• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Измученные историей

Академическое сообщество и музейный мир в поисках открытости

Фотография Новоиерусалимского монастыря / Н.К. Спиченко

Родин Илья Викторович

научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева (ИГИТИ)

Чемпионат по культуре. Истра – Химки.

Сверхзадача любого современного города – так или иначе быть центром. Разве город хочет быть окраиной? В Подмосковье особенно сложно воплощать такую мечту в жизнь: все дороги, в том числе образовательные, научные и культурные, не говоря уже о железных, неумолимо ведут в столицу, которая и оказывается центром из центров. Справляться с этим вызовом можно по-разному, и наиболее удачный способ – отнестись к нему как к скрытой возможности развития. Ведь если вдуматься, кругом масса тонких деталей, увесистые наслоения эпох, жемчужины среди песка. Вот на роскошном высоком берегу реки стоит удивительный монастырь, задуманный патриархом Никоном (1605–1681) по образу и подобию Иерусалима с главной христианской святыней – храмом Гроба Господня. И монастырь, и город рядом с ним многое пережили: короткая немецкая оккупация Истры осенью 1941 года привела к страданиям жителей и утрате домов, а, отступая, дивизия СС взорвала Воскресенский собор в монастыре. Когда эвакуированный Городской музей Истры возвращался после войны назад, работы по восстановлению и перезапуску культурной жизни было на годы вперед. Позднее, в 2014 году, музей покинул территорию монастыря, чтобы переместиться в огромное роскошное здание на другом берегу реки. С недавних пор формат музейно-выставочного комплекса изменен на более статусный: музей «Новый Иерусалим» ставит новые амбициозные задачи.

Новый актуальный образ – главный музей Московской области. Значит, новый, подчас неожиданный центр притяжения. Выставки, способные привлечь посетителей не только из других районов области, но и непосредственно из Москвы: «Шагал. Между небом и землей» (2019–2020); «Младшие Брейгели и их эпоха» (2020–2021); «Возвращение в усадьбу» (2020–2021); «Азбука шедевра» (2021–2022) и другие. Так можно сформировать собственный экспозиционно-выставочный почерк, столь важную для современного культурного пространства узнаваемость. Но как это сделать наиболее последовательно? Летний фестиваль, становящийся новой традицией, – безусловный вклад в копилку этого поиска. (Похоже, пример Музея Москвы, регулярно устраивающего мероприятия в своем уютном дворе, стал востребованным образцом.) Но музей – это организация, которая не только осуществляет хранение, учет, опись и демонстрацию музейных предметов, но и ведет образовательную и научную деятельность. Интересно в режиме реального времени наблюдать за становлением такого подхода: с 2021 года «Новый Иерусалим» проводит научную конференцию «Музей и образование», постепенно становящуюся ежегодной.

Илья Родин
Илья Родин
И.С. Редькова

Теоретики и практики музейного дела и музейного образования, представители столичных и региональных учреждений, историки, искусствоведы, художники призваны провести настоящую живую дискуссию о культуре и обществе. В 2022 году на конференцию также пригласили учителей истринских школ, стремясь обеспечить более тесную связь музея с местом его существования, что является просто первостепенной задачей. Небезосновательно: ученый секретарь музея говорила, что, несмотря на успехи, даже в самой Истре многие не знают про «Новый Иерусалим». Следует добавить: про сокровище, которое находится в двух шагах. Пешком из центра города – не больше получаса. Остается лишь надеяться, что выстраивание коммуникации с гостем музея сократит и без того небольшую дистанцию.

Расстояния всегда связаны с разделением. Но означает ли дробность территории слабость общественных и культурных связей? Путешествие из Москвы в Санкт-Петербург на поезде непременно проходит по мосту через канал имени Москвы, который живописно разрезает на две неравные части город Химки. На правом берегу – парк имени Льва Толстого и выставочный центр «Артишок» Объединенной дирекции парков, на левом – кампус Московского государственного института культуры. По прямой, через канал, – 150, может быть, 200 метров. Но чтобы попасть из одной точки в другую, нужно объезжать водную преграду по железной или автомобильной дороге. В свое время тоже потребовалось преодолеть определенное смысловое расстояние, чтобы начать взаимодействие института и выставочного центра. Диалог города и пространства культуры – сложная задача, требующая терпения и длительного труда. В этом марафонском забеге слоган Химок «Интересно жить!» и слоган института «Самый культурный вуз страны» выступают целью на будущее, где город будет выглядеть как состоявшийся культурный проект. Когда проходила конференция МГИК и Российского национального музея музыки в 2019 году, большинство участников было из Москвы и Санкт-Петербурга, приехали коллеги из Ульяновска, но полноценная открытость тоже перемещалась в будущее.

Фотография Московского государственного института культуры (МГИК)
Фотография Московского государственного института культуры (МГИК)
И.В. Родин

Между тем кафедра – организатор упомянутого форума, занимающаяся подготовкой специалистов по музейному делу и претерпевшая значительное число административных поворотов и смен названия, в период своего создания в 1980-е годы была одной из первых в стране и на протяжении многих лет сохраняла свой уникальный стиль учебной и научной работы. Интенсивность взаимодействия с организациями зависит от реальной, не на словах, поддержки руководства, но также от степени открытости самих партнеров, от их готовности увидеть перспективу в вузе, в его преподавателях и особенно в его студентах, ведь именно они сначала пойдут к ним на практику, а затем, возможно, станут их новыми сотрудниками. Здесь вообще кроется один из главных секретов системы высшего образования и, как следствие, успешного функционирования академической системы в широком смысле: уровень вуза зависит от уровня его студентов. Если в вузе будут учиться немотивированные студенты, то, какие бы сильные преподаватели там ни работали, положительной динамики не будет.

Опыт подмосковных организаций позволяет рассчитывать на активное развитие, если к идее разумной уникальности прибавить постоянную работу по взаимодействию на столичном и региональном уровне. Получается что-то вроде здоровой конкуренции, и чем дольше будет продолжаться такой чемпионат по культуре, тем лучше.

 

Автор текста: Родин Илья Викторович, 23 января, 2023 г.