С момента трудоустройства в НИУ ВШЭ стал повторяться один и тот же сценарий:
– Место работы?
– Высшая школа экономики.
– А что же у нас так плохо с экономикой?
– Я занимаюсь не экономикой, а исследованиями в образовании.
– А что, у нас в образовании всё хорошо?
В крайний раз я уже нашла слова, чтобы ответить на такие вопросы, благо они были заданы мне сотрудником медучреждения:
– Вы же знаете, что учить, лечить и управлять страной может каждый, так что давайте не будем продолжать этот разговор.
Конечно же, я иронизирую: действовать в этих сферах могут не все, но высказывать свои «экспертные мнения» – каждый. Эксперты заполонили информационное пространство: приглашенный эксперт в СМИ, «экспертные посты» в Facebook и Instagram от людей, вся профессиональная деятельность которых этим и ограничивается демонстрация экспертизы в разговорах «на кухне», и чем дальше от области компетенций человека тема обсуждения, тем более броские и категоричные мнения он(а) озвучивает, по последней моде завершая их фразой «я считаю». Наиболее популярные сферы компетенций в пандемию: медицина, образование, политика и экономика, – самые волнующие, касающиеся всех.
И всё было бы неплохо, если бы можно было однозначно отделить экспертов от «экспертов», доверять первым и игнорировать вторых. Но ведь в наше странное время даже эксперты не дают единого ответа на насущные вопросы, а то и высказывают противоположные мнения. «Как же так случилось, что вы с вашей коллегой занимаете противоположные позиции по вопросам вакцинации от гриппа?» – спросила я одного врача. «А у нас цели разные», – было мне ответом. Как это может быть, если я спрашиваю экспертов, ученых? Дайте, пожалуйста, ответ на основе фактов и исследований, – это ваша ответственность. В детстве казалось, что ученый – это человек, который знает правду, а сейчас фраза «у каждого правда своя» уже не удивляет, только подчеркивает бессилие.
Обыватели дезориентированы: если ты не являешься экспертом, ты не понимаешь, что хорошо, что плохо, что правильно и что ложно. Но человек хочет конкретики, потому не зависает со своим вопросом, а находит того, чью позицию примет за верное, не обязательно на основе рационального выбора – скорее всего, без него. Симпатии к человеку, время контакта (салютуем ежедневным телевизионным ток-шоу), что-то нас объединяющее – психологи скажут лучше и полнее, – и вот лидеры мнений ведут за собой толпы. Мысль «но не могут же столько людей ошибаться» в наше время отмерла, как рудимент.
Не лучше обстоят дела и у самих экспертов, к коим мы с вами относимся. Нас спрашивают о корректном представлении текущей ситуации, о правильной интерпретации событий, о прогнозах на будущее, которые, разумеется, должны сбыться, ведь мы – эксперты, ученые, сотрудники университета. При этом есть масса факторов, влияющих на наш ответ, и мы рискуем большим, чем лидеры мнений в Instagram, YouTube или Facebook, и ожидания от нас выше, именно на основании нашей профессиональной роли.
В этих обстоятельствах есть несколько сценариев поведения экспертов. Первый – представлять аудитории полную картину, анонсируя все известные позиции и сообщая, какая из них ближе нам. Второй – представлять только свою позицию, приводя все возможные основания. И третий – это просто молчать. Молчать, потому что не хочешь иметь ничего общего с «экспертами», которым есть что сказать обо всем, которые могут отвечать на вопросы, не проанализировав информацию, не оценив иные точки зрения. Получим этакое экспертное молчание в эпоху постправды.
Да, в наше время бесконечного информационного потока молчание может повлечь забытье, а ученые сегодня – люди публичные, хотя и тут единого мнения не существует.
Может быть, тогда мы хотя бы возьмем за правило просеивать свои высказывания? Помните, есть мудрая притча о трех ситах Сократа: сито правды, сито доброты и сито пользы. И тогда просеивание будет признаком настоящей экспертности, а его отсутствие – ложной.