• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Итоги кампании по академическим надбавкам

Что изменилось в процедуре начисления академических надбавок, какие образовательные обязательства можно включить в свою деятельность, чтобы получить надбавку, как подтвердить реализацию нагрузки и почему даже наличие публикаций в зарубежном издании еще не гарантирует получение академической надбавки, «Окнам роста» рассказала начальник Управления академических исследований Ольга Чурикова.

Образовательная нагрузка: возможности и реализация

 

В этом году на академические надбавки поступила 1161  заявка (в 2014-м – 982), в том числе 269 – из филиалов  (в 2014-м – 242).  Количество поданных заявок по разным специальностям
в этом году также неоднородно. Как обычно, лидируют  экономисты, по-прежнему большое количество заявок от математиков.

— 

  Поданные заявки 2015 г.
Прирост количества заявителей связан как с увеличением штата сотрудников университета, так и с расширением перечня категорий заявителей. С текущего года надбавку могут получить научные сотрудники, не оформленные на преподавательские должности, взявшие определенные образовательные обязательства в 2014/2015 учебном году и успешно прошедшие оценку публикационной активности (ОПА) в 2014 году.
Этим правом воспользовались 64 научных сотрудника  (в 2014 году – всего десять). Наиболее доступными видами нагрузки для научных работников стали:

               экспертиза научно-исследовательских работ студентов;

               руководство курсовыми работами и выпускными квалификационными работами (ВКР);
               рецензирование ВКР;

               научное консультирование студентов;

               подключение студентов к исследовательской деятельности научного подразделения и их курирование;


               проведение научно-исследовательских семинаров.

Существуют и иные виды образовательной нагрузки, подробнее о которых можно узнать в Отделе координации учебной работы преподавателей Управления организации учебного процесса (УОУП).

Объем обязательств дифференцирован в зависимости от уровня надбавки: для получения надбавки первого или второго уровня необходимо 150 часов, для третьего уровня –

60 часов. Научные сотрудники самостоятельно формируют свою учебную нагрузку на текущий учебный год, а до 15 июля (текущего учебного года) отчитываются о ее выполнении.

 

Как правильно составить отчет о выполнении образовательных обязательств

 

Правильно оформленный отчет упрощает процедуру рассмотрения и принятия решений. Пять шагов, указанные ниже, помогут сотрудникам сориентироваться в системе учебных нагрузок и предоставить данные своевременно в следующем году.

Научный работник формирует самостоятельно или при помощи ответственного за указанный процесс работника структурного подразделения НИУ ВШЭ  отчет о выполнении учебной работы в электронном виде в АСАВ через модуль «Рабочее место кафедры». Как подключиться к модулю, можно узнать по этой ссылке: http://www.hse.ru/org/hse/147915/it/asav5, а как добавить данные об учебной работе, узнать можно здесь: http://www.hse.ru/org/hse/147915/it/asav2.

Если учебная работа научного сотрудника была зафиксирована приказами, а также внесена в модуль «Студент» в АСАВ, то модуль «Рабочее место кафедры» автоматически будет содержать информацию о фактическом выполнении определенных видов  учебной работы конкретным научным работником.

Если учебную работу сотрудника невозможно зафиксировать в приказе (например, консультирование студентов по темам их исследований), то этот вид работы самостоятельно оценивается научным работником в академических часах и фиксируется в АСАВ.

После фиксации в АСАВ учебной работы научный работник или ответственный за указанный процесс работник структурного подразделения НИУ ВШЭ распечатывает отчет и предоставляет эти данные до 15 июля в Отдел координации учебной работы преподавателей Управления организации учебного процесса. Подтвердить правильность предоставленных отчетных данных может начальник Отдела координации учебной работы преподавателей Управления организации учебного процесса по запросу. Все необходимые сведения о формировании учебной нагрузки или ее подтверждении можно получить по ссылке http://www.hse.ru/studyspravka/NauchSotrud.

 

Надбавки первого уровня – за академическую работу

 

Несмотря на увеличение количества поданных заявок по сравнению с прошлым годом, число получателей надбавок первого уровня изменилось не сильно. Небольшой прирост получателей надбавок первого уровня связан с новыми механизмами экспертизы, касающимися в первую очередь экспертизы журналов и изданий, а также наличия аффилиации с НИУ ВШЭ. Использование новых критериев оценки журналов и изданий, примененных в Журнальном проекте

(https://www.hse.ru/data/2015/05/13/1098762475/Academ_area_34.pdf) Управления академической экспертизы, позволило выявить 56 «мусорных» журналов, публикации в которых не были зачтены претендентам.

По результатам кампании был пополнен список журналов, статьи в которых не учитываются при начислении надбавок.

 

Надбавки второго уровня – за академические успехи и вклад в научную репутацию НИУ ВШЭ

 

В связи с финансовыми ограничениями уменьшилось количество надбавок второго уровня с 34 в прошлом году до 22 в этом. В этом году на эту надбавку рассматривались только монографии и учебники. Двадцать произведений получили очень высокие оценки экспертов.


Надбавки третьего уровня – за публикацию в зарубежном рецензируемом научном издании

 

Надбавки третьего уровня за публикацию в зарубежном рецензируемом научном издании присуждены в этом году вдвое большему числу коллег (233 человека) по сравнению с прошлым годом (127 человек), несмотря на предъявление более жестких требований к статьям. В этом году поддерживались публикации в журналах, относящихся к квартилям Q1 и Q2, а статьи из квартиля Q3 проходили серьезную экспертную оценку.

По сравнению с прошлым годом на надбавку третьего уровня кроме статей в зарубежных журналах, индексируемых базами WoS/Scopus, учитывались:

          российские журналы на английском языке (включая переводные) – статьи и обзоры, – входящие в первые два квартиля Q1 и Q2 в соответствии со списком таких изданий, размещенным на сайте Научного фонда http://www.hse.ru/science/scifund/bonus;

          зарубежные гуманитарные журналы о русской (славянской) культуре на русском языке – статьи и обзоры;

         монографии издательств из списка, основанного на списке ведущих издательств WASS-SENSE, находящихся на уровне А и B, размещенном на сайте Научного фонда;

         рецензируемые доклады на конференциях по тематической области Computer Science уровня A* по рейтингу CORE. Список таких конференций также можно найти на сайте Научного фонда.

 

Распределение публикаций по типам

В состоявшуюся кампанию по академическим надбавкам было принято 426 публикаций (из 494 заявленных в 2015 году; в 2014-м – 323), из них по Q1 – 226, по Q2 – 125, по Q3 – 75.

 

Распределение поддержанных статей в иностранных журналах по квартилям в 2014–2015 гг. (%)

 

Квартили, назначенные комиссией, в подавляющем большинстве случаев являются максимальными квартилями по базе Scopus.

Введение доплаты за каждую дополнительную статью при подаче заявки на надбавку третьего уровня также способствовало увеличению количества публикаций, заявленных на эту надбавку. Правом подачи в 2015 году воспользовались 58 человек (в 2014 году – 28 человек).

 

Хотелось бы отметить, что количество публикаций с аффилиацией НИУ ВШЭ, за которые сотрудники НИУ ВШЭ могут получить надбавки, бурно растет. По оценке Управления академической экспертизы (УАЭ), проведенной по данным из Scopus, количество «правильных статей» в иностранных журналах, входящих в квартили Q1-Q3, и российских журналах в соответствии со списком таких изданий, размещенным на сайте Научного фонда http://www.hse.ru/science/scifund/bonus, в 2014 году увеличилось на 74%. К концу 2015 года таких статей может быть 500-600. По состоянию на июль насчитывается 238 таких публикаций. Совершенно очевидно, что рост количества статей в базах WoS и Scopus продолжится, учитывая университетский вектор развития и нацеленность на повышение позиций ВШЭ в мировых научных рейтингах.  

10 сентября, 2015 г.