• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В защиту совещаний

Андрей Стародубцев, доцент Департамента прикладной политологии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

Здравствуйте! Меня зовут Андрей, и я люблю совещания.

На самом деле нет, но я так далек от согласия с гневными репликами коллег о бесполезности совещаний, собраний, советов и обсуждений, что правильно было бы причислить себя к группе немногочисленных любителей встреч по вопросам текущего и стратегического функционирования университета, факультета, департамента или программы.

Мой путь в эту секту был непрост и занял около десяти лет. Сначала, в течение долгого времени, я совсем не принимал совещания, активно и под разными удобными предлогами пропуская каждое второе. Именно тогда я любил твердить о том, что писать статьи и учить студентов важнее для университета и меня лично, а просиживать штаны на многочасовых обсуждениях – бездарная трата ценного времени. Затем, в период чуть короче предыдущего, я примирился с мыслью о том, что совещания – важная частью моей жизни в университете, позволяющая когда более, а когда менее эффективно менять условия, в которых я работаю. Разнообразные встречи не перестали быть злом, но получили свое оправдание, достаточное для того, чтобы перестать выходить из залов, комнат и переговорок с головной болью и мыслями о бесполезно прожитых часах. Наконец, совсем недавно я поймал себя на мысли о том, что с нетерпением жду какого-то очередного совещания, – и испугался. Как раз в это время редакция «Окон роста» поинтересовалась судьбой авторской колонки, и я принял решение признаться в постыдном: совещания мне совершенно неотвратительны. 

Моя практика согласия и принятия включает в себя несколько важных умственных и физических упражнений, без которых добиться такого результата было бы невозможно.

Первое: я напоминаю себе, что каждый инициатор совещания считает свою встречу полезной и необходимой. У такого очевидного утверждения есть важное следствие: если любая встреча имеет смысл, то наша задача заключается в том, чтобы понять его. Сделав это, творческому человеку сложнее оставаться безучастным. Мы включаемся в решение задачи, стоящей перед инициатором и участниками обсуждения, если даже делаем это путем доказательства неправоты всех остальных за столом. Дискуссия, в ходе которой не было найдено решения для задачи, стоящей перед инициатором совещания, не оставляет нас и после его завершения, а такой результат уже вряд ли можно считать бессмысленным и бездарным времяпрепровождением. 

Второе: я уверен, что в большинстве случаев ход совещания может быть изменен любым его участником. Кажется, что коллега справа много говорит о собственной частной истории, а коллега слева пытается увести дискуссию в сторону? Скорее всего, это происходит потому, что остальные молчат и не предлагают важных комментариев, способных привести всех сидящих за столом к эффективным результатам. Вина за непродуктивные совещания лежит именно на скучающих и ожидающих их завершения. Давайте представим, что каждая рабочая встреча будет проходить в режиме мозгового штурма или обсуждения неоднозначной диссертации, – насколько интереснее и полезнее станет эта совместная деятельность!

Третье: я выяснил, что совещания – прекрасный способ практиковаться в том, в чем я слаб. Заметил, что сложно удерживать внимание на сути устных выступлений спикеров и комментаторов? Займусь тренировкой прямо здесь, слушая, запоминая и обсуждая самые скучные выступления коллег. Чувствую, что не справляюсь с раздражением, общаясь с другими? Посвящу следующую встречу, на которую меня вызовут, практикам уважения и сопереживания окружающим.

В конечном счете все предлагаемые мною решения сводятся к одному: будьте активными – и всем станет лучше. Возможно, мною движет тот факт, что в последнее время я сам стал инициатором многих встреч, а всем вышесказанным я защищаюсь от молчаливого, а иногда и красноречивого недовольства моих коллег.

В этой ситуации пусть их порадует тот факт, что, пока они практикуют сопереживание, стараются изменить ход дискуссии и выяснить все-таки, с какой целью я всех собрал, я понимаю, что для меня каждая назначенная встреча важнее, чем для каждого и каждой из них, что это я нуждаюсь в общении, что это мне нужны новые идеи, моментальная реакция и заинтересованный взгляд. И что я, как, возможно, и каждый другой инициатор совещаний в нашем университете, благодарен коллегам за их внимание и время.

Автор текста: Стародубцев Андрей Владимирович, 23 октября, 2018 г.