Портал: как что устроено?
Сайт университета – сплав технологии, психологии и политики. Рецепта пропорций ингредиентов нет. Но есть их иерархия. Сверху – политика. Внизу – технология. Почему? Потому что от целей зависят средства их достижения.Начнем с технологии, поскольку, решив создать сайт, думают прежде о ней.
Технология
Она может быть любая. Главное – иметь четкое представление: чего вы хотите? И чем крупнее задача, тем точнее технически следует прописать ее контуры. Если это по разным причинам оказывается невозможным (сменились потребности, «накатили» новые…), надо искать решения с большой «подушкой безопасности»: полем для маневра, где будет легко воплотить желаемое.
Портал ВШЭ имеет ряд инструментов, посредством которых можно быстро (в течение дня) конструировать различные сайты подразделений и инициативных проектов, это:
- несколько вариантов дизайна,
- гибко редактируемое меню,
- произвольное количество текстовых страниц для произвольного содержимого с визивиг-редактором,
- регистрационные формы и формы для проведения онлайн-опросов,
- фотоальбом, видеоальбом и слайдовые презентации.
Любой сотрудник ВШЭ может всем этим воспользоваться (написав для этого сначала на portal@hse.ru).
Старайтесь выбирать решения, какие позволят достичь результата, минимизируя негативное влияние человеческого фактора и максимизируя – позитивное. Простой пример – порядок ведения персональных страниц преподавателей и сотрудников.
Так, мы должны поддерживать эти страницы «в актуальном состоянии», начиная от списка сотрудников и заканчивая конкретным содержанием каждой страницы. Наивно ждать, что каждый сотрудник не забудет вовремя обновить свою страницу. Поэтому мы пришли к такому решению: основные данные импортируются на портал из базы Управления персоналом (оно ведет кадровый учет, хранит сведения об образовании, ученых степенях), но далее доступ к редактированию своей страницы имеет каждый сотрудник, и от него зависит, сколь полной и интересной она будет.
Где возможно, старайтесь держаться принципа обновления «один раз в одной точке», а введенные данные используйте повсюду, где они необходимы. Так на портале устроена система ввода публикаций: сотрудник может ввести публикацию через свою персональную страницу («в одной точке»), и она затем будет учитываться в электронной форме научного отчета, выводиться на сайте кафедры и т.д. (то есть будет использоваться без повторных усилий автора).
Психология
С сайтом имеют дело читатели (потребители информации) и авторы (те, кто ее создает и размещает).
Психология читателя. Оценить сайт может каждый: картинка нравится или нет; информация легко ищется или ее нет. Эти две операции убеждают, плох сайт или хорош. И это самый ясный критерий оценки, ибо сайты (в частности, университетские) – для читателей, а не для авторов.
Психология автора. Сайт (портал) НИУ ВШЭ создается множеством авторов. Каждый хочет быть на самом видном месте. «Самое» видное может быть только одно (иначе – не «самое»).
Иногда авторы делают что-то в духе «у всех есть, пусть и у меня будет». Это ошибочная практика № 1. Не размещайте материалы, не поняв, зачем они вам нужны!
|
Материал не может быть без названия. «Информация» – не название. В названии всегда звучит тема.
Ошибочная практика № 2.
Создается сайт, разделы меню имеют такие «названия»: «Информация», «Дополнительная информация!», «Важная информация!!!» – все они ровным счетом ничего не говорят о содержании разделов.
Нередко автор слышит что-то про интернет-технологии и тоже хочет, чтобы у него это было. Стоп! Мы имеем кучу примеров, когда силы тратятся на реализацию сложных технологий, отнюдь потом не востребованных.
Ошибочная практика № 3.
Диалог сотрудника Дирекции по порталам и автора нового сайта:
- Мы создаем сайт и хотим дополнительные возможности.
- Отлично. Какие именно?
- Дополнительные!
Многие авторы полагают, что «гвоздь» сайта – дизайн. Увы! Согласно анализу посещаемости нашего портала, наибольший спрос – кто бы мог подумать... – на учебные материалы. И персональные страницы преподавателей, содержащие такие материалы, – более посещаемы, чем страница ректора.
10 самых популярных персональных страниц сентябрь-октябрь 2011
1. Мамонтов Андрей Александрович факультет экономики, кафедра математической экономики и эконометрики: старший преподаватель Просмотров за месяц: 2400
На странице размещены темы контрольных работ, результаты пересдачи, объявления о новых пересдачах и т.п.
2. Кузнецов Дмитрий Юрьевич
Руководитель Школы информационных технологий и математики Центре довузовской подготовки Нижегородского филиала
Просмотров за месяц: 2073
На странице размещены расписание, домашние задания и архив материалов для обучающихся.
3. Кузьминов Ярослав Иванович ректор НИУ ВШЭ Просмотров за месяц: 1995
4. Логвенков Сергей Алексеевич кафедра высшей математики: доцент Просмотров за месяц: 1629
Размещены сборники задач для студентов 1 курса.
5. Берзон Николай Иосифович ординарный профессор Просмотров за месяц: 1261 На главной странице портала было опубликовано интервью со ссылкой на персональную страницу. Размещены презентации к лекционным курсам.
6. Ясин Евгений Григорьевич научный руководитель НИУ ВШЭ Просмотров за месяц: 1091
7. Кавицкая Ирина Леонидовна факультет экономики, кафедра макроэкономического анализа: доцент Просмотров за месяц: 964
Размещены дополнительные материалы к читаемым курсам (презентации, статьи, задания).
8. Пекарский Сергей Эдмундович Лаборатория макроэкономического анализа: заместитель заведующего Просмотров за месяц: 904
Размещены тексты публикаций автора. Дана ссылка на дополнительный сайт с материалами по учебным курсам.
9. Каспржак Алексей Анатольевич проректор Просмотров за месяц: 852 На главной странице было опубликовано интервью.
10. Мельвиль Андрей Юрьевич факультет прикладной политологии: декан Просмотров за месяц: 831 Размещены материалы к учебным курсам.
|
Политика
Внешняя политика. Сайт университета отражает его взаимоотношения с целевой аудиторией. Мы ей открыты? Как мы с ней общаемся? Какие сообщения хотим донести до нее? Ответ для НИУ ВШЭ: мы открыты. Это не самоцель, а средство привлечения лучших абитуриентов и достижения лучших академических результатов, ибо последние во многом зависят от возможности открытого общения с коллегами.
Внутренняя политика. Если у нас распределенная система ведения сайта (каждое подразделение самостоятельно ведет свой сайт), то для сохранения общей целостности все же необходим единый контроль, чтобы подобные элементы именовались и размещались подобным же образом. Это очевидно. И делать это можно только централизованно.
Полная свобода пагубна:
- все хуже будет работать поиск по порталу (как единой системе);
- сайт НИУ ВШЭ будет напоминать известное коллективное письмо Дяди Федора, Шарика и Матроскина («Дорогие мама и папа! У меня все хорошо. Вот только линять начал и хвост ломит»).
За единством сайта следит Дирекция по порталам. Сохранить его помогают «шаблонные» решения (да, коллеги это слово не любят – оно коробит любую творческую натуру, но вспомним к случаю: алгоритм, этикет…) Для структурно подобных разделов единый макет – он же шаблон – необходим по жизненным показаниям: коли на всех факультетах есть деканат, то читателю будет удобнее найти ссылку на него в одном месте, а не в разных.
При этом шаблоны имеют и переменную часть (настраиваемую индивидуально). Как полуфабрикат котлет. Хочешь – жарь сразу. Хочешь – добавь морковки.
Может ли Дирекция по порталам исправить что-то на чужом сайте? В вопиющих случаях да. Один факультет разместил на своем сайте объявление: «Сдам квартиру лицам славянской внешности». Мы сняли это объявление, факультет об этом поставив в известность пост фактум. Но обычно вмешательства обсуждаются (и Дирекция щедра на аргументацию J).
P.S. Порталостроение – это междисциплинарная, творческая, продуктивная среда. Среди нас три историка, три социолога, три журналиста, два филолога, математик, философ, политолог, маркетолог, культуролог, экономист. За последние год с небольшим в Дирекции по порталам родилось шестеро детей и были защищены две диссертации! J
Автор: Мария Добрякова
27 октября, 2011 г.