• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кто защитит меня?


Знаете, как это бывает? Пьешь латте, заедая его шоколадно-малиновой слойкой, и обсуждаешь с коллегой историю из внутренней жизни университета: знакомый преподаватель поделился в «Фейсбуке» своей историей конфликта со студентом. Как же много наглых студентов! Но стоило ли преподавателю писать об этом в «Фейсбуке»? А прав ли декан, решивший разобраться в сути дела вместо демонстрации однозначной поддержки преподавателя? Неожиданно пять минут спустя вы обнаруживаете двоих коллег общающимися на повышенных тонах; и речь уже не о той истории, а о какой-то своей собственной, которая есть у каждого из нас.

Не раз я слышал от коллег, что в Вышке система защиты прав студентов «приобрела монструозные формы»: студенческая оценка преподавания, многоуровневая система студенческих советов, «выразительная кнопка», апелляционные комиссии – все эти институты не только защищают права студентов, но и, по мнению многих, ставят в уязвимое положение преподавателей. Паникеры предчувствуют скорое безосновательное повышение оценок – хотя бы в силу нежелания преподавателей испытывать муки обсуждения апелляций, общения с руководителями департаментов по мотивам студенческих жалоб в ректорат и возможных проблем при повторном прохождении по конкурсу в связи с низкой СОП. Руководители программ отмечают, что объем жалоб и требований со стороны студентов растет вместе с количеством ребят, обучающихся платно, часто со скидкой, и оттого участвующих в борьбе за места в рейтингах. Некоторые студенты не стесняются признавать, что апелляции стали еще одной возможностью сдать экзамен, получить более высокую оценку, а теперь еще и избежать дисциплинарного взыскания за плагиат. Все это создает атмосферу напряжения и неприятия среди преподавателей, достойно выполняющих свою работу, но периодически попадающих в эту систему защиты прав студентов.

Я отношусь к той, видимо немногочисленной группе моих коллег, которая считает институты защиты прав учащихся и участия студентов в принятии административных решений благом для университета. Будучи руководителем бакалавриата, я сделал студсовет программы партнером в формировании ее содержания, а СОП и обращения на «выразительную кнопку» – одним из инструментов в работе с преподавателями и департаментами. Я считаю, что каждый студент имеет право на апелляцию, подобно тому, как каждый гражданин должен иметь право (и, может быть, даже привычку) при необходимости подавать в суд.

Такую позицию я объясняю двумя соображениями. Первое – более понятное – заключается в том, что студенты – важнейшая часть университетского сообщества, наличие которой собственно и отличает университет от многих других научных и образовательных учреждений. В университете обучение рождается на пересечении уважения, общения и сотрудничества преподавателей и студентов, и было бы странно подрывать это институционализированное партнерство отказом от эффективной системы защиты прав одной из сторон. Второе – может быть, даже более важное для меня – заключается в том, что обучение в университете для студентов является настоящей жизнью со своими причинами и следствиями. С ростом количества студентов относительная ценность каждого и каждой из них становится все меньше. Оценивая десятки работ, преподаватель может перестать обращать внимание на тонкости в различии шестерок и семерок, выставленных за эссе. В то же время значение каждого преподавателя для студента остается высоким: курсов у студентов мало. А потому для одного студента из сотни различия между оценками могут оказаться принципиальными, неся как финансовые, так и психологические последствия. Поддержка одного такого студента стоит того, чтобы терпеливо наблюдать за многочисленными попытками других студентов незаслуженно повысить свою оценку или свести счеты с принципиальным преподавателем.

«Не стоит! – отвечает мне коллега, готовая растоптать мою шоколадно-малиновую слойку и полить меня моим же латте. – У преподавателя тоже есть права, и как раз перед лицом увеличивающегося количества студентов и их жалоб преподаватель тоже должен быть защищен! Студенты бывают наглыми. Они пишут ужасные и оскорбительные письма. И нас никто не защищает!»

И с этим сложно спорить. Развитая система защиты прав студентов в глазах преподавателей трансформируется в машину по тотальному контролю над ними. Все чаще нам приходится объяснять свои поступки и решения не только студентам, коллегам, но и руководству. Принципы достойного преподавания требуют от нас поддерживать связь со студентами, отвечая на их запросы и реагируя на их недовольство, в какой бы форме они ни были высказаны. Многие из нас теряются, столкнувшись с грубостью, чрезмерной настойчивостью и просто неуважительным отношением со стороны студентов. «Я не нахожу защиты нигде – ни в департаменте, ни на факультете, – объясняет коллега ту резкость, с которой неожиданно мы обсудили университетские дела за чашкой кофе. – Кто защитит меня?»

Автор текста: Стародубцев Андрей Владимирович, 24 апреля, 2019 г.