• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Наука после выпуска

«Окна роста» попросили выпускников Вышки рассказать о своих научных достижениях и развитии своей научной карьеры

Никита Харламов, факультет социологии, выпуск 2007 года

Я окончил бакалавриат факультета социологии Вышки в 2007 году. Научной и вообще академической работой заинтересовался достаточно рано, примерно в конце второго курса. Тогда же я начал интересоваться современными урбанистическими исследованиями. В Вышке и вообще в России тогда мало кто этим занимался. Я стал почти самостоятельно разбираться с современными западными разработками. При поддержке Научного фонда Вышки я съездил на несколько социологических конференций в Европу.

Я достаточно рано понял, что хотел бы поступить в аспирантуру в Англии или США. Сами собой, через контакты, заведённые на конференциях и в проектах, определились несколько потенциальных факультетов. В итоге я поступил в аспирантуру на факультет психологии Университета Кларка в Массачусетсе.

В настоящее время я занимаюсь работой на стыке психологии и географии, исследую формирование «чувства места» в динамике, в процессе передвижения по городскому пространству. К подобным исследованиям очень высокий интерес со стороны географов — особенно в свете глобальной урбанизации, трансформации городской среды и экологических и культурных вызовов. Меня интересует, как можно привлечь к урбанистическим ресурсам ресурсы психологии. В наши дни есть значительный разрыв между психологическими и географическими исследовательскими парадигмами, и мне бы хотелось внести вклад в его преодоление. Я сейчас на третьем году аспирантуры, осталось ещё один-два года (в США, в отличие, скажем, от Англии, этот срок может быть подвижным).

Несколько лет я работал над проблемой городской повседневности и конкретно смысла места. Меня интересовало, что задаёт горизонты чувств, эмоций, аффектов, суждений, действий, возможных в конкретных местах городской среды. Решение этого вопроса через понятие смысла места и привлечение ресурсов психологии развития для описания того, как смыслы места формируются и встраиваются в восприятие, поведение и действование человека в среде, пожалуй, можно назвать моим главным результатом на сегодняшний день.

 

Екатерина Калугина, факультет экономики ВШЭ, выпуск 2000 года

Всё началось в магистратуре экономического факультета на направлении «Государственные и муниципальные финансы». В 1999—2000 учебном году я и пять других студенток отправились на стажировку во Францию в рамках проекта двойных дипломов между ВШЭ и Университетом Парижа 1. В 2000 году я получила степень магистра ВШЭ и французский диплом под названием Analyse Economique des Décisions Publiques. Я решила продолжить своё обучение в аспирантуре Университета Парижа 1. Для этого мне удалось получить стипендию Eiffel Министерства иностранных дел Франции.

В ноябре 2005 года я защитила докторскую диссертацию в Университете Парижа 1. Диссертация была посвящена изучению бедности в России.

После этого я год работала в Центре изучения труда недалеко от Парижа. Это был так называемый постдок. Я была вовлечена в европейский научный проект WORKS Work Organisation and Restructuring in the Knowledge Society, который был посвящён изучению изменений в организации труда в Европе в связи с глобализацией и технологическим прогрессом.

В 2007 году я прошла национальный конкурс, чтобы стать преподавателем экономики во французских университетах, и начала преподавать в городе Нанте, где провела три года. Наконец, с сентября 2010 года я работаю в Университете города Эври.

Мои научные работы посвящены изучению бедности, экономики семьи, а также организации и качества труда в Европе. Последний проект, над которым я сейчас работаю, связан с анализом работающих бедных в европейских странах.

Среди моих основных научных достижений можно упомянуть исследования российского рынка труда и факторов бедности в России переходного периода, а также организации рынка труда в современной Европе.

 

Генрих Пеникас, факультет экономики ВШЭ, выпуск 2008 года

Своим главным научным достижением я считаю то, что у меня получилось на работе (в «Альфа-банке») не просто найти применение математическим методам, но и донести результат анализа в понятных словах до руководства. Например, одним из актуальных достижений стало получение ответа на вопрос, как текучесть персонала влияет на производительность банка. Когда меня спросили об этом, я, конечно, сначала посмотрел, было ли что-то подобное уже проанализировано. Оказалось, что похожие работы были, но акцент делался на предприятиях торговли. Затем собрал единый массив данных (пришлось объединить бухгалтерские данные о полученной подразделениями прибыли и данные отдела кадров о текучести персонала в этих подразделениях). После оценил регрессионную модель. В итоге предстояло самое сложное за пять минут объяснить руководству, что было сделано и что было получено, чтобы они могли уверенно основывать свои решения в области кадровой политики на данных результатах. Судя по имеющимся откликам, мне удалось донести результаты исследования.

 

Мария Шелунцова, факультет экономики Пермского кампуса ВШЭ, выпуск 2008 года

Первые шаги в научной карьере это выступление на ежегодной апрельской конференции, подготовка научных статей под руководством старших коллег из Пермского филиала и участие в прикладных проектах. Далее программа кадрового резерва позволила сконцентрироваться на работе над диссертацией, полностью посвятить себя этому процессу.

В настоящее время я продолжаю сотрудничать с московскими коллегами и работать над исследовательскими проектами. На мой взгляд, успех во многом определяется тем, насколько любишь дело, которым занимаешься, насколько им увлечён. Я стараюсь браться за то, что в данный момент мне наиболее интересно. Тогда получается работать с полной отдачей и радоваться результатам своего труда.

Что касается рассуждений о моих основных научных достижениях, то мне трудно ответить на этот вопрос. Я считаю, что в 25 лет, всего через год после защиты кандидатской, не стоит на страницах газеты хвалиться какими-то научными достижениями и расписывать планы на будущее.

 

Анастасия Степанова, факультет экономики ВШЭ, выпуск 2006 года

В Вышке я долгое время не могла найти то, что бы мне реально нравилось, от чего я не могла бы оторваться, пока не попала на кафедру И. В. Ивашковской. Я с азартом работала над курсовой, потом магистерской диссертацией в Сорбонне и Вышке. Кроме этого, я параллельно участвовала в создании Лаборатории корпоративных финансов.

К окончанию магистратуры у меня созрела потребность заниматься финансами на практике, и я ушла в IB (investment banking). Года через полтора сумасшедшей, но весёлой и полезной с точки зрения опыта работы я осознала, что хочется более интеллектуального занятия, так как я не привыкла мало думать. Вернуться к науке мне помогли аспирантура, кризис, поддержка Ирины Васильевны, давно забытое интеллектуальное напряжение и удовлетворение от творчества. Поэтому я несколько раз отклоняла соблазнительные предложения о возвращении в инвестиции. И, наверное, поэтому за три с небольшим года в науке на моём счету более двух десятков публикаций, в том числе статья в Journal of Management and Governance и недавно вышедшая монография в соавторстве с коллегами.

25 мая, 2012 г.