• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Университет «на дому»

Как работать и учиться онлайн

John Schnobrich / @johnschno / Unsplash

С 17 марта студенты, преподаватели, научные сотрудники Вышки перешли на удалённый режим работы. Пришло время узнать, так ли легко живётся и работается фрилансерам, как принято считать. Переход в дистанционный режим сотрудников и студентов университета для многих будет новым и непростым опытом. Для того, чтобы мы пережили этот период с наименьшими потерями, а лучше еще и с некими приобретениями, сотрудники и подразделения Вышки предлагают некоторые рекомендации по организации удаленной работы и учёбы.

 

Будем жить весело, не по другой же причине мы убежали от скорбей.

Джованни Боккаччо «Декамерон»

Ульяна Захарова, научный сотрудник Центра социологии высшего образования, автор МООК «Онлайн-технологии в обучении»

Самодисциплина

В условиях работы из дома, когда привычный режим сбивается, быт отвлекает, а время течет будто по каким-то иным правилам, мы часто впадаем в какую-то из крайностей – работаем очень много или совсем мало. Организуйте рабочее пространство дома, старайтесь придерживаться привычного рабочего режима, не отвлекайтесь на иные дела, пока выполняете задачу, и договоритесь о рабочих часах с домочадцами. Пишите план на день и подводите итоги в конце, так прогресс будет ясен и вам, и вашему руководителю. Если одолевает прокрастинация, примените практики для борьбы с ней, подходящие именно вам, например, метод Pomodoro /Помидора (чередующиеся циклы, включающие 25 минут работы и 5 минут отдыха), или приложение Forest (чем дольше вы работаете без отвлечений, тем гуще «посаженный» вами сад). Можно поэкспериментировать с ведением тайминга, если вы прежде этого не делали: письменно фиксируйте, чем занимаетесь каждый час. Так можно выявить утечки времени или некорректную оценку продолжительности выполнения определенных задач. Эти находки пригодятся нам и по возвращению в обычный режим.

Режим труда и отдыха

К сожалению, на дистанционный режим мы переходим не от лучшей жизни, а из соображений безопасности. Самое главное сейчас – забота о своём здоровье, и здоровье своих близких. Во-первых, разумеется, будем соблюдать рекомендации по профилактике и лечению заболеваний. Во-вторых, не отказываемся от разумных физических нагрузок – это укрепит здоровье и повысит трудоспособность. Однако ходить в спортзал сейчас, пожалуй, небезопасно, а вот сделать серию упражнений дома, в хорошо проветриваемой комнате, в качестве перерыва в работе, или совершить пробежку по своему микрорайону не повредит (только без рукопожатий и объятий с соседями, конечно). Работа или учёба из дома чревата сбиванием не только режимом сна, но и питания – держите себя в рамках, но прислушивайтесь к своему организму.

Договорённости о правилах игры

Для организации эффективной удаленной работы важно договориться обо всём на берегу. Для сотрудников: в какие часы работаем, как часто проводим совещания, какой основной канал общения, где фиксируем прогресс по задачам. Для студентов: какая площадка основная, а какая дополнительная, в каком канале и режиме проходит общение, каковы сроки и правила предоставления заданий, каковы их критерии оценивания. Если к использованию предлагается какой-то инструмент или сервис важно сослаться и на инструкции по его использованию, или записать скрин-каст (видео с экрана) в качестве видеогида. Многие вопросы может снять предоставление шаблона для выполнения задания или пары работ с комментариями о том, почему они хороши или плохи. Возможно, вы посчитаете эти меры излишними, но в условиях отсутствия очных встреч и визуального контакта, оперативно отследить тех, кому требуется помощь, весьма непросто, особенно если у них есть страх задать «глупый» вопрос. В онлайн-обучении лучше чересчур, чем недостаточно. Нам сейчас важно никого не потерять, поэтому нужно обязательно оценивать, всем ли достаточно ресурсов (обеспеченность компьютерами, сетью Интернет с достаточной скоростью передачи – может быть, кто-то полагался на вузовскую инфраструктуру, и теперь испытывает трудности) и знаний для продуктивной работы или обучения. Постараемся быть гибкими, и ставить сроки с учетом возможных временных утечек на технические сбои или освоение сервиса.

Сохранение сообщества

Большое достоинство очного взаимодействия – возможность создать крепкое сообщество. Не пренебрегайте современными технологиями для видео- и аудио-общения – проводите планёрки, совещания по проектам, лекции и семинары в Skype или Zoom.

Неизбежное зло современности – чаты в мессенджерах, например, в Whatsapp, – способно испортить не только рабочий настрой, но и отношения в коллективе. Поэтому лучше ими не злоупотреблять – ведите основное общение в типичных каналах – по почте с коллегами, в LMS со студентами, а в чаты выведите срочные сообщения, требующие внимания всех, например, обновление информации о сроках проектов или заданий. Делу время, а потехе час – создание отдельного чата для непринужденного общения позволит скрасить карантин. Преподаватели могут найти полезным создание студенческого чата, чтобы студенты не испытывали чувство изоляции и использовали силу взаимопомощи. Важно договориться не только о канале, но и правилах общения, например, не писать в чат в ночное время или не ждать быстрого ответа, если написали позже определенного часа. Многие коллеги и студенты болеют сезонными болезнями, их дети в условиях закрытых на карантин детских садов и школ вместе с пожилыми родителями, которые в первую очередь попадают в группу риска в условиях эпидемий, тоже находятся дома. Будем же уважать право друг друга на личное время, но помним о том, что мы хоть и в удаленном режиме, но работаем, поэтому почту предстоит проверять регулярно.

Освоение нового и обмен опытом

Время узнать LMS своего вуза получше – проконсультируйтесь с коллегами о функционале, которым прежде не пользовались. Современный мир полон различных цифровых образовательных технологий и материалов от тех, кто ими уверенно владеет, но остерегайтесь «экспертных» комментариев от непрофессионалов. В то же время перед нами открывается огромное пространство для обмена своими находками и лучшими практиками, начиная от документов совместного доступа (например, Google Документы, Таблицы, Презентации), и программ для управления задачами (мой фаворит – Todoist), заканчивая сервисами редактирования видеозаписей и разработки простых симуляторов. И всё же мы понимаем, что здесь важно а) не заиграться, б) не перегрузить себя и своих подопечных технологиями – лучше меньше да лучше. Золотое правило: задача определяет выбор сервиса, не наоборот.

Спокойствие, только спокойствие

Отнеситесь с пониманием к возможным нестыковкам и организационным сложностям – сотрудники и студенты будут писать о проблемах. Возможно, стоит сейчас набросать сложности, которые вы можете предсказать на старте, и начать технично их отрабатывать, распределив обязанности.

Вносите предложения и давайте обратную связь, но оставайтесь конструктивны, взаимно вежливы и инициативны. Собирайте обратную связь – человек легко может выпасть из процесса, когда дистанционная работа или учёба для него/неё в новинку. Возьмите за правило проводить регулярный сбор вопросов и предложений, и подходите к этому творчески, отказавшись от непродуктивного «Всем всё понятно?». Как вариант можно использовать простые в освоении сервисы Kahoot или Menti, которые оживят и очные занятия, когда мы вернёмся в кампус.

Перевод всех процессов большой организации в онлайн – это большой вызов, но справившись с ним, мы приобретем иммунитет и усовершенствуем эту сферу жизни, ставшую неотъемлемой в современном университете.

Будем же здоровы и продуктивны!

Борис Демешев, старший преподаватель Факультета экономических наук

Несколько советов для преподавателей

1. Не бойтесь выкладывать материалы в открытый доступ.

2. Организуйте со студентами чат в telegram. Как правило, он у всех студентов есть.

3. Сейчас безумно просто снять видео каждого семинара. Для этого нужен не слишком древний смартфон и трипод/монопод (штатив) за 1000 рублей. Поставьте штатив на стол, выключите временно мобильную сеть, чтобы видео не прервалось и потом сразу выкладываете видео на youtube. Это очень легко. Каждый лектор и семинарист может справиться с этим сам при желании.

В собственной практике я:

— выкладываю все материалы открыто на github.com/bdemeshev;

— общаюсь со студентами в telegram (на почту тоже отвечу, но основное общение в этом приложении);

— выкладываю видео семинаров на youtube.

4. Есть те, кому нравится piazza.com для публикации материалов и общения со студентами.

5. Для дистанционной консультации хорошо подойдет zoom (этот сервис удобнее, чем skype). Установить можно по ссылке: zoom.us.

6. Доска дома – полезный инструмент. Можно также на стену наклеить относительно

недорогую плёнку, которая вполне заменяет маркерную доску.

NeONBRAND / @neonbrand / Unsplash

Вышка.Digital сообщает

Для всех студентов, преподавателей и работников НИУ ВШЭ активирована подписка MS Teams – платформа, объединяющая в виртуальном рабочем пространстве чат, видеоконференции, заметки и вложения. MS Teams может использоваться, как сервис проведения вебинаров.

Сервис привязан к корпоративным учетным записям студентов в домене @edu.hse.ru, преподавателей и работников в домене @hse.ru.

Для создания учетной записи в домене @edu.hse.ru или сброса пароля, студенты могут обратиться в учебный офис по соответствующей образовательной программе.

Приглашенные преподаватели, у которых нет корпоративной почты НИУ ВШЭ, могут обратиться к менеджеру подразделения, в котором работает преподаватель, с просьбой подать заявку на создание корпоративной почты.

Заявку на создание корпоративной почты для нового работника можно подать через Единый Личный Кабинет НИУ ВШЭ lk.hse.ru (Кнопка «Почта для нового работника»).

В процессе создания нового почтового ящика, подписка MS Teams будет активирована автоматически.

 

Ответы на самые важные вопросы на странице «Вышки для своих»: hse.ru/our/news/350025880.html

Бессрочный срочный онлайн. Quick Start Guide: hse.ru/our/news/350392492.html

Вся актуальная информация по ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции, а также рекомендации по переходу на дистанционные форматы обучения: hse.ru/covid

Советы дирекции по онлайн-обучению: elearning.hse.ru/how_to_prepare

 

25 марта, 2020 г.