Образование
Международные связи
Исследования
Международные лаборатории
Международный рекрутинг
Повышение квалификации
Научный фонд
Фонд образовательных инноваций
Кадровые инновации
Поговорим о точках роста
Ирина Карелина, директор программы развития, рассказывает об основных достижениях Высшей школы экономики, которые были в этом году.
Не проблемы, а возможности для улучшения
Высшая школа экономики для оценки результатов своего развития использует такую возможность, как привлечение внешних экспертов. Это Наблюдательный совет Программы развития и Международный консультативный комитет Программы развития, заседания которых проходят ежегодно по итогам очередного года реализации Программы развития.
Одной из важнейших целей Вышки является повышение конкурентоспособности университета по отношению к ведущим мировым научно-образовательным центрам в области экономических и социальных наук. Поэтому мы заинтересованы в экспертизе наших результатов со стороны зарубежных коллег – членов Международного консультативного комитета. Они дают рекомендации относительно векторов развития университета. Готовя материалы для комитета, я поймала себя на мысли: если по-русски мы говорим о проблемах в развитии тех сфер, которые требуют большего или меньшего приложения внимания, сил, то в английском варианте мы то же самое называем точками роста, возможностями для улучшения и гораздо реже – трудностями. Думаю, что с точки зрения стратегического развития – это правильный подход. Поэтому о результатах я буду говорить именно с таких позиций.
Мы внедряем проектный подход
У нас произошли отдельные изменения в управлении программой развития. В прошлом году мы начали применять к ее планированию и реализации проектный подход, поэтому скажу о важных проектах, которые стартовали в университете.
Один из проектов – международная аккредитация образовательных программ. Сейчас готовятся материалы для международной аккредитации магистерских программ по направлению Менеджмент. Образовательные программы будут оцениваться с позиции результатов: насколько востребованы на рынке труда наши выпускники, на какой уровень зарплаты они могут рассчитывать. Эти показатели характеризует работу огромного коллектива преподавателей с точки зрения действительности, в которую попадают наши выпускники после окончания университета. Если мы получим международную аккредитацию, то это будет серьезным подтверждением качества подготовки специалистов в Высшей школе экономики.
Будем обучать менеджеров для системы образования
Второй проект – создание Высшей школы образования при Институте развития образования. С 1 сентября в рамках этого проекта открывается магистерская программа «Стратегическое управление в высшем образовании». Администраторы и менеджеры смогут получить квалифицированную подготовку, чтобы эффективно развивать образовательные учреждения, в которых они работают.
Особенность этой программы в том, что в ней будут принимать участие внешние эксперты, зарубежные преподаватели. Так что этот результат – часть будущих значительных перемен и в школьном, и в вузовском управлении.
Разрабатываем образовательные стандарты
Еще один проект касается разработки образовательных стандартов. Высшая школа экономики получила статус методологического центра по подготовке стандартов третьего поколения. Факультет социологии является одним из разработчиков стандартов и создает методологический центр, на базе которого будут проходить подготовку наши специалисты и специалисты других вузов по разработке и внедрению государственных образовательных стандартов третьего поколения.
По содержанию стандарты третьего поколения существенно отличаются от предыдущих поколений стандартов, в их основе лежит компетентностный подход: речь идет о подготовке специалистов, обладающих определенным набором компетенций. Такие специалисты смогут быстрее адаптироваться в профессиональной среде, чувствовать себя комфортно на рынке труда, быть конкурентоспособными.
Важным направлением в стратегии Вышки остается развитие исследовательской компоненты. Отдельным масштабным проектом является создание лабораторий под руководством ведущих зарубежных специалистов, в которых будут проводиться научные исследования с привлечением студентов, аспирантов, молодых исследователей. Их цель – развитие научного направления, подготовка молодых исследователей, вовлечение их в международные исследования.
Стремимся изменить представления
И в заключение хочу сказать о том, что проектный подход реализуется теперь и в системе управления. В прошлом году завершился предварительный этап разработки концепции развития подразделений. Состоялся цикл семинаров, на которых обсуждались ключевые моменты работы подразделений. Сейчас ведется и реструктуризация системы управления программой развития. Планируется, что, завершив эту работу, мы изменим систему мониторинга так, чтобы можно было очень четко говорить, в каком направлении развивается каждый элемент нашей системы и на какой стадии развития он находится.
И если говорить о точках роста – многим сотрудникам Вышки предстоит еще поменять свое представление о принципах проектного подхода. Самое сложное во внедрении новых управленческих схем – изменить сознание людей так, чтобы они сами почувствовали потребность отказаться от привычных способов работы. Когда занимаешься только текущей деятельностью, трудно увидеть проблемные области, но, когда нужно регулярно представлять коллегам результаты своей работы над проектом, – это совершенно другой подход. Он позволяет пересмотреть неэффективные схемы работы, расставить приоритеты, интегрировать ресурсы, достичь поставленных целей.
«…в учебе, в работе, в аудитории и за её пределами важно находить что-то ценное»
Надежда Колесник (группа новые исследователи):
Начало этого учебного года связано с принятием решения в пользу академической карьеры. С сентября я стала полноценным сотрудником Вышки в научно-учебной лаборатории сетевых форм организации. Этот год был посвящен написанию диссертации и статей. Из факультетских мероприятий года особенно запомнились конференция «Современный менеджмент» и лекции профессора Андраш Бауера (Corvinus University) по курсу «Международный маркетинг». Могу сказать, что я с каждым днем убеждаюсь в правильности сделанного выбора.