• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Итоги реализации Программы развития НИУ ВШЭ в 2010 году

Одной из важнейших целей Вышки является повышение конкурентоспособности университета по отношению к ведущим мировым научно-образовательным центрам в области экономических и социальных наук.

A. Savin / WikiCommons / WikiPhotoSpace

Образование

  • Разработаны 17 оригинальных образовательных стандартов НИУ ВШЭ, сравнимых или превосходящих аналогичные в ведущих университетах
  • Открыта аспирантура полного дня по типу программ PhD – набрано12 человек по направлениям «Экономика», «Социология», «Менеджмент»
  •  Институционально оформлена межфакультетская магистратура (первая междисциплинарная программа «Правовая информатика» – факультета бизнес-информатики совместно с факультетом права)
  • Проведены 3 международные экспертизы образовательной деятельности
  • Открыты 2 новые программы бакалавриата и 14 программ магистратуры
  • Разработаны 4 новых магистерских программы совместно с ведущими зарубежными университетами:
Королевской технической школой (Швеция)
Вестминстерским университетом (Великобритания) 
Университетом Кента (Великобритания)
Университетом Болоньи (Италия)
  • Разработаны 5 программ дополнительного профессионального образования.

 

Международные связи

  • Заключены 25 договоров об институциональном партнерстве с вузами Западной Европы, Северной Америки, Японии
  • Разработаны два блока магистерских курсов на английском языке и программы включенного обучения для иностранных студентов. Всего на английском языке реализуются 85 учебных курсов.
  • Реализуются 12 программ двойных дипломов
  • Созданы Центр международных образовательных программ и англоязычный сайт для иностранных студентов http://cie.hse.ru/

Исследования

  • Всего проведено 260 фундаментальных и прикладных исследований (88 фундаментальных исследований выполнены по приоритетным направлениям развития: экономика, государственное и муниципальное управление, социология, менеджмент)
  • Проведены 13 общероссийских социологических и статистических исследований
  • 39 проектов реализованы совместно с зарубежными исследователями, научными центрами и консалтинговыми компаниями и 5 проектов реализованы совместно с зарубежными партнерами (международными организациями, ведущими университетами)
  • 116 исследовательских проектов поддержаны Научным фондом
  • Реализовано 32 исследовательских проекта по заказу Правительства РФ

Международные лаборатории

  • Созданы 2 лаборатории под руководством известных зарубежных ученых
Лаборатория алгебраической геометрии и ее приложений под руководством профессора Института математических наук им.Куранта Нью-Йоркского университета (США) Федора Богомолова
Лаборатория сравнительных социальных исследований под руководством профессора Университета Мичигана (США) Рональда Инглхарта
  • Cовместно с Лондонской школой экономики и политических наук организована Международная научно-учебная лаборатория финансовой экономики
  • Спроектировано 8 международных лабораторий

Международный рекрутинг

  • Создан Комитет по международному рекрутингу, привлекающий специалистов с мирового рынка труда
  • По итогам конкурсов привлечены 13 иностранных преподавателей со степенью PhD, полученной в ведущих зарубежных университетах; всего в университете работают 43 преподавателя со степенью PhD.

Повышение квалификации

  • В программе повышения квалификации участвовали 1529 сотрудников ВШЭ

Научный фонд

  • Начислены 330 академических надбавок сотрудникам ВШЭ
  • Поддержаны 73 индивидуальных исследовательских гранта
  • Поддержаны 23 коллективных исследовательских проекта «Учитель-Ученики»
  • Получили софинансирование 13 грантов РФФИ и РГНФ
  • Выделены 150 грантов для участия в выездных научных мероприятиях

 

Фонд образовательных инноваций

  • поддержаны более 30 заявок преподавателей в различных номинациях

Кадровые инновации

  • Кадровый резерв университета расширен до 187 человек, из них:
52 человека – будущие преподаватели
78 человек – новые преподаватели
34 человека – будущие профессора
23 человека – новые исследователи
  • Создана система привлечения учебных ассистентов к преподавательской деятельности. Уже отобраны 112 учебных ассистентов.

 

Поговорим о точках роста

Ирина Карелина, директор программы развития, рассказывает об основных достижениях Высшей школы экономики, которые были в этом году.

Не проблемы, а возможности для улучшения

Высшая школа экономики для оценки результатов своего развития использует такую возможность, как привлечение внешних экспертов. Это Наблюдательный совет Программы развития и Международный консультативный комитет Программы развития, заседания которых проходят ежегодно по итогам очередного года реализации Программы развития.

Одной из важнейших целей Вышки является повышение конкурентоспособности университета по отношению к ведущим мировым научно-образовательным центрам в области экономических и социальных наук. Поэтому мы заинтересованы в экспертизе наших результатов со стороны зарубежных коллег – членов Международного консультативного комитета. Они дают рекомендации относительно векторов развития университета. Готовя материалы для комитета, я поймала себя на мысли: если по-русски мы говорим о проблемах в развитии тех сфер, которые требуют большего или меньшего приложения внимания, сил, то в английском варианте мы то же самое называем точками роста, возможностями для улучшения и гораздо реже – трудностями. Думаю, что с точки зрения стратегического развития – это правильный подход. Поэтому о результатах я буду говорить именно с таких позиций.

Мы внедряем проектный подход

У нас произошли отдельные изменения в управлении программой развития. В прошлом году мы начали применять к ее планированию и реализации проектный подход, поэтому скажу о важных проектах, которые стартовали в университете.

Один из проектов – международная аккредитация образовательных программ. Сейчас готовятся материалы для международной аккредитации магистерских программ по направлению Менеджмент. Образовательные программы будут оцениваться с позиции результатов: насколько востребованы на рынке труда наши выпускники, на какой уровень зарплаты они могут рассчитывать. Эти показатели характеризует работу огромного коллектива преподавателей с точки зрения действительности, в которую попадают наши выпускники после окончания университета. Если мы получим международную аккредитацию, то это будет серьезным подтверждением качества подготовки специалистов в Высшей школе экономики.

Будем обучать менеджеров для системы образования

Второй проект – создание Высшей школы образования при Институте развития образования. С 1 сентября в рамках этого проекта открывается магистерская программа «Стратегическое управление в высшем образовании». Администраторы и менеджеры смогут получить квалифицированную подготовку, чтобы эффективно развивать образовательные учреждения, в которых они работают.

Особенность этой программы в том, что в ней будут принимать участие внешние эксперты, зарубежные преподаватели. Так что этот результат – часть будущих значительных перемен и в школьном, и в вузовском управлении.

Разрабатываем образовательные стандарты

Еще один проект касается разработки образовательных стандартов. Высшая школа экономики получила статус методологического центра по подготовке стандартов третьего поколения. Факультет социологии является одним из разработчиков стандартов и создает методологический центр, на базе которого будут проходить подготовку наши специалисты и специалисты других вузов по разработке и внедрению государственных образовательных стандартов третьего поколения.

По содержанию стандарты третьего поколения существенно отличаются от предыдущих поколений стандартов, в их основе лежит компетентностный подход: речь идет о подготовке специалистов, обладающих определенным набором компетенций. Такие специалисты смогут быстрее адаптироваться в профессиональной среде, чувствовать себя комфортно на рынке труда, быть конкурентоспособными.

Важным направлением в стратегии Вышки остается развитие исследовательской компоненты. Отдельным масштабным проектом является создание лабораторий под руководством ведущих зарубежных специалистов, в которых будут проводиться научные исследования с привлечением студентов, аспирантов, молодых исследователей. Их цель – развитие научного направления, подготовка молодых исследователей, вовлечение их в международные исследования.

Стремимся изменить представления

И в заключение хочу сказать о том, что проектный подход реализуется теперь и в системе управления. В прошлом году завершился предварительный этап разработки концепции развития подразделений. Состоялся цикл семинаров, на которых обсуждались ключевые моменты работы подразделений. Сейчас ведется и реструктуризация системы управления программой развития. Планируется, что, завершив эту работу, мы изменим систему мониторинга так, чтобы можно было очень четко говорить, в каком направлении развивается каждый элемент нашей системы и на какой стадии развития он находится.

И если говорить о точках роста – многим сотрудникам Вышки предстоит еще поменять свое представление о принципах проектного подхода. Самое сложное во внедрении новых управленческих схем – изменить сознание людей так, чтобы они сами почувствовали потребность отказаться от привычных способов работы. Когда занимаешься только текущей деятельностью, трудно увидеть проблемные области, но, когда нужно регулярно представлять коллегам результаты своей работы над проектом, – это совершенно другой подход. Он позволяет пересмотреть неэффективные схемы работы, расставить приоритеты, интегрировать ресурсы, достичь поставленных целей.

«…в учебе, в работе, в аудитории и за её пределами важно находить что-то ценное»

Своими впечатлениями по поводу прошедшего года делятся резервисты Вышки.
Кузнецова Мария (группа новые преподаватели)
Уходящий учебный год стал для меня первым в официальном статусе преподавателя НИУ ВШЭ. Он принес с собой разные моменты. Мне запомнились ситуации, на которых можно было чему-то учиться самой. На одном из факультетов я задала студентам вопрос: «Чего вы ждете от курса психологии?». И один из студентов ответил: «Я хочу научиться радости. Потому что больше этому нигде не учат». Это стало для меня маяком в дальнейшем профессиональном пути.

 

Надежда Колесник (группа новые исследователи):

Начало этого учебного года связано с принятием решения в пользу академической карьеры. С сентября я стала полноценным сотрудником Вышки в научно-учебной лаборатории сетевых форм организации. Этот год был посвящен написанию диссертации и статей. Из факультетских мероприятий года особенно запомнились конференция «Современный менеджмент» и лекции профессора Андраш Бауера (Corvinus University) по курсу «Международный маркетинг». Могу сказать, что я с каждым днем убеждаюсь в правильности сделанного выбора.

1 октября, 2011 г.