• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выпускники и корпоративная культура Университета

Работа с выпускниками — традиционно сильная сторона ведущих западных университетов, особенно американских. Выстраивание системы устойчивых отношений с выпускниками — актуальная задача и для быстро развивающейся Вышки в канун двадцатилетия.

Надо признать, что в Вышке нет недостатка в хороших идеях, часть из которых в разное время и на отдельных факультетах с участием выпускников уже реализуется: проведение встреч, мастер-классов, издание альбомов выпускников и т. д., и т. п. Но для того, чтобы инициатива не заглохла и стала частью общей корпоративной культуры вуза, надо её не просто придумать — необходимо всем поддержать и обеспечить последовательность и преемственность её реализации из года в год и на всех факультетах. Требуются специальные организационные усилия для формирования команды энтузиастов, которые смогут вести эту активность с обеих сторон — и Университета, и выпускников. Принципиально важно, выстраивая отношения с выпускниками, с самого начала широко привлекать к предлагаемой активности студентов.

Университет продемонстрировал наличие доброй воли: все выпускники имеют возможность посещать профессиональные, культурные мероприятия, огромное количество которых проходит в Вышке практически каждый день. Любой выпускник может записаться в библиотеку и пользоваться её уникальными ресурсами. Недавно на портале Университета была запущена специальная социальная сеть только для выпускников, в которой каждый может создавать различные группы, делать объявления, рассылки, создавать мероприятия и регистрироваться на уже существующие с возможностью просмотра всех участников будущей встречи. Набор этих сервисов мы планируем расширять, хотелось бы только знать мнение тех, для кого это делается, т. е. выпускников, что именно им нужно.

Для диалога нам нужен партнёр, который сможет формулировать и защищать позиции выпускников. Нам кажется, что различные клубы, проекты, инициированные выпускниками за двадцать лет существования, заслуживают поддержки и продолжения. Обеспечить эту преемственность, найти единомышленников среди других выпусков и факультетов легче всего, объединившись в Ассоциацию выпускников Вышки.

Наши изыскания показали, что европейские университеты сравнительно недавно обратились к этой практике. Так, например, Ассоциация студентов и выпускников L’Univercite Paris 1 Panteon — Sorbonne создана в 2007 году, в год 250-летия университета. Ассоциация выпускников The London School of Economics and Political Science создана только в 2005 году. Немецким университетам специальный импульс к развитию этой деятельности в 2002 году дало правительство.

Отсутствие в Европе устоявшейся традиции поддержания контактов с alma mater сказывается на эффективности этой деятельности: результат в значительной степени зависит от мотивированности целевой аудитории, полезности взаимодействия для обеих сторон и активности «контактных» людей — медиаторов между выпускниками и университетом. Наиболее успешны те программы, которые организованы по принципу «bottom-up», т. е. поддерживают и развивают в первую очередь инициативы, исходящие от выпускников.

Можно выделить общие черты в работе западных ассоциаций выпускников. Как правило, выпускники становятся их членами автоматически, после окончания университета. В каждом университете есть интранет или схожие по функциям и целям системы. Большое внимание уделяется волонтёрству. Каждый университет проводит профессиональные консультации, тренинги, тесты и другие мероприятия, способствующие карьерному развитию выпускников. Везде принимаются денежные пожертвования, которые идут на поддержку различных проектов университета, в том числе филантропических.

У нас есть исторический шанс не отстать от западных коллег. А может, предложить что-то совершенно новое? Я верю, что в Вышке возможно всё!

Выпускники (в том числе будущие, т. е. нынешние студенты) должны понимать, что Университет — не просто площадка для периодических ностальгических встреч, alma mater может играть роль фасилитатора/катализатора вашего дальнейшего интеллектуального роста и профессионального успеха. Прочные связи между Университетом и выпускниками формируют уникальный социальный капитал, бенефициарами же являются все стороны.

Главный принцип остается неизменным — поддерживать то, что интересно аудитории, а не навязывать ей то, что кажется интересным нам!

Подключайтесь к обсуждению!

Любой человек, попавший в круг деятельности ГУ-ВШЭ, должен чувствовать заинтересованное участие вуза в решении его проблем, включая помощь в профессиональном самоопределении, консультации по дальнейшему развитию карьеры и привилегии на обучение по выбранной программе дополнительного профессионального образования.

От многочисленных ООО (обществ с ограниченной ответственностью) университетское сообщество отличает безграничная ответственность, интерес и готовность помочь, что формирует чувство причастности и защищённости у всех, кто в него включён.

Отсюда ещё одно направление работы, без которого не может существовать подобное сообщество, — это социальные проекты. За счет поддержки волонтёрских инициатив, благотворительных проектов студентов, выпускников, преподавателей будут естественным образом формироваться группы единомышленников.

Главное сделать так, чтобы каждый дорожил своей причастностью к этому сообществу!

Это — моё мнение. А вы что думаете?

 

Татьяна Дубова

Директор по работе с партнёрами

15 марта, 2012 г.