• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кадровый резерв: из «будущих» в настоящие

Традиционно в конце марта Ученый совет НИУ ВШЭ рассматривает итоги работы с группой высокого профессионального потенциала. Обсуждение результатов 2010 г. состоялось 25 марта, и членов Ученого совета, в первую очередь, интересовало, насколько эффективно работает система привлечения в Вышку преподавателей через зачисление наиболее перспективных кандидатов в группы кадрового резерва.
 
На страницах «Окон роста» мы уже не раз рассказывали о кадровом резерве НИУ ВШЭ. Отдельного же разговора, как показал мартовский Ученый совет, заслуживает категория, которая до сих пор незаслуженно оставалась в тени, – «Будущие преподаватели». Кто входит в эту группу и почему именно ее можно назвать резервом преподавательского состава в полном смысле этого слова?
 
В категорию «Будущие преподаватели» набираются наиболее перспективные и успешные в плане успеваемости и исследовательской работы кандидаты: студенты бакалавриата старших курсов, магистранты, аспиранты и преподаватели, которые не являются штатными сотрудниками Вышки (рис. 1). Их выбирают кафедра и университет для будущей преподавательской деятельности, ведь одна из задач формирования группы высокого профессионального потенциала — удержание и закрепление талантливых кадров в вузе. Сегодня мы уже можем сказать, что эта система вполне работает. Примерно одна треть прошлогоднего состава группы «Будущие преподаватели» при переходе от 2010 к 2011 году оказалась в категориях «Новые преподаватели» и «Новые исследователи», а это значит, что у них есть все возможности для того, чтобы успешно закрепиться в Вышке.
 
Численность категории «Будущие преподаватели» нестабильна (так, в 2008-м было набрано 35 резервистов, в 2009-м – 28, а в 2010-м – 54). Основная причина этого в том, что представители данной категории часто не являются сотрудниками НИУ ВШЭ, менее привлечены к работе кафедр, а также не стимулируются финансовыми выплатами. Тем не менее, статус «Будущий преподаватель» дает ряд преимуществ, что подчеркивают сами участники кадрового резерва.
 
 
В 2010 году состав категории «Будущие преподаватели» больше всего был представлен  преподавателями, не работающими в НИУ ВШЭ на полной ставке (33,3%), в несколько меньшей степени аспирантами и студентами магистратуры (29,6% и 24% соответственно) и 12,9% составили студенты бакалавриата НИУ ВШЭ.
 
 
Представляем мнения резервистов, перешедших в 2010 г. из категории «Будущие преподаватели» на новый уровень, в другие категории кадрового резерва
 
Дарья Зубарева, Москва (перешла в категорию «Новые исследователи»):
«Благодаря участию в кадровом резерве я смогла лучше понять, как устроен наш университет, как принимаются решения, к кому можно обращаться с идеями и предложениями. Появляется ощущение, что ты можешь влиять на происходящее. На мой взгляд, это очень хорошее и важное ощущение. Оно позволяет больше уважать себя и коллег, стремиться делать что-то новое и доводить начатое до конца».
Антон Соболев, Москва (перешел в категорию «Новые исследователи»):
 
«Для меня участие в кадровом резерве – возможность выйти за рамки своего факультета. Лично для меня категория «Будущий преподаватель» так же оказалось важным элементом академической социализации. «Символическая» принадлежность к преподавательскому community дает возможность для полноценного профессионального общения. С переходом из категории «Будущие преподаватели» в «Новые исследователи»я начал преподавать: вести семинары по курсу «История политических учений». По договоренности со старшими товарищами, я их снабдил всевозможными ссылками на современные, в первую очередь политэкономические, исследования (по примеру аналогичного курса известного Барри Вайнгаста из Лондонской Школы Экономики)».
 
Екатерина Креховец, Нижний Новгород (перешла в категорию «Новые преподаватели»):
 
«Программа кадрового резерва подарила мне прекрасную возможность прошлой осенью на выездном семинаре познакомиться с коллегами из Москвы и Перми, обсудить идеи, перенять новый опыт. Также программа позволяет всегда быть в курсе последних изменений и мероприятий, которые случаются в НИУ ВШЭ. Практически с самого начала моей преподавательской работы в Вышке у меня была полная ставка, поэтому с переходом в категорию "Новые преподаватели" моя жизнь не сильно изменилась (если только в материальном отношении)».
 
Евгений Антипов, Санкт-Петербург (перешел в категорию «Новые преподаватели»):
 
«Став участником кадрового резерва, я начал больше интересоваться тем, что происходит в сфере академического развития в Высшей школе экономики. Очень быстро появилось множество новых возможностей, в том числе не связанных напрямую с кадровым резервом. Подобная информированность сильно повлияла на выбор дальнейшего пути.
 
Во время пребывания в группе "Будущие преподаватели" у человека есть время выяснить, получается ли у него писать статьи, преподавать. Работа на полную ставку в Вышке лично для меня создает очень хорошие стимулы для плодотворной и поощряемой работы: появляется возможность участвовать в конкурсах грантов, академических надбавок. Кроме того, "Новые преподаватели" имеют возможность снизить преподавательскую нагрузку на 25% и получать дополнительное материальное стимулирование. Надеюсь, к моменту моего выхода из кадрового резерва, появятся и другие возможности снижения нагрузки, хотя, должен признаться, преподавание мне нравится в той же мере, что и исследования».
 
Юлия Лежнина, Москва (перешла в категорию «Новые преподаватели»):
 
«Основным эффектом от включения в кадровый резерв стало знакомство с новыми людьми. Категория «Будущие преподаватели» позволяет на этапе «примерки» академической работы в ВШЭ узнать, понять и оценить особенности университета, перспективы работы в ВШЭ, т.к. дает возможности пообщаться как с руководством вуза, так и его молодыми сотрудниками с аналогичными вопросами и проблемами.
 
Со сменой статуса в кадровом резерве связаны в основном изменения в характере поддержки – появился стартовый грант. При этом переход в Вышку на полную ставку был сопряжен с активным включением в жизнь кафедры, факультета. Речь идет не столько о значительном увеличении преподавательской нагрузки, сколько об участии в обсуждении и реализации мероприятий, связанных с планами кафедры по развитию, ее отчетностью, работы со студентами вне аудиторных занятий и т.д.».
 
Анастасия Исаева, Москва (перешла в категорию «Новые преподаватели»):
 
«Категория «Будущие преподаватели», прежде всего, позволяет войти в новое интеллектуальное сообщество, почувствовать себя частью Вышки. Можно пробовать свои силы в различных конкурсах кадрового резерва, активно разрабатывать в их рамках свои творческие идеи, заводить новые интересные и плодотворные знакомства. Большое удовольствие мне доставил один из выездов кадрового резерва. Было очень приятно общаться как с его организаторами и ведущими мастер-классов, так и с участниками КР, работать в группах. Мне очень понравилась атмосфера этого мероприятия: чувствовалось, что здесь собрана самая интеллектуальная и креативная молодежь Вышки, и ты – среди них.
 
Переход в категорию «Новых преподавателей» стал еще одним свидетельством повышения статуса. Эта группа, помимо всех тех привилегий, которые появляются уже у «Будущих преподавателей», дает еще и материальную поддержку. Теперь я могу спокойно вести свои научные исследования, писать статьи, защитить диссертацию и не думать о материальных проблемах. Категория «Новых преподавателей», если выразиться метафорой, дает молодым преподавателям «разрешение на взлет».
1 апреля, 2011 г.