• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

E-learning: творческое пространство обучения и общения

О том, зачем вузам необходимы дистанционные технологии в обучении, рассказывает Наталья Дмитриева, доцент кафедры теории и практики государственного управления факультета ГиМУ Высшей школы экономики.

Помимо работы на факультете, я пятый год руковожу Международным научно-образовательным центром в области государственного управления, который занимается разработкой и внедрением образовательных программ для государственных и муниципальных служащих с использованием дистанционных образовательных технологий. Сегодня мы ведем дистанционное обучение (e-learning) более чем по 20 учебным курсам.
Прежде всего, вузам дистанционные технологии обучения необходимы для полноценной реализации Болонского процесса. Один из важнейших принципов болонской системы образования – способствовать мобильности учащихся и гибкости обучения. Развивая дистанционное обучение, можно значительно расширить набор предметов, которые студенты могут изучить самостоятельно и, самое главное, выстроить для каждого студента индивидуальную образовательную траекторию.
 
Как меняется образовательный процесс с помощью e-learning?
Дистанционное обучение позволяет сделать образовательный процесс:
  • демократичным, позволяющим выбирать преподавателя, учебный курс или образовательную программу;
  • свободным и независимым, предоставляя каждому студенту возможность выстраивать индивидуальный график прохождения обучения;
  • удобным и комфортным с точки зрения создания условий для освоения материала;
  • персонализированным в плане выбора уровня сложности, времени и объема освоения учебного материала;
  • интернациональным,так как можно дистанционно обучаться в зарубежных вузах.
 
Что может дать e-learning преподавателям?
Современный мир быстро меняется, и образование часто не поспевает за этими изменениями, информация быстро устаревает, поэтому учебные курсы нуждаются в постоянной доработке, чтобы быть актуальными.
Преподавателям стоит также задуматься и о растущем информационном поле, с которым соотносится его дисциплина, – необходимо давать студентам инструменты, чтобы они «не захлебнулись» в море информации.
Технологии дистанционного обучения значительно упрощают работу по обновлению знания и ориентированию студентов. Кроме того, ДО может способствовать опережающему обучению, будучи элементом самообразования, и стать хорошим дополнением очной формы обучения.
Также преподавателю с помощью различных технологий легче мотивировать студентов отказаться от пассивного усвоения информации для сдачи предмета и начать активный процесс «добывания» нового знания.
 
Что может дать e-learning студентам?
На факультете государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ в 2010 году было проведено выборочное социологическое исследование среди студентов всех курсов (было опрошено 180 респондентов). Оказалось, что всех студентов условно можно разделить на группы по типу выбора образовательной стратегии:
  • Первая группа студентов (почти 50 %) в ходе самостоятельной подготовки предпочитает прочитывать конспекты лекций, но не заинтересована обсуждать исследовательские проблемы в социальных сетях или на круглых столах (конференциях).
  • Вторая группа студентов (14 %) проявляет большой интерес к научным результатам своих коллег, публичным лекциям и открытым семинарам, готова выкладывать свои письменные работы во внутреннюю сеть для обсуждения.
  • Третья группа студентов (6 %) предпочитает работать не с лекционными конспектами и презентациями преподавателей, а обсуждать образовательные задачи в форумах.
Для обучения всех групп можно применять разные формы дистанционных образовательных технологий. Обучение первой группы можно дополнить видео- и аудиокурсами, электронными учебниками. Второй группе актуальна самостоятельная работа с базами данных исследований, в том числе курсовых и дипломных работ, возможность выкладывать в электронных ресурсах свои работы и их обсуждать с преподавателем и другими студентами. Третьей группе сильно поможет индивидуальное и групповое обсуждение различных исследовательских проблем с преподавателем и другими студентами в социальных сетях, форумах, чатах.
 
Современным студентам нужно больше знаний
Сегодня многие студенты готовы целенаправленно расширять свой кругозор и получать дополнительную информацию. И это, прежде всего, те студенты, которые уже что-либо знают про e-learning. Они, как правило, считают, что им недостаточно очных лекций и семинаров для формирования профессиональных компетенций. Те студенты, которые ничего не знают о возможностях e-learning, больше довольны стандартным обучением. Однако таких студентов становится все меньше, и, возможно, преподавателям, которые не применяют дистанционные технологии, в ближайшее время будет все труднее мотивировать студентов к учебе.
Кроме того, на своем факультете мы проводили исследование, насколько студенты готовы посещать разные круглые столы и конференции. Оказалось, что, несмотря на желание, не все студенты могут ходить на такие мероприятия. Но при этом 63% опрошенных студентов готовы дистанционно восполнить упущенную возможность и посмотреть видеозаписи этих мероприятий.
 
Образование должно стать непрерывным
Технологии дистанционного обучения дают возможность развивать и усиливать отдельные компетенции в дополнение к тем, которые были получены в ходе основного образования, участвовать в краткосрочных дистанционных курсах без отрыва от основной учебы, быть студентом двух факультетов. Также использование дистанционных образовательных технологий очень хорошо зарекомендовало себя в программах краткосрочного повышения квалификации. Можно быстро корректировать программы с учетом изменяющихся задач обучения и потребностей целевой аудитории, делать серьезные практикоориентированные курсы.
Сегодня российские студенты и специалисты могут пройти дистанционные курсы и в зарубежных вузах. Например, в University of Southern Queensland http://www.usq.edu.au/, который был признан лидером в области дистанционного обучения Международным советом по открытому и дистанционному обучению,
в Лондонском университете http://www.lon.ac.uk/
в George Washington University http://www.gwu.edu/
в Открытом университете в Хагене http://www.fernuni-hagen.de/
в Tele-Universite в Квебеке http://www.teluq.uquebec.ca/
 
Что дало e-learning нам?
В нашем Центре мы внедряем учебно-методические комплексы, которые успешно сочетают видеолекции и презентации, задания для выполнения самостоятельной работы, вебинары, общение в форумах, электронные тесты для самопроверки.
За четыре года внедрения e-learning в образовательный процесс мы увидели, что преподаватели стали меньше времени тратить на объяснение обязательного теоретического материала, а у студентов появилась возможность послушать, посмотреть, прочитать разные точки зрения ведущих экспертов и специалистов. Но самое главное, с помощью технологий e-learning формируется творческая обучающая среда, а также пространство для эффективной коммуникации студентов и преподавателей.

 

20 мая, 2011 г.