учебной программы.

 

В чём привлекательность Вышки для иностранных студентов? Что ещё нужно сделать в этом направлении?

Ничто так не привлекает, как хорошее образование. Создание новых качественных образовательных продуктов — приоритет номер один. А дальше нужно встраиваться в рынок, учиться конкурировать и продвигать свои образовательные продукты профессионально, упорно, методично и с огоньком, чего российские университеты делать не умеют. Тут важна работа не только учебного, но и пиар-блока. Нужно дальше профессионализировать англоязычный портал Вышки. Нужно развивать интранет: запись на курсы, электронное расписание и другие электронные сервисы — всё то, к чему привык студент в современном вузе. И вообще заботиться об адаптации иностранцев в специфическом, не вполне европейском мегаполисе.

Как можно скорее надо браться за найм международных специалистов-администраторов. Это то, что обеспечило успех североевропейским и китайским университетам. Вышка должна модернизировать (что также означает интернационализировать) свою внутреннюю среду: во всех принципиальных административных подразделениях должны работать люди с нужными компетенциями, со знанием лучших мировых практик и, разумеется, английского. Собственно международный блок со временем должен ужаться за счёт интернационализации внутренней среды Университета в целом. Мы должны стать первым  глобальным университетом России, работающим на двух языках.

 

Какие изменения произойдут на институциональном уровне?

Для того чтобы обеспечить качественное административное взаимодействие со студентами, приезжающими к нам по обмену на один семестр, в рамках международного блока создаётся учебный отдел по работе с иностранными студентами (УОРИС). Также будет переформатирован существующий отдел поддержки иностранных студентов, задачей которого станет минимизировать все те минусы, с которыми сталкивается иностранец в России, от климата до законодательства. Первый отдел будет заниматься всем, что связано с учебной работой, а второй — всем остальным: помощью с регистрацией, учебными контрактами, оформлением медицинской страховки, студенческого билета, транспортных карт, доступа в библиотеку, размещением в общежитии, ориентацией в организации досуга и т.д.

Важным шагом станет создание первого в российских университетах центра международного рекрутинга студентов (сокращённо «Р-центр», в английском варианте — International Admissions). Его основной задачей будет привлечение иностранных студентов — функция, ранее приписывавшаяся студенческому отделу.

 

Планируете ли вы сотрудничать с международными рекрутинговыми агентствами?

Планируем. Но у каждого региона есть свои особенности, в идеале для каждой страны нужна своя группа рекрутеров, а пока у нас таких возможностей нет. В ближайшем будущем мы предполагаем создать некую точку опоры в Китае, где прямой рекрутинг вряд ли возможен; но может быть, это будет что-то вроде отделения подготовительного факультета. До сих пор в Россию из Китая приезжали  студенты, не владеющие в достаточной мере английским языком. Но Китай — это такой огромный рынок, что стоит попытаться привлечь оттуда качественных  студентов, которые смогут хорошо учиться либо на русском (если мы обеспечим им необходимую подготовку), либо на английском языке.

Другая задумка — создать точку опоры в Западной Европе, скорее всего в Германии. В перспективе то же самое можно будет сделать и в США. В качестве подготовительного этапа мы сейчас работаем над тем, чего в России пока не делал никто, кроме Европейского университета в Санкт-Петербурге: мы постараемся войти в реестр департамента образования США, что позволит выдавать учебные займы молодым американцам под обучение в ВШЭ. Это стоит денег, требует времени, но мы очень серьёзно относимся к этому рынку, так как доля американских студентов, обучающихся за рубежом, растёт.

 

Каковы ваши задачи на ближайшее будущее?

Ближайшие задачи связаны с развитием портала, с продвижением Вышки на различных онлайн-платформах и в профессиональных сообществах. Это можно делать через рекламные фирмы, выставки, конференции и т.д., вплоть до роуд-шоу, когда команда представителей Высшей школы экономики отправляется в турне по университетам, читает лекции и рассказывает о том, какие замечательные у нас программы. Университет активно занимается рекрутингом международных научных специалистов, которые также будут вносить свой вклад в продвижение наших образовательных продуктов за рубежом. Практически у всех сотрудников Вышки, имеющих международные контакты, есть возможность продвигать наши программы, и с ними тоже надо работать. Это невозможно делать централизованно. Нужно просто создавать такую атмосферу, чтобы все были в этом заинтересованы.

 

О ситуации с набором студентов из стран СНГ рассказывает директор по развитию сотрудничества со странами СНГ и БалтииТатьяна Четвернина

 

Какова стратегия продвижения Вышки в странах СНГ?

Вышка озаботилась приёмом иностранных студентов ещё в сентябре 2009 года, когда подписала соглашение с федеральным агентством «Россотрудничество». В 2010 году, когда мы стали проводить в СНГ наши первые олимпиады, ни студенты, ни тем более школьники, ни их родители о Высшей школе экономики ничего не слышали. Методом проб и ошибок за четыре года мы продвинулись достаточно далеко: в 2008 году у нас обучалось 33 человека из стран СНГ, сейчас — в 10 раз больше.

Безусловно, и эта цифра недостаточно велика. Невелика она по разным причинам. Прежде всего потому, что система образования сильно различается по странам, и в СНГ качество образования в целом невысокое. В первой нашей межрегиональной школьной олимпиаде участвовало всего 500 школьников, и победителей тогда практически не было. Мы поняли, что нельзя просто приходить в школы и говорить: дайте нам ваших лучших ребят. Во-первых, надо отобрать этих лучших. А во-вторых, спрос на лучших есть и со стороны национальных университетов. Поэтому здесь нужна более тонкая политика.

С бакалавриатом главная сложность в том, чтобы выйти на сильные школы. За четыре года работы в странах СНГ мы такие школы выявили, хотя этот процесс всё равно продолжается. Приоритетным направлением отбора является математика, потому что она нужна для поступления практически на все наши факультеты: прикладной математики, математики, бизнес-информатики, экономики. Поэтому основной упор мы делаем на физико-математические школы, а также на школы по работе с одарёнными детьми (на Украине и в Молдавии). Есть ещё ряд школ экономического профиля, их немного, но все они с хорошим уровнем преподавания математики. В маленькой Армении с населением всего четыре миллиона человек мы вышли на семь лучших физико-математических школ, которые дают нам больше победителей по математике, физике и электронике, чем многие регионы Российской Федерации (до прошлого года армянские школьники занимали 2-е место после Москвы по количеству победителей олимпиад по математике и физике).

В 2010 году мы начали приглашать к себе учителей из стран СНГ и Балтии по профильным дисциплинам на повышение квалификации.

Ещё одним пиар-ходом стала организация в странах СНГ профориентационных выездных лагерей для школьников. Приезжает команда тренеров, в основном молодёжь: выпускники, старшекурсники бакалавриата, магистры ВШЭ. В каждой группе по 10–12 ребят и двое вожатых: один российский, вышкинский, человек и один человек с принимающей стороны, от местного университета. Общение происходит только на русском языке. И в течение двух недель школьникам предоставляется возможность попробовать себя в роли менеджера, юриста, экономиста, как если бы они получили должность в компании, и посмотреть, что из этой стратегии получается. Всё обучение происходит в форме деловых игр, творческих мастерских, мастер-классов, но адаптированных к школьникам. И сегодня ребята из девятых-десятых классов участвуют в наших олимпиадах даже не столько для того, чтобы поступить в Высшую школу экономики (до этого они «дозревают» ближе к моменту поступления), а ради того, чтобы просто поехать в этот лагерь.

 

Какие ещё есть механизмы отбора студентов из стран СНГ?

Помимо олимпиад таким механизмом является отбор по квотам: это те бюджетные места, которые ежегодно выделяются Российской Федерацией для обучения иностранных граждан (с этого года — 15 тысяч мест на все российские университеты). По результатам олимпиад мы можем взять ребят далеко не из всех стран. Например, если человек окончил учебное заведение в Узбекистане, принять его в том же году по общему конкурсу или как победителя олимпиады практически невозможно, потому что между нашими странами нет соответствующего межправительственного соглашения и его диплом должен пройти длительную процедуру нострификации.

Квотный отбор подобных сложностей не предполагает. В принципе, мы могли бы всех иностранных студентов принимать по квотам, но фактически квоты заставляют нас брать кота в мешке, без вступительных испытаний. А если мы принимаем студента, а через какое-то время отчисляем его за неуспеваемость, это ухудшает наши показатели и плохо отражается на репутации Университета. К счастью, с 2011 года у Вышки есть преимущественное право самостоятельного отбора иностранных студентов, и мы стали привязывать квоты к нашим, условно говоря, конкурсам. Олимпиады позволяют нам отобрать наиболее подготовленных ребят, которые смогут у нас учиться.

 

Каковы основные факторы привлекательности Вышки для иностранных студентов? Какие условия нужны для её усиления?

Главная проблема для нас при работе с национальными вузами — это выход на студентов. Спрос на студентов сейчас растёт практически во всех странах, и конкуренция на рынке СНГ тоже очень велика. Многие страны предлагают достаточно комфортные условия обучения: не просто бесплатное обучение, но ещё и хорошие стипендии, солидные грантовые поддержки.

К Высшей школе экономики сегодня относятся хорошо, уважают наше руководство и знают, что у нас качественное образование. Теперь важно добиться увеличения квотных мест для ВШЭ с правом конкурсного отбора на эти места. В 2013 году Вышке было выделено всего 250 квот. Мы распределили их так: 200 мест на страны СНГ и 50 — на дальнее зарубежье. Из СНГ мы в итоге набрали 221 человека: 143 на бакалавриат и 78 в магистратуру. Согласно контрольным показателям проекта «5-100» к 2020-му году в ВШЭ должно обучаться не менее 12% иностранных студентов. Сейчас у нас их обучается не более 5%. Если в 2014 году у нас будет 500 квот, в 2015-м — 700, а затем — 1000 квот, тогда мы выйдем на чуть большую цифру, чем 12%.

Очень важно, что увеличение количества квот для ВШЭ не приводит к снижению конкурса. Это говорит о том, что мы не просто берём на себя обязательство увеличить число обучающихся в нашем университете, но и повышаем спрос на российские образовательные программы. То есть, по сути, работаем на повышение престижа российского образования.

27 февраля, 2014 г.