• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Обещаю

Авторская колонка Андрея Стародубцева

watv.org

Стародубцев Андрей Владимирович

Декан Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения

Я пишу этот текст в разгар новогодних каникул и сразу после наступления Рождества: за окном, выходящим на парк и церковь, хлопушки, фейерверки и звон колоколов сменяют друг друга в течение дня, против воли создавая настроение праздника и ожидания в следующем году чего-то если не лучшего, то иного по сравнению с годом прошедшим. Что-то новое в 2021-м уже случилось: я беспрецедентно опаздываю со сдачей этой колонки в редакцию, не сумев вовремя определиться с темой. Возможные сюжеты разрываются петардами в голове: межкампусное объединение майноров, способное загубить целый ряд замечательных образовательных продуктов; новая роль, на которую могли бы претендовать, но не претендуют вышкинские факультеты, совсем потерявшиеся на фоне коронавирусной онлайновой революции; авторитарная модернизация как способ проведения внутриуниверситетских изменений – каждая из этих тем достойна полосы «Окон роста», но беспощадно отбрасывается, потому что эту январскую колонку я хочу посвятить новогодним обещаниям.

Практически любая книга по персональной эффективности скажет: как бы вы ни относились к Новому году, используйте его для того, чтобы поставить задачи по изменению себя и того, что вокруг вас, дайте себе новогодние обещания и постарайтесь их выполнить. Залогом успеха в их реализации, подскажет книга, является публичность: обещания, которыми вы делитесь с другими, обретают совсем другой вес, нежели чем те, о которых знаете только вы сами, в надежде забыть о них к концу января. Эта колонка – прекрасная возможность озвучить два таких обещания.

Chris Montgomery / Unsplash

Первое: в 2021 году я научусь преподавать дистанционно. Всё это время, с 16 марта прошлого года, я делал вид, что дистанционные занятия отличаются от занятий в аудиториях только форматом общения со студентами: они теперь на экране компьютера, а не за партами в классах. Отсюда, например, из раза в раз повторяющаяся просьба к студентам включить камеры и искреннее нарастающее раздражение от того, что при показе экрана – в «Зуме» или «Тимсе» – не видно большую часть студентов, которым ты читаешь лекцию. Понимая, что веду себя неправильно, я продолжал воспроизводить свои стандартные офлайновые занятия в онлайн-формате – и содержательно, и методически.

В то же время совсем рядом целый ряд коллег, особенно те, кто только начал преподавать, создавали принципиально другие образовательные продукты, используя онлайн для того, чтобы сделать образование более персонализированным, более интересным (чтобы не сказать развлекательным), более насыщенным и в конечном счете более полезным. Они открывали для себя и студентов новые образовательные платформы, приглашали интереснейших спикеров из разных стран мира и превращали обучение в увлекательное путешествие, не ограниченное пространственными и временными рамками. Создавать такие курсы – важнейшее умение в современном университете, и я научусь делать это в наступившем году.

Curtin University

Мое второе обещание: я напишу докторскую диссертацию в Вышке. Долгое время я считал, что получение докторской степени – никому не нужный рудимент, не несущий никакого содержательного смысла, но отвлекающий ученого от систематической исследовательской работы. Вышке, напротив, важно, чтобы количество докторов наук росло: ради этого принят целый ряд мер, который мотивирует сотрудников защищать диссертации, а также, по слухам, значительно улучшена сама система подготовки и защиты диссертации. Я хочу принять в этом участие для того, чтобы понять, насколько подготовка докторской диссертации в Вышке интегрирована в повседневный процесс исследовательской работы, как университет и университетское сообщество способны помочь в прохождении этого пути – организационно, ресурсно и интеллектуально. Но даже в большей мере я хочу использовать эту возможность для концентрации своих исследований, текстов и докладов в ближайшие годы на одной теме в надежде получить действительно значимые научные результаты.

Торжественное формулирование таких обещаний, поддержанное россыпью фейерверков за окном, окончательно погружает в приподнятое настроение новогодних праздников, – и вот уже хочется закончить колонку пожеланиями. 2020 год был временем реактивной борьбы с обстоятельствами, в которой всё вокруг становилось контекстом, помогающим или препятствующим справляться с трудностями. Пусть для каждого члена университетского сообщества 2021-й станет годом возможностей: подумать над содержанием своих курсов, сконцентрироваться на своей научной работе, вернуться к неспешному обсуждению планов с коллегами в стенах университета и, наконец, выполнить все свои новогодние обещания.

Автор текста: Стародубцев Андрей Владимирович, 21 января