• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Учимся и работаем в Вышке…

«Окна роста» попросили выпускников Вышки, работающих в нашем университете, рассказать о том, как они после окончания обучения решили остаться в его структуре.

Как проходило ваше обучение в Вышке?

 

Марина Литвинцева, выпуск ВШЭ 1999 года

Я поступила в Вышку в 1993 году. Мы были первым бюджетным набором в бакалавриат факультета экономики. Нас было всего три группы, а на курсе училось лишь 80–90 студентов. Набор отличался тем, что все мы узнали о том, что такое экономика, только тогда, когда уже надо было сдавать вступительный экзамен по этой дисциплине. Это для нас стало неожиданностью. Тогда за три-пять дней до экзамена мы все купили учебник Макконнелла и Брю и начали интенсивно по нему готовиться. Это сегодня есть система довузовской подготовки и в школах изучают экономику, а в моей школе, которую я заканчивала в 1993 году, никто вообще ни о какой экономике не знал.

Вышка на тот момент только начала набирать преподавателей, поэтому за четыре года нашего обучения в бакалавриате у нас читали лекции практически все преподаватели, которые тогда работали в университете. Я считаю, что в этом смысле нашему курсу даже повезло, потому что у нас читали и Л. И. Якобсон, и Я. И. Кузьминов, и В. В. Радаев. Таким образом, фактически мы получили все знания из первых рук.

 

Сергей Пекарский, выпуск ВШЭ 1998 года

Я поступил в ВШЭ в 1996 году, когда был студентом факультета прикладной математики МИЭМ. И в 1998 году я защитил с разницей в четыре месяца сразу два диплома. Учиться одновременно в двух вузах было нелегко, но интересно.

 

Игорь Чириков, выпуск ВШЭ 2009 года

Я поступил в Вышку на факультет социологии в 2003 году и практически сразу же включился в деятельность социологического клуба «Город» — сообщества молодых учёных, которым было интересно вместе наступать на грабли и пробовать себя в социологии. В результате с самого первого курса университет воспринимался не только как место, где ты посещаешь лекции и семинары, но и как площадка для экспериментов и поиска себя в профессиональной сфере. Мы организовывали теоретические семинары, проводили прикладные исследования, мониторинги, выездные школы для старшеклассников. Пожалуй, именно эта атмосфера творчества, а также концентрация интересных и амбициозных людей вокруг были наиболее важными контекстами моего обучения в университете.

 

Как вы приняли решение о том, чтобы после обучения работать в ВШЭ? Как вы начинали работать?

Марина Литвинцева

Наше обучение тогда проходило на площадях в МК в МГУ. И на одной из лекций по микроэкономике Рустем Махмутович Нуреев, который нам её читал, обратился к студентам, сообщив, что Вышке нужны сотрудники. Соответственно, все желающие могли подойти к нему и записаться на работу в различные подразделения. Тогда точно не было какого-то особого отбора. На тот момент просто нужны были рабочие руки. Мои сокурсники, в частности, пошли работать на формирующиеся тогда кафедры, в Издательский дом и административные подразделения. В итоге где-то 10–15 человек с моего курса подрабатывали в университете.

В то время сам университет был очень маленьким: мы все друг друга знали, знали всех преподавателей и всех сотрудников. Я лично на первом курсе подрабатывала на кафедре экономического факультета МГУ. А позже, уже в апреле 1994 года, одна из моих сокурсниц сказала, что есть место в секретариате ректора. А поскольку на тот момент практически вся моя группа работала в Вышке, то я решила, что есть смысл перейти работать сюда.

Когда я училась в магистратуре, я уже работала в другом структурном подразделении — комиссии по организации подготовки управленческих кадров. Это была хорошая, интересная работа. Вышка продолжала строиться и расширяться, и постоянно возникали возможности для горизонтального и вертикального роста, поиска интересных проектов и т. д.

У меня остались очень хорошие воспоминания о том времени, потому что тогда мы действительно были одним сплочённым коллективом. Люди были готовы работать сутками. И мне настолько нравилась работа и наш коллектив, что у меня даже и мысли не было о том, чтобы искать новую работу. Я не была тем выпускником, который после окончания университета решает вопрос с трудоустройством, т. к. я уже до этого момента связала свою жизнь с университетом.

 

Сергей Пекарский

В МИЭМ я учился в группе с загадочным тогда названием «Экономическая кибернетика» и размышлял над областью приложения моего математического образования. Становиться программистом или идти в бизнес я точно не хотел, а вот экономическая теория (и особенно, макроэкономика) меня привлекала.

Мне предложили вести семинары по курсу «Макроэкономика-3» для студентов первого курса магистратуры, когда я сам был ещё студентом второго курса. Лекции вёл мой первый научный руководитель А. Д. Смирнов. Его авторитет и кредит доверия сыграли, пожалуй, решающую роль в выборе профессии. И после защиты магистерской диссертации я остался на кафедре экономической теории и поступил в аспирантуру. ВШЭ бурно развивалась, и мне было интересно расти вместе с ней. Позже, в 2003 году, на факультете экономики появилась кафедра макроэкономического анализа, которую возглавил Л. Л. Любимов. Мои молодые коллеги и я были полны амбиций и потратили много усилий на разработку бакалаврских и магистерских курсов в области макроэкономического анализа. Мы росли вместе со своими курсами, вместе с нашими студентами-макроэкономистами, первый выпуск которых в магистратуре состоялся в 2007 году. Я никогда не жалел затраченных усилий, хотя это и отразилось на позднем сроке получения степени кандидата экономических наук: диссертация была «почти готова» ещё в 2001 году, но защитил я её только в 2006 году. Вышка с самого начала инвестировала колоссальные ресурсы в профессиональный рост своих молодых сотрудников. Благодаря различным грантам я имел несколько возможностей стажироваться в Erasmus University Rotterdam. В сумме с 1999 по 2007 год я провёл в этом замечательном университете-партнёре почти год, практически не вылезая из библиотеки и общаясь с интересными людьми. В итоге в сентябре 2007 года я получил степень PhD.

Мне всегда было интересно преподавать. С годами я осознал замечательную сторону этой профессии: ты не стареешь, т. к. твои студенты всегда остаются молодыми. Но время при этом не замирает, поскольку процесс превращения вчерашних выпускников школы в профессионалов является динамическим. В определённом смысле работа с каждым по-своему талантливым студентом — это задача оптимального управления. Переход факультета экономики к массовому образованию никогда не внушал мне оптимизма: иногда работа преподавателя становится бессмысленной тратой времени и для него самого, и для безразличного студента. Но поиск сильных и мотивированных студентов и искренняя радость за их успехи перевешивают возможные трудности. Не менее интересная часть каждодневной работы — это исследования, которые я провожу сам, с коллегами, с аспирантами и студентами. Я никогда не относился к числу тех наивных российских преподавателей вузов, которые считают, что можно быть просто «хорошим» преподавателем, популярным у студентов. Хотя в модели массового образования и для таких сотрудников есть важная ниша. Научная работа преподавателя обеспечивает его рост, в то время как совершенствование методики преподавания имеет очевидное ограничение сверху.

 

Игорь Чириков

Работать в университете я начал в 2008 году, на первом курсе магистратуры, когда Вадим Валерьевич Радаев пригласил меня в качестве стажёра-исследователя в лабораторию экономико-социологических исследований. Затем мне посчастливилось принять участие в нескольких проектах, связанных с развитием университетов, под руководством Исака Давидовича Фрумина. Именно эти люди поддержали инициативу создания в Вышке в 2009 году Центра внутреннего мониторинга — некоего аналога офисов институциональных исследований, которые действуют во многих зарубежных университетах. Задача создания одного из первых центров подобного рода в России была крайне привлекательна в профессиональном плане, а потому после окончания Вышки я даже не рассматривал других вариантов трудоустройства.

           

Какие из полученных знаний и навыков вы используете в своей профессиональной деятельности?

Марина Литвинцева

Знания, которые я получила в университете, существенным образом повлияли на моё мировоззрение. Дело в том, что человек, который думает экономической терминологией, и человек, не знакомый с ней, — это совершенно разные люди.

 

Сергей Пекарский

Что я вынес из своего образования в МИЭМ и ВШЭ? Что мне дала работа над кандидатской диссертацией и тезисом PhD? Всё и ничего. Мы переходим к представлению образовательного процесса в терминах компетенций. И это правильно. Но сам я не готов разложить свою академическую натуру на составляющие компетенции, которые я получил в разные этапы своей жизни. Одно я знаю точно: я был прав, когда заставлял себя читать и писать. Я был неправ, когда недостаточно времени уделял предметам, которые мне казались неинтересными. И мне повезло, что 15 лет назад я оказался в университете, приоритетом которого являются инвестиции в молодых сотрудников.

 

Игорь Чириков

Пожалуй, в той или иной степени мне пригодилось почти всё, чему нас учили в университете — начиная от умения излагать свои мысли в доступной и понятной форме и заканчивая различными методами анализа данных. Кроме того, я соглашусь с большинством выпускников ВШЭ, которые, судя по нашим опросам, полагают, что лучше всего Вышка научила справляться с большим объёмом работы и самостоятельно осваивать новые области знаний.

 

Каковы ваши планы на будущее?

Игорь Чириков

Среди первоочередных планов и приоритетов — защита кандидатской диссертации. Также хотелось бы сделать исследования, проводимые ЦВМ, более академически ориентированными (безусловно, сохранив их практическую направленность). Один из возможных вариантов — присоединение к одному из зарубежных консорциумов институциональных исследований.

 

Что бы вы посоветовали выпускникам Вышки? Каковы, на ваш взгляд, перспективы профессионального и карьерного роста у выпускников, работающих в Вышке?

Марина Литвинцева

Я советую выпускникам работать в нашем университете. Многие мои сокурсники стали вполне успешными людьми в бизнесе, некоторые сделали неплохую карьеру, работая в государственных структурах. Но я считаю, что университет — это как раз та среда, где у человека гораздо больше возможностей для самореализации и саморазвития. Работая в государственной структуре, ты не всегда можешь почувствовать себя свободным, а в университете ты можешь развиваться в том направлении, которое ты выбрал сам.

 

Сергей Пекарский

Следуйте принципу: вы — это то, чему вы учитесь. И университет вас ничему не научит, если вы этого сами не хотите. Не теряйте время и не жалейте своих усилий, пока вы студент и аспирант. Читайте, участвуйте в семинарах, работайте в проектах. ВШЭ приложит максимум усилий, чтобы поддержать и направить ваш рост.

 

Игорь Чириков

Найти своё призвание и профессию, а также по возможности не забывать свою alma mater, помогая ей развиваться. Кстати, самый несложный способ помочь — заполнить анкету мониторинга выпускников.

Высшая школа экономики — молодой университет, а значит, и перспективы роста во многом зависят от инициатив и креативности сотрудников. Собственные выпускники не являются исключением, хотя, возможно, их давнее знакомство с Вышкой позволит лучше понять наиболее важные направления развития.

15 марта, 2012 г.