Тук-тук. Хрясь! Ба-а-ц! Вот с таким неакадемическим шумом из треснувшего яйца старательно выбирался вороненок.
— Куда это я попал? Кругом буквы. Русские, английские. Тексты, фотографии, графики, ссылки, баннеры. Cколько же информации! Мамочки, где это я? — едва пережив шок от рождения, впал в панику вороненок. — Нет, нет. Родители не могли со мной так поступить! Где-то должна быть подсказка, что мне делать, — пытался взять себя в крылья птенец. — А вот и она! Боже, как традиционно – записка в бутылочке!
Приободрившись, дрожащими крыльями он развернул листок и принялся читать. По слогам.
«Дорогой сынок. Или дочка. Прости, на УЗИ не разглядели. Ты рожден в уникальной вороньей семье для уникальной вороньей судьбы. Мать твоя с младых когтей образованию и науке служит: была талисманом сначала крошечного вуза — Высшей школы экономики, и меньше, чем за два десятка лет дослужилась до «золотой вороны» Национального исследовательского университета. Папаша твой так, приблудный, но тоже крайне умен и интеллигентен. В университетском дворе голубей гоняет. Но не успеваем мы за Вышкой в Интернете присматривать. Теперь это твоя миссия. Следи, чтобы сервера не падали, контент обновлялся, а вирусы и хакеры обходили корпоративный портал стороной. И ничего не бойся! Ты все про Вышку знаешь. Думай головой, но действуй от всего сердца. Память поколений и безупречная генетика тебя не подведут!».
— Клянусь! — на автомате каркнул вороненок. И не успел он смахнуть слезу гордости с вороньих черных глаз, как откуда-то из-за угла раздался топот, а потом показался и тот, кто этот топот издавал.
— Ты кто? Вирус или хакер? – мужественно приготовился оборонять территорию от злобных вирусов и хакеров вороненок.
— Солдат с лошадью, — смиренно ответил всадник.
— Гуляешь тут, что ли?
— Нет. Потерялся. Забрел сюда, то ли из Яндекса, то ли из Гугла. Кажется, вечность уже скачу, а ничего толком понять не могу.
— А ищешь-то ты что?
— Ищу… ищу… ну это… как его… что-то очень нужное, очень продвинутое, чтобы жизнь медом показалась, а возможности мои стали неограниченными, — расплылся мыслями по древу солдат с лошадью.
* * *
— Ну ясно, типичная проблема посетителей большого сайта, - вздохнул вороненок, - Одни ищут сами не знают что, но раздражаются, когда этого не находят. Другие ищут что-то предельно конкретное, а натыкаются на что угодно, только не то, что ищут. Кто в данном случае виноват — намудрившие творцы сайта или бестолковые посетители, — вопрос, конечно, философский. Однако, поскольку посетители оказываются в положении пассивно воспринимающих то, что им предложено активностью творцов, то последние должны всячески стремиться создать все условия для поиска — в том числе поиска того-не-знаю-чего.
Разместить огромный объем информации на сайте большой и деятельной организации так, чтобы было всем удобно, — задача не для слабонервных. Сотрудники портала тут находятся между двух огней, решая проблему best match.
По одну сторону — посетители, кому надо максимально простым путем добраться до нужной им информации. Путь должен быть коротким, а информация исчерпывающей и однозначно понимаемой. При этом интересы у читателей, конечно же, самые разные, а значит одного пути для всех быть не может.
По другую сторону — (с благими, конечно, целями) подразделения Университета, и каждое стремится сократить путь к своему читателю. Подразделений очень много. Каждое - очень важное. Чем больше открывается подразделений, начинается проектов, проходит мероприятий, тем больше информации на портале, тем интереснее он посетителям, но и найти то, что нужно именно вам, всё тяжелее.
Что же делать простому читателю?
Прежде всего, попав на переполненную главную страницу, не паникуйте. Постарайтесь сообразить, ищете ли вы что-то «постоянное» или «преходящее». Постоянное — закреплено в меню. Преходящее — освещается в новостях. Обратите внимание на то, что новости связаны между собой: в каждой есть ключевые слова (тэги), и через них можно перейти на другие новости по той же тематике. Попробуйте кнопку «поиск». Если поиск не помогает, — загляните в «карту сайта» и раздел «От А до Я» (ссылки на них даны возле плашки «поиск»: http://www.hse.ru/sitemap.html; http://www.hse.ru/az.html).
* * *
— Как-то у них тут не по-военному, — протянул солдат, заскучавший от монолога птенца-говоруна. — Зачем все карты врагам раскрывать: чему учат, что написали, какой уровень материальной базы? Я уж молчу про полный перечень кадрового состава с «паролями-явками». Скрывать такие вещи надо, а не афишировать!
— Ты в своем уме? — возмутился вороненок. — Один из главных принципов портала НИУ ВШЭ — открытость.
Конечно, полного единодушия по поводу того, хорошо ли быть такими открытыми или плохо, в стенах Университета нет. Одни предлагают спрятать все самое ценное под замок, дабы уберечься от воровства. Другие, напротив, просят выделить еще место, помочь создать сайт, дабы представить как можно шире все свои труды и результаты исследований. Позиция высшего руководства по этому вопросу непреклонна и однозначна. Доходчиво, чтобы и солдату с лошадью было понятно, ее можно сформулировать так: «Если к студентам в «городах и весях» благодаря нашему порталу будет попадать более качественный образовательный материал, и это хоть как-то повысит общий уровень образования, то мы будем только рады». Все это, конечно, не означает, что НИУ ВШЭ не защищает свою интеллектуальную собственность.
* * *
— А свой странный принцип открытости ваш странный вуз массам тоже пытается привить? — не без сарказма спросил всадник.
— Не без этого, — птенец сделал вид, что сарказма не услышал. — Мы вот уже третий год проводим мониторинг прозрачности сайтов российских вузов для абитуриентов. Сравниваем сайты вузов по наличию материалов: правил приема, числу мест, возможности проживания для иногородних студентов и т.д. И за три года вузы-участники «зашевелились», стараются «подтянуться».
— Ну и ваш портал, конечно же, в этом рейтинге прозрачности впереди планеты всей? – продолжал иронизировать солдат.
— В первых рядах, но не самый первый, — вороненок чувствовал себя выше этой иронии, — ты удивишься, но есть еще более прозрачные сайты у вузов.
— Как же так? — засмеялся солдат, — Как можно не выиграть игру, если правила ее давно известны только вам?
— Ты сейчас удивишься еще больше, солдат с лошадью, но правила игры были заранее объявлены всем ее участникам и опубликованы на сайте мониторинга, — спокойно ответил вороненок.
* * *
— Скажи-ка, вороненок, а сайт-то у Высшей школы экономики большой? — загадочно спросил солдат под загадочное ржание лошади.
— Ну ты же сам тут потерялся! Большой, конечно.
— А как же ваши "двое из ларца" (сотрудники Дирекции по порталам, то есть) умудрились столько информации разместить, да еще и успевают ее обновлять? Или они не успевают? Или все они шестирукие инопланетяне из другой галактики?
На портале ВШЭ внедрена система распределенного наполнения: сотрудники и подразделения ведут свои сайты самостоятельно, но при (консультативной и направляющей) поддержке «центра» (в нашем случае — Дирекции по порталам).
— И что, каждое подразделение вольно писать на своем сайте все, что вздумается? — глаза у солдата загорелись, - я тогда тоже хочу у вас сайт вести! Напишу, что прапорщик наш вор и жулик — в домино мухлюет!
— Нужно ли стеснять творческую свободу коллег? Вопрос, конечно, не простой, — почесал перья вороненок.
На эту тему есть замечательная книжка «Университет» Генри Розовского. В ней есть две подходящих к случаю мысли: 1) университет – это собрание людей творческих и свободных; 2) не всякое улучшение достигается демократией. Автор признается, что при развитии второго из этих тезисов – опасливо поеживался, предвидя негодование свободной академической общественности. Придется и мне опасливо поежиться, но все же произнести: да, свобода в сайтостроении должна быть ограничена.
— Но ведь если свободу самовыражения ограничить слишком жестко, даже армия может начать разбегаться, — вздохнул солдат, — я это не поддерживаю, но наблюдал не раз, как лошади и люди от нас убегают, стоит им запретить песни их собственного сочинения горланить. А ты представь только, какую песню может сочинить лошадь? Такую, что так и хочется ввести жесткую цензуру. Так и ваши творцы могут начать по альтернативным доменам и хостингам расползаться, если не смогут они сказать все, что хотят, и так, как хотят.
— Это не есть хорошо, — вздохнул птенчик, заволновавшийся за судьбы своей альма матер, — В идеале, все сайты и формальные, и неформальные, имеющие отношение к ВШЭ, должны объединяться одним доменом. Университету важно сохранять целостность в информационном пространстве — в том числе и формальную, для интернет-поисковиков. Это улучшает его видимость, посещаемость (не говоря о медиасигналах, которые посылаются внешней аудитории).
* * *
— Слушай, птенчик, милый, а можно я тут поживу? — взмолился солдат, — это хоть чем-то армию напоминает. — Оставайся, конечно, — великодушно кивнул «хозяин портала», — хорошо, что и тебе у нас место нашлось.
Автор: Елена Новикова