Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ
Расскажите вкратце о программе 5-100.
Мы давно говорим — и высшее политическое руководство, и эксперты — о необходимости включения российских университетов в международную конкуренцию (а значит, и международную кооперацию) в сфере современных знаний, технологий, компетенций. И вот апофеозом этого направления прозвучал майский указ президента РФ о необходимости принять меры, чтобы пять российских университетов вошли в первую сотню в ведущих мировых рейтингах.
Насколько оправданна такая постановка вопроса? Насколько эта задача реальна?
Я думаю, что задача достичь международной конкурентоспособности абсолютно оправданна. Было бы странно, если бы мы были против. А если говорить конкретно о президентском указе, то, хотя указ звучит очень формально и нереалистично (поскольку мы же не управляем этими рейтингами: а вдруг они завтра закроются), надо было жёстко
и амбициозно сформулировать задачу, чтобы её трудно было извратить. Потому что, например, задача создать ведущий российский вуз на Дальнем Востоке у нас решилась очень просто: мы вкачали десятки миллионов рублей в остров Русский, построили красивое здание и теперь рапортуем, что задача выполнена. При этом все понимают, что, наверное, это хороший университет, но к международной конкурентоспособности
пока прямого отношения не имеет. Поэтому на этот раз задача поставлена так жёстко. И здесь президент взял на себя очень большой риск, так же, как с задачкой занять 20-е место в рейтинге стран по привлекательности для бизнеса: когда не мы сами, не Росстат и даже не Счётная палата будет мерить наши успехи, а люди, на которых мы не можем повлиять.
В середине марта вышло постановление правительства РФ №211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров»,
из которого стал понятен механизм этого проекта. Был создан международный совет, задача которого — выбрать университеты, заслуживающие специальной поддержки. Я
примерно знаю его состав: это очень достойные люди из разных стран мира и из России. На ближайшее время назначен конкурс проектов и оценка потенциала университетов независимой компанией, сформированной Министерством образования. Эти
университеты получат большие финансовые ресурсы, а взамен от них потребуются довольно значительные изменения в системе управления: проведение международного аудита университета, изменения в процедуре назначения ректора и т.д.
Когда начнётся отбор университетов и когда он закончится?
Точно пока неизвестно. Мы предполагаем, что примерно в двадцатых числах апреля будет объявлен конкурс, а сам отбор завершится в первой половине июня. Мы должны подать документ с заявкой в июне, а значит, с мая начнётся его обсуждение. На данном этапе наша основная задача — подготовка документа, в котором будут представлены прогнозируемые результаты развития Университета.
По каким критериям будут отбираться лучшие вузы?
Прежде всего, к участию в конкурсе будут допущены университеты, уже удовлетворяющие некоторым критериям. По нашим расчётам это примерно 40–0 университетов, и Вышка среди них. Требуется определённый уровень публикаций,
определённый уровень балла ЕГЭ и т.д. Университеты должны будут представить свои программы повышения международной конкурентоспособности — это примерно 50% решения. И после этого независимая компания осуществит оценку потенциала: то есть, грубо говоря, скажет, фантазирует этот университет о том, что он может что-то сделать, или эти фантазии небеспочвенны. При этом будет оцениваться динамика университета за последние годы, его научная активность, качество преподавателей и прочее. Совет отберёт ведущие университеты, и эти университеты получат деньги.
Каковы шансы Вышки на победу в этом конкурсе?
Я считаю, что шансы попасть в число вузов, которые будут поддержаны на первом этапе, у нас много. Половина успеха будет зависеть от того, удастся ли Университету
продемонстрировать, что у него есть оригинальные идеи. У Вышки для этого есть все шансы. Недавно группа наших молодых сотрудников из кадрового резерва вела на выездном семинаре обсуждение программы развития, было высказано
много интересных идей. Сейчас создаются группы, которые будут разрабатывать нашу стратегию по разным направлениям. Наконец, у нас есть дирекция программы развития, которая соберёт итоговый документ. Думаю, что он будет широко обсуждаться в Университете.
Однако мне кажется, что у нас меньше шансов добиться успеха
без бóльшей фокусировки на деятельности, приносящей рейтинговый результат. Мы ведь растём с каждым годом — у нас увеличивается набор. Не секрет, что у нас недобор
в магистратуру, нет конкурса на многих направлениях. Это, с моей точки зрения, свидетельствует о серьёзных рисках для качества, а значит, и для международной конкурентоспособности.
Алексей Новосельцев, проректор НИУ ВШЭ
Как изменились задачи программы развития НИУ ВШЭ в связи с постановкой задачи о вхождении Вышки в топ-100 ведущих университетов мира?
Инициатива Министерства образования и науки продолжает политику правительства по дифференциации системы высшего образования и формированию ядра ведущих университетов, представляющих Россию на мировом академическом ландшафте. При этом она полностью отвечает собственным целям Вышки, сформулированным ещё в 2008 году нашим учредителем: до 2020 года Университет должен стать конкурентоспособным на глобальном уровне. Принятая тогда же программа развития НИУ ВШЭ была изначально ориентирована именно на эту цель. Программа рассчитана на несколько этапов: первый из них завершился в 2012 году, следующий закончится в 2015-м, а последний — в 2020-м. То есть сейчас как раз такой момент, когда нам, вне зависимости от проекта «5-100», надо подвести промежуточные итоги и обновить ориентиры.
С момента запуска программы развития в 2008 году объём деятельности Вышки вырос практически в два раза. Мы стали одним из крупнейших российских университетов. Достаточно сказать, что в 2012 году приём студентов на бюджетные места в НИУ ВШЭ превысил количество бюджетных мест для первокурсников в МГУ и СПбГУ.
В целом же контингент студентов Вышки с 2008 года увеличился на 40% — сегодня это более 23 тысяч человек; при этом средний балл ЕГЭ у абитуриентов НИУ ВШЭ остаётся одним из самых высоких в стране.
Цель нового этапа развития Вышки, — сохраняя лидерские позиции в России, добиться международного признания. И, конечно, участие в правительственной программе повышения международной конкурентоспособности российских вузов даёт нам дополнительные возможности для её достижения.
Как вы оцениваете политику такого стремительного расширения Университета? Некоторые специалисты, в т.ч. иностранные эксперты, говорят об опасности размывания бренда Вышки при таких темпах роста.
Есть определённая логика развития: вхождение в клуб мировых лидеров начинается с достижения превосходства в собственной стране, и первая стадия стратегии была посвящена именно этому. Действительно, риски размывания бренда обсуждаются.
Но рамки социально-экономического профиля Университета довольно широки, и до тех пор, пока новые направления усиливают его потенциал, мы будем продолжать их развивать.
Конечно, на следующем этапе акценты должны несколько сместиться, поскольку международное признание того или иного университета сегодня основано на авторитетности его тематических направлений и достижений его лидеров и коллективов. А это означает реальную интеграцию в мировое академическое сообщество и необходимость конкурировать за лучшие научные кадры не только на российском, но и прежде всего на международном рынке.
Если мы переходим в класс университетов, работающих на глобальных рынках, то должны научиться работать по их правилам. В частности, должно возрасти значение международного рекрутмента в системе подбора профессоров и исследователей, и критерии найма по российским и международным правилам, очевидно, будут сближаться.
Это какие-то общие критерии — можно их коротко сформулировать?
Мои коллеги из академического блока могут сделать это точнее, но генеральная линия заключается в том, что это должны быть люди, для которых научная работа — основной род их занятий: они активны, они публикуются, их знают, их цитируют, они выступают на авторитетных конференциях и крупнейших экспертных площадках, и для них это естественный образ жизни. При этом важна их заинтересованность в формировании вокруг себя научных коллективов, передаче знаний, полученных в ходе исследований, аспирантам и студентам. Это модель исследовательского университета — от науки и генерации знаний к их передаче и практическому применению.
Осенью прошлого года в Вышке были утверждены новые критерии для приёма на преподавательские позиции — с
повышенными требованиями к публикационной активности и знанию иностранных языков. Это тоже движение в сторону интернационализации исследований. На следующем этапе программы центр тяжести будет смещаться в сторону
международного рекрутмента, поддержки международной академической мобильности, совместных образовательных и исследовательских программ, развития международных
лабораторий, выхода на рынки глобальных работодателей и т.п. Исходя из этих задач будут определены требования к организации инфраструктуры и системы управления Университета.
Есть какая-то специальная стратегия повышения рейтинга Вышки в рамках этой программы?
Надо чётко понимать, до какой степени на рейтинги можно ориентироваться. Важно, чтобы наши места в рейтингах были следствием, а не причиной нашей работы. Можно достичь краткосрочных успехов, ориентируясь только на критерии оценки того же QS World University Ranking. Но важнее становиться всё более привлекательными для абитуриентов, исследователей и целевых рынков, на которые мы сами ориентируемся.
Конечно, есть определённые тактические шаги, которые надо предпринять исходя из понимания механизмов рейтингования. Университеты, как правило, оцениваются по трём основным факторам: академическое признание, мнение работодателей и формальные количественные показатели — публикационная активность, доля иностранных студентов и т. п. При этом рейтинги разные, да и методология оценки может со временем меняться.
Социально-экономические вузы имеют свою специфику, и для Вышки, например, более характерно оценивать себя по рейтингам RePEc или SSRN, хотя в QS и в других «классических» рейтингах тоже есть предметные списки, и мы рассчитываем как раз на более активное продвижение именно в них. Скажем, Лондонская школа экономики по итогам 2012 года в рейтинге QS занимает в общем списке 69-е место, а в предметном списке по экономическому профилю она находится на 5-м месте.
Многое зависит от узнаваемости университета. И нам необходимо более внятное позиционирование и продвижение бренда Вышки в международном пространстве — это тоже один из акцентов обновлённой программы развития. В НИУ ВШЭ есть немало исследований мирового уровня и исследователей, отвечающих всем признакам ведущих специалистов в своих областях. В определённой степени Вышка уже является университетом мирового класса, но факты, которые об этом свидетельствуют, необходимо активнее доводить до сведения наших целевых аудиторий. Умение правильно продвигать себя — тоже элемент конкурентоспособности.
Есть и технические аспекты, которые, как ни странно, тоже значимы. Например, когда мы стали внимательнее следить за тем, как учитываются публикации сотрудников Вышки в международных базах данных, то обнаружили достаточно много случаев, когда название ВШЭ в аннотациях было указано некорректно: High School of Economics, HSE Moscow и т.д. Добиться правильного указания аффилиации — относительно простая мера, которая сама по себе повышает видимость Университета в базах данных.
Конечно, мы будем пристально следить за отражением Вышки в рейтингах. В то же время подчеркну, что Вышка начала подавать свои данные в международные рейтинги ещё несколько лет назад и не с целью получения государственной поддержки, а из-за того, что международные рейтинги — полезный инструмент обратной связи и целеполагания. Так он и будет нами использоваться.
Когда и как будет приниматься решение о том, какие университеты признать лучшими? И изменится ли программа развития НИУ ВШЭ в случае получения господдержки?
В ближайшее время Министерство образования и науки проведёт конкурс по отбору университетов-участников этой программы. Его условия пока не опубликованы, но известно, что решение будет зависеть от оценки заявок вузов Советом по повышению конкурентоспособности ведущих университетов, а потенциал участия вузов в этой программе будут оценивать независимые эксперты.
Для участия в конкурсе будет сформирована специальная программа повышения конкурентоспособности НИУ ВШЭ,
содержание которой, конечно, будет отражено в новой редакции программы развития. Но программа будет обновляться вне зависимости от получения господдержки. В случае победы в предстоящем конкурсе нам потребуется несколько уточнить параметры ресурсного обеспечения Университета — с учётом возможных дополнительных ресурсов,
но даже в лучшем случае средства господдержки в 2013 году едва ли составят больше 6-7% текущего бюджета Университета. Поэтому к существенному изменению обсуждаемых сейчас планов победа в конкурсе не приведёт: наше участие в нём означает прежде всего подтверждение намерений Вышки реализовать изначально поставленные цели.
О международных университетских рейтингах читайте в прошлых выпусках «Окон роста»: