• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

LMS – стройка 21 века!

«Если звезды зажигают — значит, это кому-нибудь нужно?» или зачем система LMS понадобится студентам

Экспресс-изучение активности студентов ГУ-ВШЭ на сайтах социальных сетей показало, что они довольно часто используют инструменты Интернета. В основном, для общения по интересам или обсуждения учебы и преподавателей (например, ВКонтакте содержит более 1400 групп с ключевым словом «ГУ–ВШЭ»). И этот факт нам необходимо учитывать при построении собственной системы поддержки образовательного процесса.

 

Некоторые преподаватели уже пришли к своим студентам в социальные сети и проводят занятия по учебным дисциплинам «в стиле Facebook». Кроме того, преподаватели и студенты активно используют:

  • бесплатные почтовые рассылки;
  • сервисы Google (группы, документы, календари и сайты);
  • тестовые и опросные интернет-сайты;
  • сообщества на сайтах социальных сетей;
  • сайты курсов, созданные с помощью бесплатных систем управления содержанием и многочисленных веб-хостингов;
  • вики-сайты и др.

Система поддержки учебного процесса (Learning Managment System – LMS) – это распределенная информационная система, которая позволяет организовать деятельность преподавателей и студентов. LMS открывает сразу несколько возможностей:

  • обеспечение единого информационного пространства для хранения и редактирования всех материалов, относящихся к учебному процессу (личные данные студентов и преподавателей, электронные учебно-методические комплексы, студенческие работы, результаты оценки знаний и навыков, комментарии и др.);
  • организация индивидуальных профилей освоения учебных материалов с самопроверкой;
  • выбор элективных дисциплин;
  • напоминание о важных событиях;
  • организация индивидуального и коллективного общения студентов между собой и с преподавателем;
  • формализованный контроль знаний (например, в виде тестов).

Современные LMS строятся на основе развитых Интернет-технологий: форумы, чаты, сквозное комментирование, wiki (технология, позволяющая коллективно создавать и редактировать тексты). Таким образом, системы поддержки учебного процесса вуза напоминают специализированные социальные сети с различными ролями участников.

Регистрация и возможности студента

В среде LMS у каждого студента ГУ-ВШЭ появится учетная запись, «корпоративный» e-mail и персональный электронный кабинет с определенным набором сервисов:

  • Личная информация (фамилия, имя, отчество и сведения об учебной группе будут загружаться автоматически из университетских баз данных, а вот «аватарку» можно прикрепить к своей учетной записи любую). При подключении модуля Facebook можно будет использовать в качестве основного личный профайл этой соцсети.
  • Каталог учебных дисциплин в соответствии с индивидуальным учебным планом (ИУП) студента, в который будут входить как обязательные для изучения, так и предметы по выбору. Каждая дисциплина будет снабжена подробной аннотацией и материалами для самостоятельного изучения и проверки знаний.
  • Актуальное расписание занятий с возможностью синхронизации с мобильным устройством (ноутбук, смартфон и т.п.) и системой напоминаний.
  • Личный журнал оценок, позволяющий всегда быть в курсе своих учебных достижений.
  • Форма сдачи письменных работ с автоматической проверкой в «Антиплагиате» и базе ранее сданных работ.
  • Уведомления о крайних сроках сдачи заданий, необходимости внесения оплаты за обучение, интересных и полезных событиях в университете.
  • Форумы, чаты, доски объявлений и возможность отправлять личные сообщения другим студентам, преподавателям и работникам учебных частей. Эти средства помогут быстро решать вопросы, на которые студент не сможет найти ответов самостоятельно.
  • Сквозная система комментариев текстов в LMS в открытом или частном формате.
  • Единая поисковая система поадресной книге, учебным материалам, нормативным актам университета и комментариям других участников учебного процесса.

Студент получит единую точку входа в среду поддержки. В идеале будет решена проблема, которая заключается в необходимости регистрации на разных веб-сайтах и в социальных сетях для продолжения творческого общения с преподавателями и сокурсниками вне рамок очного обучения.

 

«Через четыре года здесь будет город-сад» или чего мы ждем от системы LMS в ближайшей перспективе

 

В течение текущего 2010-11 учебного года будет проводиться пилотное тестирование системы LMS. К нему  может подключиться любой преподаватель или целая группа коллег, работающих на кафедре.

 

Что можно делать уже сейчас?

Преподаватель, получивший доступ в LMS может создать «модельный курс», который позволит:

  • разместить текстовые материалы (в разных форматах) для изучения студентами;
  • создать коллекцию ссылок на внешние ресурсы, необходимые для полноценного изучения дисциплины;
  • опробовать средства для создания тестов;
  • изучить, как можно назначать и «собирать» от студентов эссе, рефераты и курсовые работы, оценивать их и оставлять свои комментарии.

Кроме того, открывается возможность вести журнал успеваемости группы или потока в целом. Записи журнала автоматически отображаются в персональных кабинетах студентов, подписанных на курс.

Можно также оповещать студентов об изменениях в расписании или в постановке заданий, самостоятельно проектировать расположение информационных блоков на экране студента, «включить» или «выключить» форумы, чаты, RSS потоки, wiki, общие папки для файлов в зависимости от того, есть ли в них потребность.

Если уже сейчас Вы уверены, что сможете с помощью LMS учить студентов, понимаете риски при работе в системе, мы рекомендуем начать свою реальную деятельность с помощью LMS.

Зачем это Вам? Чтобы именно Ваши рекомендации легли в основу корректировки предлагаемых инструментов.

Чтобы LMS стала разумнее и человечнее и, чтобы она учла реальные потребности, которые существуют в ГУ-ВШЭ.

В итоге система станет лучше, а значит, лично Вам будет гораздо комфортнее с ней работать.

 

Что же случится в будущем?

Будут отлажены механизмы синхронизации данных с другими корпоративными системами: базой данных учебных курсов корпоративного портала, базой данных о студентах и преподавателях, базой данных рабочих учебных планов.

У каждого преподавателя появится виртуальный «персональный кабинет», в котором будут храниться личная информация,расписание занятий, сведения об индивидуальной учебной нагрузке и иные данные, необходимые для эффективной работы со студентами. К тому же преподаватель будет автоматически получать списки студентов и своих учебных  дисциплин, назначенных ему в соответствии с рабочими учебными планами.

Коллеги смогут публиковать в единой корпоративной LMS те материалы, которые необходимы студентам для предварительного ознакомления или для подробного изучения после очных занятий. При этом количество и структуру размещения этих материалов преподаватель может определять сам.

Еще ряд возможностей: ведение журналов успеваемости групп; просмотр сводных отчетов об учебной активности студентов; общение с ними и с учебными ассистентами, с другими преподавателями и работниками учебных частей; создание учебных сообществ для сопровождения курсовых работ, проектных групп студентов и прочее.

Все учебные материалы студенты смогут скачать на свой компьютер и/или распечатать. Дополнительные материалы будут храниться преподавателем в личной коллекции документов, рисунков, других медиафайлов, наполнение которой могут вести сами преподаватели или учебные ассистенты кафедр.

Кроме того, будет построена отдельная система, позволяющая тестировать компетенции и остаточные знания студентов. Эта система не будет связана с текущими учебными дисциплинами.

Использование в LMS международных стандартов электронных материалов позволит при необходимости транслировать наши учебные материалы и тесты в подобные системы других вузов.

 

«Работа адовая будет сделана и делается уже» или как можно принять участие в развитии LMS уже сейчас

            Коллеги, которые хотели бы принять участие в самостоятельном освоении системы могут прислать заявку на адрес lms@hse.ru. Вы получите персональную учетную запись и возможность опубликовать материалы своей учебной дисциплины или смоделировать что-то новое; получите ссылку на материалы на русском и английском языках, с помощью которых можно самостоятельно изучать инструментарий LMS.

Когда часть материалов Вашего курса будет уже выложена в LMS, Вы сможете зарегистрировать в системе учебные группы студентов и начать их обучение. Данные о студентах будут перелиты автоматически из базы данных АСАВ, но логины и пароли для первого входа придется сообщить студентам самостоятельно по почте.

При необходимости специалисты службы поддержки всегда Вам окажут помощь по электронной почте, телефону или, непосредственно, через инструменты обратной связи LMS.

Изучаем LMSна курсах

Начиная с ноября 2010 года, начали работу курсы повышения квалификации для преподавателей. Программа курсов поможет получить целостное представление о системе LMS и моделях ее использования по следующим аспектам:

  • возможности системы для организации личного рабочего кабинета преподавателя;
  • работа с учебными материалами курса и с основными модулями системы (со стороны студента);
  • методические возможности дополнительных модулей системы.

Заявку можно подать в центр повышения квалификации, подробности.

 

Начиная с ноября 2010 года Фонд образовательных инноваций ГУ-ВШЭ также будет поддерживать заявки на  оригинальные образовательные разработки, которые реализуются в системе LMS. Следите за объявлениями о конкурсе!

 

Мы благодарим коллег-преподавателей ГУ-ВШЭ, которые уже подключились к пилотному тестированию системы за их труд, ценные замечания и предложения по совершенствованию системы.

 

Мы верим в успех: 286уже зарегистрированных пользователей LMS!

 

Ссылки и контакты:

сайт LMS ГУ-ВШЭ

lms@hse.ru – служба поддержки LMS

тел. 8(495)624-22-64*14-63

Быховский Ярослав Семенович, Коровко Анна Валентиновна

 

29 октября, 2010 г.