• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Система показателей «дорожной карты» НИУ ВШЭ

Летом 2013 года Высшая школа экономики вошла в число вузов-победителей конкурса ведущих российских университетов на получение государственной поддержки в реализации программы повышения международной конкурентоспособности. О том, какие показатели заявлены в «дорожной карте» НИУ ВШЭ и что они означают, рассказывает директор программы развития НИУ ВШЭ Ирина Карелина.

Всего таких показателей, характеризующих изменение состояния Университета в ходе реализации программы, более ста. Их можно разделить на три группы: во-первых, это целевые показатели программы повышения международной конкурентоспособности Университета; во-вторых, показатели целевой модели Университета, в-третьих, показатели результативности мероприятий программы.

Целевые показатели программы были заданы условиями конкурса; всего их пятнадцать, семь из них были объявлены организаторами конкурса как обязательные. При этом вузам предоставлялось право самостоятельно решать, на какие из международных рейтингов они будут ориентироваться. Наш университет выбрал для характеристики своего продвижения в мировом академическом пространстве рейтинг QS по общему списку университетов и  по предметному списку «Социальные науки и менеджмент». Кроме того, мы взяли на себя обязательства по продвижению в рейтингах публикаций Social Sciences Research Network (SSRN) по общему количеству цитирований и Research Papersin Economics (RePEc) по списку европейских стран.

К обязательным целевым показателям программы относятся цитируемость и публикуемость из расчёта на одного научно-педагогического работника; средний балл ЕГЭ студентов очной формы обучения; доля зарубежных профессоров, исследователей  и обладателей степени PhD зарубежных университетов; доля иностранных студентов на основных образовательных программах Университета, а также доля доходов Университета из внебюджетных источников как показатель, характеризующий финансовую устойчивость вуза. Стоит отметить, что показатели цитируемости и публикационной активности Вышка заявила весьма амбициозные: за время реализации программы (то есть за период до 2020 года) показатель цитируемости должен вырасти в 10 раз, а показатель публикационной активности — в 6 раз.

Дополнительные целевые показатели программы каждый вуз определял для себя сам исходя из собственного видения критериев конкурентоспособности университета на мировом рынке образования и исследований. ВШЭ заявила следующие показатели: объём научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) на одного научно-педагогического работника; доля магистров и аспирантов в общей численности учащихся (как исследовательский университет мы должны стремиться к увеличению этой доли), и ещё два показателя, характеризующих структуру образовательных программ для студентов в части включения в них научно-исследовательской и проектной компоненты, а также англоязычных дисциплин. Сюда же относится показатель ресурсного обеспечения реализации программы: доля ресурсов в общем бюджете Университета, которую планируется ежегодно направлять на поддержку стратегических инициатив «дорожной карты»; фактически этот показатель определяет требования к финансовому планированию.

Достижение целевых показателей программы является одним из ключевых условий выделения вузу бюджетного финансирования, что закреплено в специальном постановлении правительства Российской Федерации. Более подробное описание целевых показателей программы, а также методика их расчёта приведены в плане мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности, доступном для ознакомления на сайте НИУ ВШЭ: http://strategy.hse.ru/Concurent_2013.

Показатели эффективности (KPI) целевой модели Университета фиксируют желаемое состояние изменений Университета в различные периоды с 2013-го по 2020-й год по каждому направлению: наука, образование, таланты, кадры, управление, «социальная миссия». Отдельные показатели эффективности — те, которые позволяют достаточно полно оценить изменения Университета в рамках каждого направления, — повторяют целевые показатели программы. Всего KPI целевой модели университета включают в себя 30 показателей: 6 по направлению «наука», 5 по «образованию», 6 по «талантам», 6 по «кадрам», 4 по «управлению» и 3 по «социальной миссии». Например, для раздела «таланты» это показатели по привлечению талантливых абитуриентов из российских регионов, количество зарубежных и российских партнёров ВШЭ. Для «социальной миссии» это такие показатели, как количество открытых онлайн-курсов, численность студентов и степень вовлечённости студентов в образовательные, культурные и социальные проекты для внешних аудиторий, инициируемые Университетом.

В отличие от KPI, которые ориентированы на оценку состояния Университета в целом, показатели результативности мероприятий фиксируют непосредственно те значения, которые должны быть достигнуты в результате управленческих усилий в течение года. Другими словами, это те значения, которые мы должны получить в конце каждого года в результате реализации конкретных мероприятий «дорожной карты».

Всего в «дорожной карте» запланировано 79 мероприятий в рамках шести стратегических инициатив, и по каждому мероприятию заявлено один-два показателя, характеризующих его реализацию в течение года. В частности, развитие международных исследовательских лабораторий измеряется числом международных исследовательских лабораторий, что предполагает создание новых лабораторий и поддержку действующих. Лингвистическая поддержка публикаций на иностранном языке оценивается как доля научно-педагогических работников, получающих лингвистическую поддержку для публикаций на английском языке, что подразумевает организацию мероприятий, направленных на повышение квалификации и создание благоприятных условий для подготовки публикаций, прежде всего англоязычных. Для научных электронных препринтов на английском языке показатель результативности — доля научно-педагогических работников, имеющих препринты на английском языке, что требует создания условий для продвижения англоязычных публикаций сотрудников и презентации полученных результатов уже на стадии подготовки препринта. Из приведённых примеров видно, как мероприятия «дорожной карты» и показатели их результативности влияют на достижение целевых показателей программы и KPI в части публикационной активности и цитируемости наших исследователей.

По другим стратегическим инициативам система мероприятий сформирована таким образом, чтобы прямо или косвенно способствовать продвижению Университета на мировом рынке образования и исследований, повышать его узнаваемость в конкурентной университетской среде, а также создавать условия для выполнения Университетом своих обязательств по реализации программы повышения международной конкурентоспособности.

 

30 января, 2014 г.